Тема (название и кол-во часов) | Ч исла от 1 до 10. Сложение и вычитание вида ±1, ±2.– 4 часа |
Цель изучения темы | раскрыть конкретный смысл действий сложения и вычитания; научить прибавлять и вычитать числа 1, 2; учить использовать в речи математические термины «слагаемое», «сумма»; формировать осознанные и прочные вычислительные навыки. |
Термины и понятия | «число», «слагаемое», «сумма», «равенство» |
Информационно - образовательная среда |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | Межпредметные связи |
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч: 1 ч. (стр.79 - 87) Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр.29 -32) Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.20) Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс (стр.59-63) | М.И.Моро Математика: Наглядное пособие. 1 класс. Таблицы: «Магазин», «День рождения». Разрезной счетный материал. Набор предметных картинок. Наборное полотно. Веер цифр и математических знаков. | Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»: «Прибавить и вычесть 1». «Прибавить и вычесть 2». «Название чисел при сложении». | Окружающий мир (знание животного мира, растительного мира водоёмов, легкового и грузового транспорта) Технология (умение изготавливать изделия из теста, знание техники «мозаика») Литературное чтение (знание художественной литературы) |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: Понимать конкретный смысл действий «сложение» и «вычитание» Называть действия «сложение» и «вычитание». Составлять по рисункам схемы арифметических действий «сложение» и «вычитание», записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию («слагаемое», «сумма»). В ыполнять сложение и вычитание вида ±1, ±2. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2. | Ученик научится: Познавательные УУД моделировать действия «сложение и вычитание» с помощью предметов (разрезного материала), рисунков, числового отрезка; моделировать способы прибавления и вычитания числа 2 с помощью числового отрезка; сравнивать математические выражения; сравнивать предметы по количеству, длине; классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку. Ученик получит возможность научиться: понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях; применять полученные знания в измененных условиях; освоить способы решения, объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях); выделять из предложенного текста информацию по заданному условию. Регулятивные УУД понимать и принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним; контролировать ход и результаты вычислений; совместно выделять критерии оценки и оценивать результат работы. Ученик получит возможность научиться: понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме. Коммуникативные УУД строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний; задавать вопросы; работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик»; учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению. Ученик получит возможность научиться: применять математические знания и математическую терминологию («число», «равенство», «сложение», «вычитание», «слагаемое», «сумма») при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; слушать партнёра по общению (деятельности); аргументированно выражать свое мнение. | Ученик получит возможность формирования: 1. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика). 2. Положительного отношения к математике как предмету изучения. 3. Начальные представления о целостности окружающего мира. 4.Учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. 5. Осознания себя частью (членом) классного коллектива. 6. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом. 7. Способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности. |
Этапы изучения темы |
Название этапа, темы уроков | Содержание | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Достижения учащихся | Диагностика достижений |
Вводное занятие | Работа с вопросами «Что узнаем?» «Чему научимся?» Знакомство с темой. Постановка учебной задачи. Составление задач по рисунку и схемам, предложенным на шмуцтитуле и страницах учебника. | 1 | Фронтальная работа Рассматривают предметные картинки на шмуцтитуле, пересчитывают предметы, сопоставляют с количеством кругов, изображённых рядом с предметной картинкой (У - с. 79). Анализируют предложенные схемы решения задач. Составляют задачи по предложенным схемам. Работают с ключевыми вопросами рубрики «Что узнаем. Чему научимся». Обсуждают целевые установки изучения темы, прогнозируют содержание деятельности на уроках. | Ставит учебную задачу, используя текст (У - с. 79 «Узнаем…», «Научимся…»). Читает и записывает математические выражения. Находит значения выражений. Составляет схемы к задачам. Использует в речи слова «слагаемые», «сумма». | 1. Пересчитай количество предметов в группах. ○○○○○○ ◊◊◊◊ Обозначь количество предметов в каждой группе – числом. Запишите соответствующие неравенства. 