СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек в истории России 20 век.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

конкурсная работа учащегося об истории своей семьи в 20 веке

Просмотр содержимого документа
«Человек в истории России 20 век.»









XVII Всероссийский конкурс

исторических исследовательских работ

«Человек в истории. Россия – XX век»

«История Семьи»













V. Смелов Данил Андреевич Москвина Софья Алексеевна

(2001г.) (2012г.)



IV. Лысков Дмитрий Лысков Евгений Лысков Олег Кутузова Татьяна Романова Татьяна Москвина Галина Москвин Алексей

(1963-1983гг.) (1971г.) (1974-2007гг) (1976г.) (1963г.) (1978г.) (1970г.)

III. Лысков Александр Фёдорович Романова Людмила Ивановна

(1938-2006гг.) (1941г.)







II. Лысков Фёдор Егорович Малышева Ефросинья Михайловна Романов Иван Васильевич Дулатова Прасковья Васильевна

(1904-1941гг.)





  1. Лысков Егор Анна

(1873- 1937гг)



Введение

«Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни». Василий Песков

Каждому человеку интересно знать, откуда он происходит, кем были его предки, откуда я родом? Вопросы просты, но на самом деле имеют глубокий смысл. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы, тех от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит становление его как гражданина. Семья – источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чём строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания значения семьи, получения знаний о своих корнях, чтобы чувствовать себя звеном большой исторической цепи.


Предмет исследования  - жизнь семьи Лысковых  в годы важнейших  исторических событий страны ХХ столетия.


Объект исследования  – история семьи Лысковых.


Хронологические рамки работы: XX-начало XXI вв.

Цель: Сохранение истории моей семьи, моих корней в истории моей страны и в первую очередь в памяти членов моей семьи и последующих поколений семьи.

Задачи: - начать изучение истории своей семьи по материнской линии;

- изучить документы и воспоминания о жизни представителей семьи Лысковых.



Лысков Егор Александрович, 1873(1875) года рождения, место рождения: Алькеевский район, с. Юхмачи, жил там же. Русский, 2 детей, единоличник. Арестован 5.3.30 («активная деятельность на срыв мероприятий Советской власти».), осуждён тройкой ГПУ ТАССР 25.5.30 по статье 58-10,73. Приговор: 3 года концлагерей. Арестован повторно 5.8.37 («дискредитация колхозного строя, угрозы активу»), осуждён тройкой ГПУ ТАССР 22.9.37. Расстрелян 24.9.37 в г. Спасск. Реабилитирован 27.09.89. (Книга памяти жертв политических репрессий. Т.8, РТ. Казань, 2003г. стр. 190.)

«Дискредитация колхозного строя, угрозы активу» это официальная версия ареста и приговора, отец говорил о том, что деда арестовали из – за того, что сосед, будучи милиционером, заставлял его готовить ему сено, а так как земля вся была колхозная, то косить особо было негде. За отказ готовить ему сено и то, что в царское время Егор был полицейским и был арестован он в 1937 году и расстрелян. А с этим соседом и его сыном мы так и жили в соседях. Вот такое было время. (Воспоминания внучки Клавдии Фёдоровны Прыщ)

Лысков Фёдор Егорович, 1904(1905) года рождения, место рождения Алькеевский район, с. Юхмачи, жил там же. 2 детей, лесник. Арестован 5.3.30 («противодействия снятию креста с церкви»), осуждён тройкой ГПУ ТАССР 25.5.30 по статье 58-10. Приговор: 3 года концлагерей условно. Реабилитирован 27.09.89. (Книга памяти жертв политических репрессий. Т.8, РТ. Казань, 2003г. стр.191.)

Лысков Федор Егорович мобилизован Кузнечихинским РВК, красноармеец, пропал без вести. (Память, РТ, Казань 1994г Т.4, стр.103.)

