Конспект урока математики в 1 классе.
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Число 10».
Основные цели:
1) сформировать представление о числе 10 как количественном свойстве групп из 10 предметов, записи числа 10 в знаковой форме, сложении и вычитании в пределах 10;
2) актуализировать умение решать уравнения на сложение и вычитание.
Мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) пословица:
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.
2) карточка с заданием на пробное действие:
10 – 7 =
3
) эталон числа 10, состава числа 10:


4) задание № 3 для этапа 6:
2 + 8 = 10 – 4 = 5 + 5 =
10 – 1 = 7 + 3 = 1 + 9 =
5) образец для проверки задания в парах (этап 6):
10 – 4 = 6 5 + 5 = 10
7 + 3 = 10 1 + 9 = 10
6) эталон для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):

7) образец № 6, (этап 8):

Раздаточный материал:
1) 10 двусторонних точек и «домик» для состава числа 10:

2) карточки с заданием для самостоятельной работы:
10 – 9 = 6 + 4 =
2 + 8 = 10 – 5 =
3) лестница «успеха».
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
3) установить тематические рамки урока: изучение нового числа.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске открыта пословица (Слайд1)
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.
Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эти слова?
Согласны ли вы с ними?
Чему бы вы хотели научиться – трудолюбию или лени? Почему?
Чему учитесь вы на уроках математики? (Учимся самим открывать новые знания.)
Трудно ли это? (Да, не всегда удается.)
Сегодня вы будете продолжать этому учиться. Прочитайте пословицу еще раз и найдите в ней слова, которые связаны с математикой. (В пословице встречается число три.)
Сегодня вы продолжите изучать числа.
2. Актуализация знаний фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) актуализировать умение работать с числовым отрезком, вычислительный навык (состав чисел 1-9);
2) сформировать представление о числе 10, способах его записи;
3) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;
4) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на уроке;
6) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или обосновании хода решения и правильности полученного результата.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Тренинг вычислительного навыка.
Учащиеся могут работать в рабочих тетрадях. Один учащийся работает у доски.
Проводиться детальная проверка каждого задания из математического диктанта.
Чем вы пользовались, что вспоминали, когда выполняли задания? (Знанием состава чисел.)
Расставьте эти числа в порядке возрастания.
Найдите закономерность. Как называют такие числа?
1, 3, 5, 7, 9
2) Образование числа 10, запись с помощью знаков.
Учащиеся выкладывают на столе, а учитель на доске 9 кругов.
Дополните это количество еще одним кругом. Сколько стало? (Стало десять.)
Как же записать это число. Вспомните способы записи. (Число можно записать с помощью точек и цифр.)
Возможно, ли записать число десять с помощью одной цифры? (Нет, нельзя, число записывается с помощью двух цифр – 1 и 0.)
Верно.
Запишите это число в виде графической записи.
Учащиеся пробуют записать с помощью точек.
На доску вывешивается модель числа 10.
3) Задание для пробного действия.
Что вы повторили и узнали? (Потренировались в счете, получили число 10, записали его с помощью знаков.)
Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)
Как называется такое задание?
Как докажите, что вы готовы его получить? (Мы справились со всеми заданиями для повторения.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия (слайд).
Учитель фиксирует на доске варианты ответов.
Среди всех ответов есть правильный – это три. Кто не смог получить правильный ответ, что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли правильно найти значение выражения 10 – 7.)
Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте его. (Мы не можем обосновать, что 10 – 7 = 3.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) создать условия для выполнения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на знаковую фиксацию;
2) организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения: нет эталона состава числа 10.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какой наш следующий шаг? (Нужно подумать, почему, где и почему возникло затруднение.)
Какое задание вы выполняли? (Находили значение выражения 10 – 7.)
Чем это задание отличалось от предыдущих? (Это пример с числом 10.)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет эталона состава числа 10.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) сформулировать конкретную цель учебных действий;
