СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Человек и его деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока на тему "Человек и его деятельность".

Просмотр содержимого документа
«"Человек и его деятельность"»


Конспект урока по обществознанию 6 класс

учителя истории и обществознания МОУ СОШ №32 г.о. Саранск

Трубниковой Светланы Евгеньевны



Тема урока

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тип урока

Ознакомление с новым материалом


Цель урока

Способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях


План урока

1.Что такое деятельность


2. Структура деятельности


3. Виды деятельности


Личностно значимая проблема

Человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру,
и прежде всего по отношению к людям, в поведении проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности


методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы: индивидуальная, групповая



Основные понятия

Человек, деятельность, творчество, потребность, труд, знания, поведение, поступки, интересы


Формируемые УУД

Предметные:


  1. Формируется представление о деятельности человека.

  2. Применение понятийного аппарата (деятельность, цель, результат, мотив).

  3. Понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека;

  4. Устанавливать причинно-следственные связи;

  5. Формирование умения работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы;

  6. Уметь высказывать собственное мнение и суждения.

Метапредметные:


  1. Познавательные:

  • Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели;

  • Анализировать вопросы, формулировать ответы.

  • Осуществлять поиск дополнительной информации;

  • Учатся сравнивать, обобщать факты и явления;

  • Давать определения понятиям.

  1. Коммуникативные;

  • Участвуют в коллективном обсуждении проблем;

  • Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;

  • Формулируют точку зрения.

  1. Регулятивные:

  • Принимают и сохраняют учебную задачу;

  • Учатся составлять план последовательности действий

  1. Познавательные:

  • Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели;

  • Анализировать вопросы, формулировать ответы.

  • Осуществлять поиск дополнительной информации;

  • Учатся сравнивать, обобщать факты и явления;

  • Давать определения понятиям.

  1. Коммуникативные;

  • Участвуют в коллективном обсуждении проблем;

  • Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;

  • Формулируют точку зрения.

  1. Регулятивные:

  • Принимают и сохраняют учебную задачу;

  • Учатся составлять план последовательности действий

Личностные:


  1. Сравнивать разные точки зрения;

  2. Оценивать собственную учебную деятельность;

  3. Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни.










I. Мотивация

к учеб-ной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала

Повторение пройденного материала «Человек»

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения

в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися


«Человек рождается дикарем; воспитываясь, он изживает в себе животное». Бальтасар Грасиан,

испанский писатель



Ребята, как вы понимаете данное высказывание известного испанского прозаика и философа?


Действительно, известны случаи, когда дети росли не в обычных условиях, а вскармливались животными. Можем ли мы их назвать человеком? Почему?


Чем же человек отличается от животного? Какое главное отличие человека от животного? Достаточно ли только изготавливать орудия труда и пользоваться ими для того, что бы называться человеком? Чем еще обладает человек и чего нет у животного?


Вывод- человек- биосоциальное существо.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать









Отвечают на вопрос.

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы

на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.



II. Акту-ализация знаний

Беседа по высказываниям:

Определите ключевое слово из высказываний:


«Назначение человека- в разумной деятельности.» Аристотель, древнегреческий философ


«Прекращение деятельности всегда приводит за собой вялость, а за вялостью идет дряхлость. »

Луций Апулей, древнеримский писатель и поэт




Попробуем определить тему нашего урока!



Притча:

«В русских народных сказках часто присутствует главный персонаж Иван, который лежит на печи, то песни поет, то «баклуши бьет». А что бы было, если бы Иван так и ничего и не делал?»



О чем эта притча?

Итак, чего не хватало Ивану из притчи?



Человек должен самореализоваться в жизни, формировать культуру оптимизма и культуру бодрости. А поможет нам в этом спорт.


Физкульт. минутка


Веселись, играй, да дело знай”


Учащиеся выбирают ключевое слово – деятельность



















«Человек и его деятельность»


Ответы ребят:


Тогда и сказки то бы и не было.

И не о чем было бы говорить.


(Отвечают
на вопрос, рассуждают, высказывают собственную точку зрения.)













Фронтальная работа

Познавательные:

осуществляют поиск нужной информации. Обозначают проблему урока. Регулятивные:самостоятельно формулируют проблему урока после предварительного обсуждения

Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Устные ответы



















Запись в тетрадь



III. Изучение нового материала

Работа с понятием

Все, что нас окружает и есть результаты труда человека.  Но чаще принято говорить результаты деятельности человека. Давайте познакомимся с этим новым понятием.

Подберите к слову “деятельность” синонимы. Вы будете называть их, а я записывать на доске. Затем мы попробуем дать определение слову “Деятельность”




Записав все предложенные слова, предлагает ученикам ответить на вопрос “Что же такое деятельность?”






Давайте проверим по словарю, правильно ли мы понимаем значение этого слова.