Из воспоминаний сына Лыскова Александра Фёдоровича об уходе на фронт отца Фёдора Егоровича, по словам матери Ефросиньи Михайловны. В 1941 году отец был механизатором в колхозе. Когда пришла повестка, и он был отправлен в Кузнечиху в РВК, на отца пришла бронь, но он уже был отправлен на фронт. Часть, в которую попал прадед, попала в окружение, часть красноармейцев и мой прадед Фёдор решили пробиваться к своим, но все из них пропали без вести, вероятнее всего пропали в болотах. После войны, по словам деда Александра Фёдоровича к ним приходил однополчанин прадеда, родом из Шибаш, вместе призывались. Он и поведал об этом.



Лысковы Фёдор Егорович и Ефросинья Михайловна











В 1938 году у Фёдора Егоровича и Ефросиньи Михайловны родился пятый ребёнок. Это был мой дедушка Александр.

Рассматривая свидетельство о рождении деда мне стало интересно, почему татарские буквы так не похожи на современные. Покопавшись в литературе, я узнал, оказывается, после революции и прихода к власти большевиков в нашей республике проходило движение за яналиф (новую азбуку), перевод на латинский алфавит. В 1930 году татарский язык переводят на латинскую графику. (История Татарстана 20в..1917-1995гг. Издательство «Хәтер»1998г., Б.Ф.Султанбеков, Л.А.Харисова.)

О военном времени он помнил очень мало, так как был маленьким. Помнит, что было очень голодно, всё время хотелось есть. Мать во время войны работала в колхозе, на трудодни давали немного муки, в которую добавляли растение коновник, от которого лепёшки были зеленоватого цвета и очень твёрдые и жёсткие. Одежды тоже было мало, только, что на них одето, сменного белья не было, не было и зимней одежды, одни валенки на троих мальчишек. Поэтому на улицу ходили по очереди. Старшие работали в колхозе. После войны, когда Юхмачи стали районным центром и в Юхмачи перевели райком партии, мать стала работать техничкой в райкоме. Стало немного полегче. Когда Саше исполнилось 7 лет, он должен был пойти в школу. Мать сшила ему холщовую сумку, но учился дед не очень хорошо и после 4 класса ушёл из школы. Среднюю школу дед закончил вместе со своим старшим сыном Дмитрием.

Когда пришло время, пошел в армию, закончил службу старшим сержантом.

После армии Александр поступил на работу в леспромхоз. Работа была в лесу, заготавливали лес, но проработал в лесу недолго, так как его укусил клещ, и работать в лесу, ему было запрещено. Дедушка устроился конюхом в сельпо, а затем в участковую больницу. Затем перешёл в колхоз на должность бригадира. В 1980 году стал работать в Юхмачинской средней школе завхозом. Где и проработал до выхода на пенсию в 1998 году. (Воспоминания жены Лысковой Людмилы Ивановны моей бабушки)



В любой работе Саша проявлял свой неугомонный характер. Ему до всего было дело. Он был очень весёлым человеком, никогда не лез в карман за словом. Всегда мог поддержать любого, прийти на помощь. Если человек был не прав, он говорил об этом в лицо, а не за спиной человека не смотря, как сейчас говорят «на чины». За прямолинейность и справедливость его уважали, но многим это, конечно же, не нравилось. (Со слов Ивановой Александры Алексеевны, учителя Юхмачинской школы, с которой работал в школе дед)

Основной чертой характера деда было трудолюбие. Трудился сам и приучал к этому своих детей – сыновей и дочерей. А их у него было шестеро. Три сына и три дочери (от двух браков). После смерти первой жены в 1977 году на руках отца осталось 4 детей: старшему сыну Дмитрию исполнилось пятнадцать лет, Евгению пять лет, Олегу два с половиной, Татьяне год и два месяца. И то, что отец не бросил своих детей, не сдал их в детский дом, говорит о многом и в первую очередь о чувстве ответственности перед своими детьми. Конечно, поднимать одному четверых детей было сложно. По словам папы даже страшно, несколько месяцев после смерти жены не мог спать. Но потом успокоился, взял себя в руки, нашёл женщину, которая заменила детям мать, это и была моя мама Людмила, которая преподавала математику в Юхмачинской школе. Они вместе прошли по жизни, подняв детей, дав им образование. У мамы тоже была дочь Татьяна ровесница Старшему сыну папы Дмитрию. А в 1978 году родилась и я, их общая дочь. Когда я пошла в школу, а я пошла в шесть лет и в октябре месяце. Так как ростом была мала, и в школу меня брать не хотели. В течение месяца я приходила в школу, и стояла около двери, не решаясь её открыть. Мой учитель, пожалев меня, разрешила с первого октября прийти в школу. Папа носил мою огромную сумку и каждую свободную минутку заглядывал в класс, спрашивая глазами у Нины Дмитриевны, как моя красавица учиться? А вечером после уроков я уже ждала папу, чтобы вместе пойти домой. Всегда в его карманах были для меня маленькие сюрпризы (конфеты, печенье и даже кусочек хлеба от лисички)

