Планируемые образовательные результаты | Предметные: - знать: понятие «воспроизводство», типы воспроизводства населения мира, демографическую политику в странах с разным типом воспроизводства населения. -уметь строить и анализировать графики динамики численности населения во времени; - уметь определять и сравнивать по статистическим данным естественный прирост населения в разных регионах и странах мира и объяснять полученные различия; Метапредметные: - учить способу произведения оценки, достижения результатов, в связи с целью урока - учить выражать свою точку зрения через взаимодействие в группах и парах; - на основе понятий, анализа формировать способность находить решения проблемных задач. - самостоятельно планировать деятельность, оценивать средства, необходимые для решения учебно-познавательных задач; осуществлять контроль результата и процесса деятельности. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (7 минуты) | - Открываем свои тетради, записываем число и тему урока «Численность и воспроизводство населения мира». - Для начала постройте график динамики численности населения земного шара по годам: Год | Население (млрд) | 1830 | 1 | 1930 | 2 | 1960 | 3 | 1975 | 4 | 1987 | 5 | 2000 | 6 | 2011 | 7 | 2017 | 7,55 | - Что вы видите на данном графике? - Как вы думаете, почему в 20 веке произошел такой скачок в росте численности населения? - Значит, какие государства по уровню развития должны давать основной прирост населения? - а теперь посмотрите на диаграмму воспроизводства численности населения развитых и развивающихся стран - что мы видим? Мы оказались правы? Почему? - что нужно знать, чтобы объяснить выявленное противоречие? | Записывают тему урока. Строят график динамики численности населения земного шара по годам Ожидаемый ответ: рост численности населения Ожидаемый ответ: из-за улучшения качества жизни Ожидаемый ответ: развитые страны Ожидаемый ответ: нет, мы оказались не правы. Объясняют. Почему оказались не правы. Ожидаемы ответ: процессы воспроизводства населения |
Изучение Нового материала (17 минут) | - давайте вспомним определение термина «Воспроизводство населения». Что это? - помните с 9го класса формулу воспроизводства? Кто запишет ее на доске? ЕП = Р – С (на 1000 жителей), где ЕП – естественный прирост, Р- рождаемость, С – смертность. - Отлично! А теперь поговорим о типах воспроизводства. Существует два типа воспроизводства населения: 1 тип «демографическая зима» - к данному типу относятся страны с ЕП меньше 12 человек на тысячную долю, 2 тип воспроизводства населения «демографическая весна» - к данному типу относятся страны с ЕП от 12 человек на тысячную долю. - Сейчас каждому из вас попадется регион мира методом жеребьевки, данному региону вы рассчитаете ЕП, используя данную диаграмму - рассчитав ЕП данных регионов мира, делимся с вами на две группы: 1 группа – страны, которые относятся к демографической зиме; 2 группа – страны, которые относятся к демографической весне. - главная проблема всех стран – рождаемость. Низкая рождаемость и высокая рождаемость ведет к проблемам и сложностям. Сейчас вы в группах выявляете: группа демографической зимы выявляют страну с самым низким ЕП, группа демографической весны – страну с самым высокий показателем ЕП. -что вам нужно для определения? И как определить, самый высокий и самый низкий показатели ЕП? - могу предоставить вам таблицу со статистическими данными стран за 2016 год. На выявление данных стран у вас минута. -время вышло. Огласите свои результаты. - А теперь представьте, вы главы данных стран, внутри группы вам предстоит провести выборы президента, который будет отбирать программы демографической политики для этих стран, и члены комиссии, которые помогут президенту в этом. - У вас у всех есть проблемы: у страны, где самый высокий прирост – это демографический взрыв, у страны, где самый низкий прирост – демографический кризис. Ваша задача определить причины проблемы с численностью населения, и опираясь на опыт стран, которые уже вышли из таких проблем, выбрать программы по устранению данных причин. - что вашим группам нужно для выбора и создания своего перечня мер демографической проблемы? - на данное задание у вас 5 минут. -время вышло. Оглашаем свои результаты. Объясняем свои ответы. Выступающая группа в роли докладчиков, группа, которая слушает выступление – группа экспертов, которые прокомментируют или зададут вопрос по окончанию выступления докладчиков. | Ожидаемый ответ: смена поколений в результате естественного движения населения. Учащийся записывает ее на доске. ЕП = Р – С, где ЕП – естественный прирост, Р- рождаемость, С – смертность. по жеребьевке выбирают регионы: Африка, Латинская Америка, Зарубежная Азия, Северная Америка, Зарубежная Европа и СНГ, Австралия и Океания. Рассчитывают по формуле ЕП. Делятся на группы. Ожидаемый ответ: статистические данные рождаемости и смертности стран. Применить формулу ЕП = Р – С С помощью таблицы, рассчитывают ЕП, выявляют страны с самым высоким и самым низким показателями ЕП. Оглашают полученные результаты. Проводят выборы президента внутри групп. Ожидаемый ответ: характеристика своей страны, демографические программы других стран. Отвечают, объясняют. Задают вопросы и комментируют выступления одноклассников. |
(7 минут) | - А сейчас мы с вами выполним тест, проверим полученные знания на уроке. Откройте MyTeatX, в нем откройте «Численность и воспроизводство населения мира», пройдите тест. Вы тут же сможете получить оценку. - Кто какую оценку получил в ходе теста? А сейчас заполним таблицу «Демографическая политика» Характеристика | Страны первого типа воспроизводства населения | Страны второго типа воспроизводства населения | Характерные черты ЕП | | | Примеры регионов | | | Цель демографической политики | | | Мероприятия, проводимые государством | | | | Проходят тест, получают оценки. Используя карты рождаемости, смертности и естественного прироста, отвечают на вопросы и объясняют свой ответ. Заполняют таблицу |
Рефлексия (3 минуты) | Заполните, пожалуйста, карточку самооценки на листках со смайликом. Перед тем как собрать листы, учить просит 2-3 ребят проговорить свои ответы, после он их собирает. Момент, вызвавший интерес | Что не понравилось? | Моя оценка за весь урок (себе) | Оценка группе | | | | | | Заполняют таблицу, несколько человек проговаривают свои варианты. После передают листы учителю. Момент, вызвавший интерес | Что не понравился? | Моя оценка за весь урок (ставят себе) | Оценка группе | | | | | |