СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Численность и воспроизводство населения мира

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Численность и воспроизводство населения мира»

Урок географии в 10 классе

Учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ "СОШ №12 г. Набережные Челны" РТ

Гайнуллина Рузиля Равиловна

План урока


Возраст

10 класс

Тема урока

Численность и воспроизводство населения мира

Цель урока

Способствование освоению предметных и метапредметных результатов по теме «Численность и воспроизводство населения мира»

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- знать: понятие «воспроизводство», типы воспроизводства населения мира, демографическую политику в странах с разным типом воспроизводства населения.

-уметь строить и анализировать графики динамики численности населения во времени;

- уметь определять и сравнивать по статистическим данным естественный прирост населения в разных регионах и странах мира

и объяснять полученные различия;

Метапредметные:

- учить способу произведения оценки, достижения результатов, в связи с целью урока

- учить выражать свою точку зрения через взаимодействие в группах и парах;

- на основе понятий, анализа формировать способность находить решения проблемных задач.

- самостоятельно планировать деятельность, оценивать средства, необходимые для решения учебно-познавательных задач; осуществлять контроль результата и процесса деятельности.

Задачи

Обучающие:

- Обеспечить усвоение знаний о численности населения мира, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения, совершенствование умений вычислять естественный прирост населения стран и объяснять полученные различия

Развивающие:

- Продолжить развивать умение анализировать информацию, устанавливать закономерности;

- Визуализировать и оценивать результаты выполненных действий;

- Продолжить развивать групповую самоорганизацию.

Воспитывающие:

- Способствовать воспитанию культуры мышления, коммуникативной компетенции.

Основные понятия

Типы воспроизводства населения, демографическая политика

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование)

Для учителя

  1. Интерактивная доска

  2. Компьютер

  3. Презентация по теме урока

  4. Карты естественного прироста, рождаемости, смертности населения мира.

Для обучающихся

  1. Раздаточный материал

  2. Презентация по теме урока

  3. Карты естественного прироста, рождаемости, смертности населения мира.





Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя



Деятельность учителя



Деятельность обучающихся

Организационный момент

(1 минута)


Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.


Приветствуют учителя. Настраиваются на совместную работу.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(7 минуты)

- Открываем свои тетради, записываем число и тему урока «Численность и воспроизводство населения мира».

- Для начала постройте график динамики численности населения земного шара по годам:

Год

Население (млрд)

1830

1

1930

2

1960

3

1975

4

1987

5

2000

6

2011

7

2017

7,55




- Что вы видите на данном графике?

- Как вы думаете, почему в 20 веке произошел такой скачок в росте численности населения?

- Значит, какие государства по уровню развития должны давать основной прирост населения?

- а теперь посмотрите на диаграмму воспроизводства численности населения развитых и развивающихся стран

- что мы видим? Мы оказались правы? Почему?


- что нужно знать, чтобы объяснить выявленное противоречие?

Записывают тему урока.



Строят график динамики численности населения земного шара по годам

Ожидаемый ответ: рост численности населения

Ожидаемый ответ: из-за улучшения качества жизни

Ожидаемый ответ: развитые страны



















Ожидаемый ответ: нет, мы оказались не правы.

Объясняют. Почему оказались не правы.


Ожидаемы ответ: процессы воспроизводства населения

Изучение

Нового

материала

(17 минут)













































- давайте вспомним определение термина «Воспроизводство населения». Что это?

- помните с 9го класса формулу воспроизводства? Кто запишет ее на доске?

ЕП = Р – С (на 1000 жителей), где ЕП – естественный прирост, Р- рождаемость, С – смертность.

- Отлично! А теперь поговорим о типах воспроизводства. Существует два типа воспроизводства населения: 1 тип «демографическая зима» - к данному типу относятся страны с ЕП меньше 12 человек на тысячную долю, 2 тип воспроизводства населения «демографическая весна» - к данному типу относятся страны с ЕП от 12 человек на тысячную долю.

- Сейчас каждому из вас попадется регион мира методом жеребьевки, данному региону вы рассчитаете ЕП, используя данную диаграмму


- рассчитав ЕП данных регионов мира, делимся с вами на две группы: 1 группа – страны, которые относятся к демографической зиме; 2 группа – страны, которые относятся к демографической весне.

