ОБОУ «Лицей-интернат №1»г. Курска
Урок на тему:
Употребление числительных
Учитель
русского языка и литературы
Калашникова И.В.
2024г
Цели урока:
Формировать социальную компетенцию :определять свои жизненные приоритеты, выстраивать иерархию ценностей;
Формировать коммуникативную компетентцию: помочь обучающимся вербализовать свои ощущения, чувства, эмоции;
Формировать информационную компетентцию: развивать умение работать с различными источниками информации для подготовки к уроку;
Формировать учебную компетенцию: повторить и закрепить изученный материал по теме «Числительное»
Подготовка к уроку:
Обучающиеся получают индивидуальные задания по составлению таблиц по темам: «Разряды числительных», «Склонение числительных», «Употребление собирательных числительных», делают презентацию по материалам музея о выпускнике интерната, погибшем в Афганистане Болотских Н.Ф.
Оборудование урока:
Видеоряд с видами Афганистана; карта Афганистана; видео-презентация о Болотских Н.Ф.; аудиозапись с песнями об Афганской войне , на фоне которых идёт видеоряд; использование ИКТ. .
I.Вступительное слово
А.А. Потебня, лингвист и философ, писал: «Математика, оперирующая отвлечённым числом, отвлечённою величиной, возможна лишь тогда, когда язык перестаёт ежеминутно навязывать мысль о вещественности числа».
-Как вы понимаете это высказывание?
( Он говорил о числительном, как о самостоятельной части речи)
-На уроке мы повторим всё, что знаем об этой части речи, её морфологических признаках, употреблении в речи.
II.Сравнение числительных с другими частями речи, имеющими числовой корень:
-Из данных слов выберите числительные:
Три, тройка, трёхлетний, сотня, обе, полтора, трое, треть, третий, трижды, утроить.
III. Повторение разрядов числительных по таблице №1
Разряды числительных
Количественные (сколько?) целые | Два, тридцать три | дробные | Две трети | собирательные | Двое…десятеро | | | | | | Порядковые (какой?) Пятый, тысяча девятьсот сорок первый |
-Какие разряды числительных вы знаете?
Сравнение с системой разрядов в учебнике Г.Ф. Хлебинской:
1)количественные,
2)собирательные,
3)дробные,
4)неопределённо-количественные,
5)порядковые.
Неопределённо-количественные числительные относят к местоимениям и наречиям.
-Сравните:
На полке лежит мало книг.(числительное-сколько?)
Она мало занимается.(наречие-как?)
Повторение склонения количественных числительных по таблице №2
СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
2, 3, 4 | 5- 30 | 50-80 | 40,90,100 | 200-900 |
Р.п.,- ух П.п.-ёх Д.п. -ум, ём Т.п.-мя | Р.п.-и Д.п.- и П.п.- и Т.п. - ю | Р.п. -и Д.п.- и П.п. -и Т.п . -ю | Р.п.-а Д.п.-а Т.п.-а П.п. -а | Р.п.-сот Д.п.-стам Т.п.-стами П.п.-стах |
И.п.-В.п. | И.п.- В.п. | И.п. -В.п. | И.п.-В.п. | И.п.-В.п. |
-Произнесите правильно:
Это огромный завод с 257864 рабочими.
-Как склоняются порядковые числительные?
(склоняется только последнее слово)
-Произнесите правильно:
В 2014 году состоится Олимпиада в Сочи. С 2011года там ведётся строительство новых спортивных объектов.
IV.Повторение правописания числительных по таблице №3
Правописание имен числительных
Буква –ь- пишется: -на конце числитель ных Пять, шесть, тридцать. В середине числитель ных ПЯТЬ - ДЕСЯТ ВОСЕМЬ-ДЕСЯТ. Пятьсот- девять-сот. | Буква –ь- не пишет ся в середине числи тельных Пятнад цать Шест надцать Девят надцать Собира тельные числи тельные ОБА ОБЕ в муж ском и среднем роде в косвен ных падежах имеют основу ОБО, а в женском роде ОБЕ: с ОБОими мальчи ками, на ОБОих окнах, с ОБЕими девоч ками. | Слитно пишутся: сложные количественные и порядковые числительные, состоящие из двух частей: ВОСЕМЬДЕСЯТ, ПЯТЬСОТ, ВОСЬМИДЕСЯТЫЙ, ПЯТИСОТЫЙ. ТЫСЯЧНЫЙ МИЛЛИОННЫЙ МИЛЛИАРДНЫЙ ДВУХСОТСОРОКАВОСЬМИЛ ЛИОННЫЙ | Раздельно пишутся: составные количест венные и порядковые числитель ные, состоящие из двух слов и более: ДВАДЦАТЬ ТРИ, ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ. Дробные числитель ные: Три восьмых 3/8 Две целых пять десятых 2,5 | Через дефис пишутся порядковые числительные, оканчивающиеся на СОТЫЙ, ТЫСЯЧНЫЙ, МИЛЛИОННЫЙ если первая часть цифра 9-сотый | Части ца НЕ с име нами числи тель ными всегда пишет ся раз дель но: не один, не вось мой, не пол тора. |
V.Повторение употребления существительных с собирательными числительными по таблице №4
Собирательные числительные
( двое-десятеро)
Существительные одушевлённые, обозначающие лиц мужского пола и существительные общего рода
Двое мальчиков, двое нерях
Существительные, обозначающие детёнышей животных
Двое котят
Существительные, обозначающие парные предметы
Двое саней
Собирательные числительные
(оба- обе)
Оба- с существительными м.р.и с.р.
Оба друга, оба окна
Обе- с существительными ж.р.
