Предмет: математика
Тема: Числа, полученные при измерении длины. Линии.
Цель: познакомить с новой единицей измерения длины - метром; формировать наглядное представление о метре;
Планируемые результаты.
Предметные: формировать навык использования сантиметра, как единицы измерения длины;
Личностные: формировать интерес к учебному материалу; формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека.
Актуализация знаний.
Устный счет.
- Итак, начинаем урок математики. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, хотите? Тогда сначала повторяем то, что знаем:
а) - Посчитайте от 1 до 10 и обратно; от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (если дети допускают ошибки при счете, считаем ещё раз)
б) Задачи в стихах: (выбрать выражение, соответствующее решению задачи; выражения заранее написаны на карточках)
Серый ёж по лесу шёл, На обед грибы нашёл: Пять – под берёзой,
Два – под осиной. Сколько их будет в плетёной корзине? (5+2=7)
Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели. Пять румяных, наливных,
Три зелёных. Сколько их? (5+3=8)
Физминутка.
Изучение нового материала
1) Практическая работа ( проблемная ситуация)
- Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру)
Работа в парах и малых группах.
- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом)
- Совпали? -
- Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное).
- Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные). (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске)
- Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).
- Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться?
Работа по теме урока
1) Знакомство с линейкой.
- Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.
Загадка: Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту
Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья Кто же я? - … (линейка)
- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине.
Работа с учебником.
- 12см+6см= 8см+10см=- 5см+11см= 7см+12см=
3) Работа в тетрадях.
- Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 2 клетки вниз, запишите числовой ряд 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
- Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок равный 1см. Эта мерка равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см. Что можно о них сказать? Запишем это в виде верного неравенства. (Учитель одновременно выполняет все задания на доске).
Вывод: - С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?
Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)
- С какой единицей длины мы познакомились?
- Чему учились на уроке? Чему научились?
- Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?
- Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».
Итог урока.
- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.