- главная проблема всех стран – рождаемость. Низкая рождаемость и высокая рождаемость ведет к проблемам и сложностям. Сейчас вы в группах выявляете: группа демографической зимы выявляют страну с самым низким ЕП, группа демографической весны – страну с самым высокий показателем ЕП.

-что вам нужно для определения? И как определить, самый высокий и самый низкий показатели ЕП?

- могу предоставить вам таблицу со статистическими данными стран за 2016 год. На выявление данных стран у вас минута.

-время вышло. Огласите свои результаты.


- А теперь представьте, вы главы данных стран, внутри группы вам предстоит провести выборы президента, который будет отбирать программы демографической политики для этих стран, и члены комиссии, которые помогут президенту в этом.

- У вас у всех есть проблемы: у страны, где самый высокий прирост – это демографический взрыв, у страны, где самый низкий прирост – демографический кризис. Ваша задача определить причины проблемы с численностью населения, и опираясь на опыт стран, которые уже вышли из таких проблем, выбрать программы по устранению данных причин.

- что вашим группам нужно для выбора и создания своего перечня мер демографической проблемы?

- на данное задание у вас 5 минут.

-время вышло. Оглашаем свои результаты. Объясняем свои ответы. Выступающая группа в роли докладчиков, группа, которая слушает выступление – группа экспертов, которые прокомментируют или зададут вопрос по окончанию выступления докладчиков.


Ожидаемый ответ: смена поколений в результате естественного движения населения.


Учащийся записывает ее на доске.

ЕП = Р – С, где ЕП – естественный прирост, Р- рождаемость, С – смертность.




по жеребьевке выбирают регионы: Африка, Латинская Америка, Зарубежная Азия, Северная Америка, Зарубежная Европа и СНГ, Австралия и Океания.

Рассчитывают по формуле ЕП.











Делятся на группы.

Ожидаемый ответ: статистические данные рождаемости и смертности стран. Применить формулу ЕП = Р – С


С помощью таблицы, рассчитывают ЕП, выявляют страны с самым высоким и самым низким показателями ЕП.


Оглашают полученные результаты.




Проводят выборы президента внутри групп.


Ожидаемый ответ: характеристика своей страны, демографические программы других стран.


Отвечают, объясняют. Задают вопросы и комментируют выступления одноклассников.

Закрепление новых знаний

(8 минут)


- теперь откройте контурную карту мира через программу paint и галочками отметьте, к каким странам и регионам подойдут отобранные вами программы и почему?

Ответ объясните.

Отмечают на карте галочками, к каким странам и регионам подойдут отобранные ими программы, свой выбор аргументируют.

(7 минут)

- А сейчас мы с вами выполним тест, проверим полученные знания на уроке. Откройте MyTeatX, в нем откройте «Численность и воспроизводство населения мира», пройдите тест. Вы тут же сможете получить оценку.

- Кто какую оценку получил в ходе теста?

А сейчас заполним таблицу «Демографическая политика»


Характеристика

Страны первого типа воспроизводства населения

Страны второго типа воспроизводства населения

Характерные черты ЕП



Примеры регионов



Цель демографической политики



Мероприятия, проводимые государством





Проходят тест, получают оценки.

Используя карты рождаемости, смертности и естественного прироста, отвечают на вопросы и объясняют свой ответ.

Заполняют таблицу

Рефлексия

(3 минуты)

Заполните, пожалуйста, карточку самооценки на листках со смайликом.

Перед тем как собрать листы, учить просит 2-3 ребят проговорить свои ответы, после он их собирает.


Момент, вызвавший интерес

Что не понравилось?

Моя оценка за весь урок (себе)

Оценка группе






Заполняют таблицу, несколько человек проговаривают свои варианты. После передают листы учителю.


Момент, вызвавший интерес

Что не понравился?

Моя оценка за весь урок (ставят себе)

Оценка группе






Домашнее задание

(2 минуты)

Перечислить первые пятерки стран с положительным и отрицательным естественным приростом и объяснить полученные различия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!