Обе подруги
Оба- с существительными, обозначающими лиц обоего пола
Мать с отцом -оба родителя
Тесты.
Выбрать правильный ответ (работа по вариантам)
Тест№1. Выберите правильные варианты.
-
Трое юношей и (а) трое девушек, б) три девушки) исполняли красивый танец. 2.Школьная библиотека располагает (а) двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя, б) двумя тысячами четырехсот восьмьюдесят тремя, в) двумя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью тремя) книгами. 3. Корабль находился на орбите 383 (а) суток, б) дня. 4. Машины стояли у (а) обоих ворот, б) тех и других ворот). 5. Было закуплено 22 (а) ножниц, б) штуки ножниц, в) пары ножниц). 6. Наш город отметил (а) двестипятидесятилетие, б) двухсотпятидесятилетие). 7. а) Трое зайцев, б) три зайца. 8. а) Двое героинь, б) две героини.
Тест №2.
1. Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров. 2. Этот переход составил около четырехсот шестидесяти пяти километров. 3. Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвертого года. 4.Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года. 5. Я обоими руками голосуют за нее. 6. Я обеими руками голосую за неё. 7. Добавьте полтора полных стакана муки.
Тест 3. Выберите правильные варианты.
1.Обеспеченность населения продуктами первой необходимости составляет 85,7 (а) процента, б) процентов). 2. Из 21 (а) участника, б) участников) соревнования особенно выделялись (в) три, г) трое) спортсменок. 3. начинать свое дело с (а) пятиста, б) пятистами, в) пятьюстами) тясячами — значит провалить дело с самого начала. 4. Отец один воспитывал (а) трех, б) троих) детей. 5. У (а) обоих, б) обеих) претенденок на медаль равные шансы.
VI.Рассказ о слове«один», которое может быть числительным, неопределённым местоимением и частицей.(Частицу можно заменить словом «только», неопределённое местоимение-«какой-то», «некоторый», числительное другим числительным, например «два»).
- Определить омонимичные части речи:
1.Дела нет, одни обещания.
2.Я вспоминаю один забавный случай.
3.От тебя всегда слышны одни попрёки.
4.Полено сгорело, и от него остались одни угольки.
5.Одна женщина с трудом несла сумку.
6.Он купил одни ножницы.
7.У меня только одни руки.
VII.Согласование порядковых числительных с существительными.
Обращение к дате урока:
-Почему в названии даты «Двадцать седьмое ноября»-слово «ноябрь» стоит в родительном падеже?
(Особенности официально-делового стиля: раньше было «двадцать седьмое число месяца ноября»)
VIII.Работа с текстом об операции на перевале Сети-Кандав во время Афганской войны:
Это была самая крупномасштабная операция всей Афганской войны. Советские войска получили приказ занять перевал Сети-Кандав в труднодоступном горном массиве, где укрепилась 13-тысячная группировка моджахедов. Против них выступали 20 000 солдат Советской армии. Но даже с этими силами пытаться выбить «духов» в хорошо укрепленных горах означало, что в Советский Союз отправляется несколько тысяч похоронок.
И все-таки ранним утром 23 ноября 1987 года началась знаменитая операция «Магистраль». Над перевалом Сети-Кандав появились транспортные самолеты, из которых посыпались парашютисты. Все небо покрылось куполами. Моджахеды не ожидали такой удачи. Развернув свои огневые точки, они открыли ураганный огонь по парашютистам. Их расстреливали из пулеметов, автоматов, винтовок, «стингеров». В упоении «духи» даже не заметили еще несколько наших самолетов-разведчиков, которые держались поодаль. Сидевшие в них штурманы, разбив территорию на условные квадраты, засекали каждую огневую точку и тут же передавали координаты артиллеристам.
Ответный удар советской артиллерии был страшен, на позиции моджахедов обрушился огневой смерч. В небо поднялись наши бомбардировщики, так что врага ждал натуральный ад. Через несколько часов к привалу стали подниматься наши войска. Когда-то неприступный перевал встречал солдат идеальной тишиной. Все огневые точки были уничтожены.
Осталось добавить, что парашютисты тоже не пострадали. На кануне операции десантные комбинезоны были набиты тряпками и камнями, так что «духи» в азарте стреляли по манекенам.
За эту операцию звания Героя Советского Союза были удостоены командующий ограниченным континентом Валентин Варенников, командарм Борис Громов, командир воздушно-десантной дивизии Павел Грачёв.
-Какова проблема, представленная в этом тесте?
(Проблема отношения к Афганской войне;
Проблема выполнения воинского долга, приказа, отношения к солдатам, какой ценой досталась победа)
-Каким может быть комментарий к заявленной проблеме?
(До сих пор неоднозначно оценивают введение войск в Афганистан, вывод войск из Афганистана, не говорят о подвигах воинов- афганцев, часто забывают ветеранов Афганской войны; расскажите, чем взволновал вас этот рассказ)
-Какова авторская позиция?
(Авторская позиция выражена опосредованно словами: «страшен», «огневой смерч», натуральный ад», «уничтожены», «не пострадали».Автор восхищается блестящей операцией, считает, что она должна войти в историю военной науки.)
-Какие аргументы вы можете привести, обосновывая свою точку зрения по данной проблеме?
( В качестве примера можно рассказать о подвиге выпускника интерната Болотских Н.Ф. показ видеоряда о Болотских Н.Ф.-материалы школьного поискового клуба «Красная гвоздика»; описание памятника воинам-афганцам в г. Курске)
XI.Роль числительных в тексте.
-Найдите в тексте числительные, охарактеризуйте их .Какую функцию в тексте они выполняют?
X.Домашнее задание:
Написать сочинение в форме ЕГЭ по данному тексту.