Урок русского языка в 5 классе
Учитель: Христолюбова Юлия Андреевна,
1 к.к.
Актуализация знаний
- 1. Что изучает морфемика?
- Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает значимые части слова (морфемы)
- 2. Что такое приставка?
- Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит дя образования новых слов
- 3. Что такое корень слова? Корень - значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов
- 4. Что такое суффикс?
- Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием и служит для образования новых слов
- 5. Что такое окончание?
- Окончание – это часть слова, которая служит для образования новых форм слова
Вспомним…
ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ Г//Ж; Х//Ш; Т//Ч
- Чередующие согласные в корне слова
-крат- (-кращ-): краткий,
прекратить, прекращение,
сократить, сокращать,
сокращение
чередования
пример
Г//Ж//З
Друг
К//Ч//Ц
Река казак
Д//Ж//ЖД
Обида водитель
Т//Ч//Щ
Свет
СК//СТ//Щ
Блеск
Х//Ш
Воздух
З//Ж
Сказать
С//Ш
Носить
Понаблюдаем…
Сформулируй тему урока
- Беглые гласные в корне слова
Убежала гласная…
- БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело) (т олковый словарь Ожегова С. И.)
Чередование – это закономерная замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов.
Беглые гласные – звуки, которые то появляются, то исчезают в морфеме.
Беглые гласные - э то чередование звуков О и Е с нулем звука.
Попробуем поймать беглую гласную
Д е нь- дня
Лед -
Огонь-
Камень-
Дымок -
Огонек -
Молодец -
Ситец-
Боец -
Петушок-
Физкультразминка
Выполним упражнения в учебнике
Оценка познавательной деятельности
- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- задание выполнено
неточно, ставьте знак вопроса(?).
Упражнения
- 1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление ?
- 1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение,
- 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.
- Ответ: 4) поЗДРАВЛение.
- 2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец ?
- Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, отцу) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .
- 3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено . Сколько здесь представлено вариантов корня?
- Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).
- 4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь .
- Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .
Выполним задания
- Прочитайте предложение «Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого» .
Выпишите глагол-сказуемое из второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова
Проверь себя
- Дрожит
- Дрожь
- Дрогнуть
- Вздрагивать
2. Являются ли однокоренными слова пень-пня, флажок – флажка ?
- 3. Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:
1) успех , 2) ночной,
3) гитара
1
- 4. Найдите слово с беглым гласным:
1) замочек , 2) смотреть,
3) стрельба, 4) птица
1
Проверим…
- Сегодня мы говорили о…
- Сегодня мы повторили…
- Чередование согласных в корне слова – это…
- Беглые гласные в корне слова – это…
Диагностическая карта
?
Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
! ! !
Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
Диагностическая карта
«3» ?
Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
«4» !
Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
«5»! ! !
Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
Домашнее задание
С п а с и б о з а у р о к !