2. Добавь в группы столько предметов, чтобы количество совпадало с обозначенным числом: □□□□ …- 6 ⌂⌂⌂⌂⌂…- 8 Запиши примеры, которые будут соответствовать выполненным действиям. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний Сложение и вычитание. Знаки « + » (плюс), « – » (минус), «=» (равно). □ + 1, □ – 1. □+1+1, □ – 1 – 1. □+2, □ – 2. Приёмы вычислений. | Составление таблицы сложения на один и два. Чтение и запись математических выражений. Определение длины отрезка. Подготовка к решению задач. Побор нужного числа в выражения с окошком. Знакомство с понятиями «слагаемые», «сумма». | 2 | Фронтальная работа Отвечают на вопрос учителя «Какое число мы называем, если к числу прибавляем один? А если от числа отнимаем один?» Сравнивают свои выводы с текстом учебника. (У - с. 80). Моделируют действия «сложение и вычитание» с помощью предметов (разрезного материала), рисунков, числового отрезка; Моделируют способы прибавления и вычитания числа 2 с помощью числового отрезка; Составляют таблицу сложения на 1, на 2 и таблицу вычитания из числа одного, двух. (У - с. 80, 84). Знакомятся с терминами «слагаемые», «сумма». Учатся применять данные термины при чтении и записи выражений (У - с. 86). Самостоятельная работа с последующей проверкой Находят значения выражений (У - с. 80, 82, 83, 86). Составляют верные равенства и неравенства и подбирают нужные знаки в выражения «+», «-», , (У - с. 83, 85). Работа в паре Подбирают необходимые карточки по рисунку учебника. Выполняют задания, предложенные на полях учебника «Цепочка» (У - с. 81, 84, 85, 86). Индивидуальная работа Измеряют длину отрезка (У - с. 82). Продолжают заданный ряд геометрических фигур (У - с. 82). Определяют закономерность и продолжают заданный ряд геометрических фигур (У - с. 82). Сравнивают предметы и находят одинаковые предметы из предложенных (У - с. 83). Изображают предмет из геометрических фигур по образцу (У - с. 87). | Называет предыдущее и последующее число при счёте. Знает таблицу сложения на 1 и 2; таблицу вычитания из числа 1, 2. Чертит отрезок по заданной длине. Составляет выражения на сложение и вычитание, записывает неравенства по заданным рисункам, схемам. Сравнивает количество предметов в группах и записывает соответствующие равенства и неравенства. | 1. Подбери нужный знак, чтобы получилось верное равенство 3+=4, 6-=4, 8-=7, 2+=5. 2. Вставь необходимые числа: 1,2,…, …., …., 5, ...6. 3. Составь схему к математическому рассказу: На столе лежало четыре яблока. Миша вял 1 яблоко. Сколько яблок осталось лежать на столе? 4. Положи перед собой 5 геометрических фигур. Теперь одну фигуру убери. Сколько осталось? Запиши равенство, которое будет соответствовать данному заданию. 5. Начерти отрезок длиной 6см. |
Закрепление новых знаний и освоение способов действий Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении математических записей. | Работа по выполнению заданий из тетради на печатной основе. | 1 | Фронтальная работа Составляют равенства к рисункам (РТ - с. 29, 30, 31, 32). Работают с математическими выражениями (находят значения выражений, вставляют необходимые знаки (РТ - с. 29, 30, 31, 32). Составляют задачи по заданному рисунку, схеме, математическому выражению (У– с. 93, 95), (РТ - 35, 36). Индивидуальная работа Подбирают нужное число в составе чисел 5, 7, 4 (РТ - с. 29). Соединяют выражение с результатом (РТ - с. 30). Измеряют длину отрезков, записывают результат измерения, сравнивают длины двух отрезков (РТ - с. 31, 32). Работа в паре Составляют задачи по опорным фразам и рисункам, чертят схемы. Обсуждают правильность выбранного решения (РТ - с. 30, 32). | Знает состав чисел первого десятка. Находит значение выражений. Составляет равенства. Подбирает необходимые числа в математическое выражение. Изображает в виде схемы условие задачи. По рисунку составляет задачу. Измеряет и сравнивает длины отрезков. | 1.На тарелке 5 конфет. Распредели эти конфеты между двумя детьми разными способами. 2. Начерти два отрезка. Один длиною 3 см, а другой – 6 см. Сравни длины отрезков. В тетради выполни соответствующие записи. 3. Запиши все возможные равенства, используя числа 4, 2, 6 и математическое знаки «+», «-», «=» . |
Коррекция знаний и способов действий | Следует приучать учащихся к прибавлению и вычитанию, когда они, выполняя действия с предметами, находят результат. Для запоминания таблицы сложения и аналогично таблицы вычитания следует предлагать читать примеры по – разному (прибавить, увеличить, с названиями знаков). Для освоения детьми приёма нахождения результатов сложения и вычитания важно, чтобы перед их глазами находилось наглядное пособие в виде числового ряда. Целесообразно использовать электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»: «Прибавить и вычесть 1». «Прибавить и вычесть 2». «Название чисел при сложении». для закрепления понятий «сложение» и «вычитание». |
III. Рефлексия педагогической деятельности |