Папа умел многое делать своими руками. После армии построил сам дом, в котором мы все выросли и вплоть до смерти папы этот дом был местом сосредоточения всех детей и внуков. Здесь мы собирались по праздникам, сюда шли поделиться с папой своими проблемами, за советом и просто отдохнуть душой. Обстановка в доме была не богатой, многое из мебели было сделано отцом - деревянный стол, табуреты, кухонный шкаф и полки.

Строительство домов, бань, веранд, ворот, крыш, сараев, кладка печей родным, близким, детям, соседям не обходилось и не начиналось без папы, и его руководства.

Все его инструменты находились на своих местах, все было чётко распределено, всё находилось под рукой.

Всю свою жизнь он держал полный двор скотины, любил её, ухаживал. А валки сена, которые выходили из под его косы, были самыми плотными и большими. Даже не зная, где папа скосил сено, можно было сразу узнать его руку. Отец обладал огромным жизненным опытом, к которому прислушивались все соседи на улице. Начинали косить сено, только когда выходил отец, вскапывать землю, копать картофель, когда выходил он.

Папа прекрасно готовил, сам пёк хлеб как заправский пекарь. А в огороде, саду у него была идеальная чистота. Семена готовил тоже сам. За ними к нему приходили дочери и соседки. И для каждого приходящего в его дом было готово доброе слово, и каждому он был готов помочь, чем мог и что было в его силах. Если семья вечеряла или завтракала, и кто-то заходил по делу, то никогда не уходил, не присоединившись к трапезе. (Воспоминания дочери Галины)

Наверное, многим покажется, что частичка истории моей семьи не имеет никакого влияния на историю страны, что биографии моих родных и их вклад незначителен. Я же считаю, что жизнь моих родных, как и миллиона других подобных нам семей важна для нашей страны. Что мои прадеды не зря сложили свои головы на полях сражений Великой Отечественной. Что мой дед, хотя большую часть жизни прожил в мирное время, но и он отдал свой воинский долг стране, он всей своей жизнью доказал важность каждого простого человека в многовековой истории нашего многострадального государства. Я горжусь своими дедами и прадедами. Своей мамой, бабушкой, которые своим ежедневным педагогическим трудом служат своему Отечеству.

Моя работа на этом не заканчивается. Впереди меня ждут районные, республиканские архивы и описания жизни современного мне поколения, членов моей семьи сегодня, завтра в будущем. Я надеюсь, что моё поколение не будет ничем не хуже поколений моих предков, мы продолжим каждый по-своему вкладывать частичку своего труда на разных поприщах в общее дело-благосостояние нашей Великой и Могучей Родины-Матушки России, как бы пафосно это не звучало.



























Библиография и источники:

1. Фото из личного архива семьи Лысковых

2. Книга памяти жертв политических репрессий. Т.8, РТ. Казань, 2003г. стр. 190-191.

3. Память, РТ, Казань 1994г Т.4, стр.103.

4.История Татарстана XXв. 1917-1995гг. Казань, «Хәтер», 1998г., стр.161-162

5. Воспоминания Ивановой Александры Алексеевны

6. Воспоминания дочери Лыскова Александра Фёдоровича Москвиной Галины

7. Воспоминания жены Лыскова Александра Фёдоровича Людмилы Ивановны

8. Воспоминания внучки Лыскова Егора Клавдии Фёдоровны Прыщ






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!