2) согласовать тему урока;
3) организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;
4) организовать планирование учащимися своих дальнейших действий.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Сформулируйте цель дальнейшей деятельности? (Построить эталон состава числа 10.)
Сформулируйте тему урока? (Число 10.)
Что вам может помочь. ( пучок с палочками , 1 дес.) Как это вам поможет открыть состав числа?
Давайте еще раз повторим план построения эталона. (записывать соответствующие пары чисел в «домик».)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) построить эталон состава числа 10;
2) применить новый способ действий для решения примера, вызвавшего затруднение;
3) зафиксировать новый способ действия в речи и знаково, путём заполнения «домика»;
4) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Вам нравиться работать в группах? Как вы работаете в группах?. (В каждой группе есть ответственный. Он распределяет обязанности в группах и отвечает за результат. Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны внимательно его выслушать.)
Постройте эталон состава числа 10.
Учитель раздает группам необходимый материал Р-3.
Учащиеся самостоятельно заполняют «домик» числа 10. По окончанию работы, представители от каждой группы выставляют «домик» на доску.
Представитель одной из группы озвучивает «домик».
Другие группы согласны?
Можете ли вы теперь выполнить пробное действие?
Чему равно значение выражения 10 – 7? (3.)
Можете обосновать этот ответ? (Да, так как 10 – это 7 и 3.)
Как проверить сделанный вывод?
Учитель раздает учащимся эталоны Р-4. На доске фиксирует эталон Д-5.
Что можете сказать об «открытии»? (Мы все «открыли» верно, только не получили число 10 на числовом отрезке.)
Как это можно сделать? (Числовой отрезок до 9 продлить еще на один единичный отрезок, и записать число 10.)
Если числовой отрезок заранее заготовлен, учитель дополняет его до 10.
Что позволит вам сделанное «открытие»? (Решать примеры в пределах 10, записывать число 10, …)
Что дальше вы должны сделать? (Тренироваться.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) пропись,.
Учитель может предложить учащимся прокомментировать написание числа 10 с места.
2) № 3, стр. 38.
Учащиеся с места заполняют «домик».
3) Решение примеров на состав числа 10.
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для закрепления Р-5, аналогичное задание вывешивает учитель на доску Д- 6.
2 + 8 = 10 – 4 = 5 + 5 =
10 – 1 = 7 + 3 = 1 + 9 =
Работа по решению первого столбика организуется у доски с комментированием.
Второй и третий столбики решаются в парах с проговариванием. Проверка организуется по образцу Д-7.
Кто допустил ошибки? В чем они?
Сделайте вывод. (Нужно потренироваться в применении эталона состава числа 10.)
Исправьте ошибки.
Кто не допустил ошибки, сделайте вывод. (Мы умеем решать примеры на состав числа 10, но нужно еще поработать самостоятельно.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;
2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;
3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Учитель раздает карточки с заданием для самостоятельной работы Р-6.
10 – 9 = 6 + 4 =
2 + 8 = 10 – 5 =
Время выполнения 2-3 минуты. Проверка по эталону Д-8.
У кого есть ошибки в самостоятельной работе. Исправьте их.
Сделайте вывод. (Нам нужно тренироваться в решении примеров на состав числа 10.)
Кто не допустил ошибки, сделайте вывод. (Мы умеем решать примеры на состав числа 10.)
Что же необходимо сделать с эталоном состава числа 10? (Выучить.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
повторить решение уравнений на сложение и вычитание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1) № 6, стр. 39.
Учащиеся работают самостоятельно, проверка организуется по образцу Д-9.
У кого есть ошибки? В чем они? (В алгоритме решения уравнений, вычислительные ошибки.)
У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем решать уравнения и знаем состав числа 10.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: число 10, состав числа 10;
3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
4) согласовать и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Итак, сегодня на уроке к вашим знаниям добавилась ещё одна маленькая «деталь». Какая? (Мы изучили число 10, научились его записывать в виде графической модели и с помощью цифр, открыли состав числа 10.)
Получилось ли сегодня самим «открыть» новое знание? Докажите.
У кого возникли затруднения? Удалось ли их преодолеть? Как?
Над чем ещё надо поработать?
Кому всё удалось?
Оцените свою работу по лестнице успеха.
Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
7