I.
Мотивация
к учеб-
ной
деятельности
|
2
|
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
|
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец.
- Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли).
Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного
|
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют
|
Фронтальная
работа
|
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
|
|
II. Актуализация знаний
|
7
|
Беседа
Вопросы от ученика к ученику
|
Организует беседу по вопросам:
– Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Реформы Избранной рады». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д.
Исторический диктант.
1.Священник, деятель Избранной рады.
2.Титул Ивана Грозного.
3.Казак, возглавивший поход против Кучума.
4.Служилые люди, получавшие за службу земельный надел.
5.Сословно-представительный орган при царе
6.Постоянное войско, созданное Иваном Грозным.
7.Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным
8.Сборник законов
9.Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года.
10.Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя
|
Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.
Сильвестр
Царь
Ермак
Дворяне
Земский собор
стрельцы
приказы
Судебник
Стоглав
Самодержавие
|
Фронтальная работа
|
Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
|
1. Устные ответы.
2. Устные ответы
|
III. Изучение нового материала
|
17
|
Беседа и рассказ учителя
Работа с учебником
Работа с учебником
|
- Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным.
Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии
- Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой».
- В тетрадь записываются причины террора:
Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням.
Опричнина – название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом.
Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись).
- Стр. 216 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него?
(1) Адашев; Сильвестр. (2) митрополит Афанасии; Андрей Курбский.
Рассказ учителя.
- Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)?
- Какие территории вошки в опричнину?
Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах.
Одновременно было создано опричное войско.
- Как относилось к введению опричнины большинство население страны?
- На стр. 219-220 выделим итоги царствование Ивана Грозного.
|
Ученики делают записи в тетради, читают текст.
Работа с учебником, выделение причин террора
1.Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти;
2.Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства;
3.Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии;
4.Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней.
Разделение страны на две части:
1.Опричнину, взятую в особое царское владение;
2.Земщину, которой должны были ведать бояре.
Выделяют итоги: 1. Хозяйственный упадок;
2. 1581 г. – указ о заповедных летах;
3. Изменения в высших слоях населения:
а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя;
б) люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли.
|
1. Индивидуальная работа.
2. Работа в группах.
3. Фронтальная работа.
4. Индивидуальная работа.
5. Работа в парах
|
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.
Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
|
1. Устные ответы.
2. Устные ответы.
3. Устные ответы.
4. Письменные задания.
5. Устные ответы
|
V. Итоги урока.
Рефлексия
|
5
|
Обобщение полученных на уроке сведений
|
Проводит беседу по вопросам:
– Для какой цели Иван Грозный учредил опричнину?
- Какие земли вошли в опричнину?
- Чему способствовала опричнина?
- Каковы итоги опричнины?
- Почему Иван Грозный запретил опричнину?
|
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
|
Фронтальная работа
|
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
|
Оценивание учащихся за
работу на уроке
|