Ученики открывают словарь (учебник стр. 108) и читаю определение слова “деятельность» после чего записывают его в тетрадь.


Обозначают проблему урока.


«Что такое деятельность человека, какое значение в жизни человека имеет его деятельность?»






деятельность





(Технология “Снежный ком) Ученики называют синонимы, учитель записывает их на доске (труд, действия, дела…)


Предлагают свои варианты ответов – деятельность это труд, деятельность это умение что то делать, это осознанный труд, занятие, присущее только людям .


Деятельность – это способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.


Фронтальная работа

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

Устные ответы, запись в тетрадь


Работа со схемой «Структура деятельности»

Мы с вами выяснили, что человек создает своим трудом все, чего нет в природе, и если у него что-то не получается, то он будет думать, мыслить, пробовать несколько раз, пока это у него получится.

Итак, чтобы начать любую деятельность человеку понадобится что ?

Да, т.е. мотив. I этап


II этап

Давайте вспомним отрывок из сказки Л.Кэролла «Алиса в стране чудес». Эпизод встречи Алисы и Чеширского кота.

Алиса спрашивает Чеширского кота:

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

- Мне всё равно… - сказала Алиса.

- Тогда всё равно, куда и иди, - заметил Кот.

Была у Алисы цель? Куда она придет? Что же такое цель?

Практически всегда деятельность человека имеет цель.





III этап

Выбираются средства, которыми осуществляется сама деятельность







IV этап сам процесс деятельности


V этап – результат


Результат деятельности  может быть разным:


Результат учебы…………знания

Результат труда………….товар

Результат научной деятельности -………………..идеи, изобретения

Источник деятельности- …..человек





Вывод: Вот мы с вами и познакомились с сущностью деятельности человека. Давайте сформулируем ее отличительные черты







Повод


(записывают в тетради линейную схему)
















Значит, цель – это определенный результат, на достижение которого направлено действие человека.  (записывают в тетради линейную схему)



Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели в процессе деятельности.

(записывают в тетради линейную схему)




Результат – это конечный итог.           

(записывают в тетради линейную схему)









Учащиеся сами формулируют вывод, используя схему- мотив-цель-средства-процесс-результат.

(Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата.)


Фронтальная работа

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.


Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради


Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

Устные ответы,






запись в тетрадь


Виды деятельности


Творческое задание

Одинакова ли деятельность человека на протяжении жизни ? Человек занимается разнообразной деятельностью. Попробуем назвать виды основные виды деятельности.

Работа с учебником на странице 29 .


Ребята, а что дает ребенку игра?

Может ли игра способствовать формированию будущих целей в жизни.

Сообщение учащегося: «Игра в потешные войска Петра Великого». Почему военные игры потешных войск считают началом славных дел Петра I? Задание 1 группе- синквейн «Игра»


Работа с учебником на странице 30. Перед вами картина В.Г.Перова «Тройка». Что можно сказать о занятии этих детей? Как называется вид их деятельности? Задание 2 группы- синквейн «Труд»

Чем же они должны заниматься в их возрасте? Задание 3 группы- синквейн- «Учёба».

А что объединяет все эти виды деятельности? Без чего деятельность была бы невозможна? Задание 4 группы- синквейн «Общение».


Заслушиваются ответы детей.

Учащиеся называют виды деятельности.

Попробуем подобрать прилагательные к слову «деятельность». Демонстрируются творческие работы учащихся, картинки на презентации.


Отличается ли деятельность человека от животных?


Составляют схему.

Игра. Учеба. Труд. Общение.


Делит учащихся на группы, объясняет смысл задания, создает творческую атмосферу


Работа по группам

I группа – Игра

II группа - Учеба

III группа - Общение

IV группа – Труд

(Составление проекта- синквейна) по видам деятельности



















Вместе- деятельность- схема.



Групповая работа

Выполняют задания, готовят проект

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу;учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

Проект- синквейн































В тетради

IV. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных
на уроке
сведений

Как же взаимосвязаны между собой основные понятия: Человек, деятельность, творчество, потребность, труд, знания, поведение, поступки, интересы. Задание – определить соответствие терминов и понятий.

В завершение изучения темы: “Человек и его деятельность”, попытаемся, «приготовить рыбку»- Фишбоун.


Ответим на вопрос, поставленный в начале урока: «Что такое деятельность человека, какое значение в жизни человека имеет его деятельность?»

Фишбоун.











Деятельность человека связана с его знаниями, умением мыслить, рассуждать, изменять мир.


сегодня я узнал…

я понял, что…

я приобрел…

я смог…

я попробую…

урок дал мне…

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее за-дание

§ 3. задания рубрики «В классе и дома»; творческое задание- на выбор-составить как можно больше слов из слова «деятельность», выполнить проект «Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность»- с. 33

Конкретизирует домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!