СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Число 7. Письмо цифры 7

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме: "Число 7. Письмо цифры 7" с последующим самоанализом урока

Просмотр содержимого документа
«Число 7. Письмо цифры 7»



Методическая разработка урока математики 1 класс УМК «Школа России»



Тема: «Число 7. Письмо цифры 7»

Тип урока: урок усвоения новых знаний (УУНЗ)

Структура урока: «открытие» новых знаний.

Цель:

- сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой луч;

- научиться с помощью сложения получать число 7, зная предыдущее 6;

- научиться писать цифру 7.

УУД:

Регулятивные – Научиться принимать задачу по рисунку в учебнике и сохранять ее до конца урока. Выполнять учебные действия из учебника, в тетради как под руководством учителя, так и самостоятельно. Познавательные - ориентироваться в материале учебника; осуществлять поиск информации как самостоятельно, так и совместно с учителем, учиться простым рассуждениям.

Коммуникативные – использовать простую речь; вести диалог с одноклассниками и с учителем при коллективном обсуждении, отвечать на вопросы учителя, совершенствовать навыки сотрудничества.

Личностные - осознавать значение предмета «Математика», проявлять положительное отношение к предмету, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, числовой луч.





Сценарий урока.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

УУД

1

2

3

4

5

I. Организационный момент.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!



Покажите майлики" с каким настроением вы начинаете урок?

Ребята, к нам сегодня на урок пришла Машенька. Но вот неприятность, Машенька не может сосчитать яблоки. А чтобы Машенька научилась считать, мы должны хорошо поработать с вами.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные:

принимать роль ученика; формировать интерес к учению

II. Актуализация знаний.


Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

 Для того, чтобы помочь Машеньке, нам необходимо провести математическую разминку:

1) Какое сегодня число? А вчера? Завтра?

2)Задача.

-Из-за куста торчат 6 ушек. Там спрятались зайчики. Сколько зайчиков? Покажите на веере.

3)Счёт в пределах 10 (прямой и обратный):

- Сосчитайте от 1 до 10; от 10 до 1. (тихо – громко)

-Посчитайте 2-ками от 2 до 10, от 9 до1.

Оцените свою работу, покажите на светофорах. ( зелёный - хорошо, жёлтый- не со всеми заданиями справился, красный- не справился.)

Молодцы!





Называют числа.

Считают, показывают на веере

Воспроизводят последователь­ность натуральных чисел от 1 до 10 в прямом и обратном по­рядке,


Регулятивные:

принимать цель учебной деятельности путем её осознания; проявлять инициативность.

Познавательные:ориентироваться в своей системе знаний; определять круг своего незнания.

Коммуникативные: слушать собеседника, вступать с ним в диалог. 

III. Самоопределение к деятельности.

Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Ребята, у вас на парте лежит у каждого числовой луч, возьмите простой карандаш, и внимательно выполняйте задание.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Обведи в кружок самое большое число ( 10 )

- Найдите самое маленькое и зачеркните его ( 1 )

- В треугольник возьмите число, которое указывает сколько углов в треугольнике ( 3 )

- Одной чертой подчеркните число, которое стоит справа от числа 3 ( 4 )

- Двумя черточками подчеркните число, которое стоит слева от числа 3 ( 2 )

- В квадрат возьмите число 9

- Поставьте точку под числом, которое стоит между числами 4 и 6 ( 5 )

- Число, которое стоит слева от 9, подчеркните тремя черточками ( 8 )

- Подчеркните волнистой линией то число с которым работали вчера ( 6 )

- Посмотрите внимательно на числовой луч и скажите, какое число осталось без задания?

- -Какова тема нашего урока? ("Число и цифра 7")

-Значит, цель урока - …

Чему вы должны будете научиться? (Узнать всё о числе 7, научиться писать цифру 7).

Где в жизни встречались с числом 7? (№дома, квартиры ,на часах, на телефоне, на линейке.

Вспомните и назовите названия сказок, в которых также встречается число 7









Выполняют задания на числовом луче.

























Формулируют тему урока. «Число и цифра 7»

Формулируют цель урока.

-Мы будем учиться писать цифру 7.

-Будем находить состав числа7.

-Будем определять число предметов.




Регулятивные:

формировать учебную проблему совместно с учителем.

Прогнозировать предстоящую работу – составлять план действий.

Познавательные:

находить ответы на вопросы учителя; извлекать нужную информацию.

Коммуникативные:участвовать в диалоге на уроке, слушать собеседника.



Физминутка.

- Как живешь? (вот так!)

- Как идешь? ( Вот так!)

- Как бежишь? (Вот так!)

- Ночью спишь? (Вот так!)


Выполняют движения


IV. Открытие нового знания.

Проблема: Как из 6 получить 7?

Построение детьми нового способа действий и формирова ние способности к его выполнению.

Ребята, а на что похожа цифра 7? (наглядный матери ал)

-Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога.

- Семь – точно острая коса. Коси, коса, пока остра.

- Ребята положите 6 счетных палочек на парту. Как можно из 6 получить 7? Подумайте! (6 + 1 = 7)

Состав числа 7.

Машенька принесла 7 яблок. и просит вас помочь разделить их разными способами.

(один ученик выкладывает на доске яблоки – состав числа 7 :7 -это …и т. д.). Учащиеся выкладывают счетные палочки на парте.

Оцените свою работу (светофор). Молодцы!


Ответы детей.






Определяют место числа 7 в натуральном ряду, «соседей числа», способ образования, сравнивают.

Отвечают на вопросы.








Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядность.



Регулятивные:

проговаривать последовательность действий на уроке.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



Коммуникативные: слушать и понимать речь других.



Физминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь – открыть учебник всем.

Выполняют упражнеия


Знакомство с цифрой 7

Письмо цифры 7





- Откройте учебники на с. 54

- Рассмотрите рисунки снизу страница 54, где мы можем встретиться с числом 7? (домино, на часах.)

- Рассмотрите внимательно цифру 7 внизу страницы. сколько точек изображено на домино? (7)

- Сколько времени показывают часы? (7 часов)

- Сколько элементов в написании цифры? (3) (Волнистая, наклонная прямая палочка и маленькая горизонтальная палочка)

- Откуда начинаем писать? (Начинаем писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводя ее до верхнего правого угла клетки. Из верхнего правого угла проводим наклонную палочку к середине нижней стороны клетки. Маленькая горизонтальная палочка должна перечеркивать длинную палочку примерно по середине).

- Пробуем в воздухе написать цифру 7.

Положите кальку на цифру 7, потренируйтесь, обведите её.


Открывают учебник. Находят задания.












Дети рассматривают написание цифры






Дети прописывают цифры в тетради Выполняют задание в тетради. Прописывают строчку, соблюдая закономерность. Проверяют по образцу, выбирают самую красивую цифру, подчеркивают ее.












Начинаем работу в тетрадке, обведите цифру 7 и допишите до конца строки.

- Сравните каждую цифру с образцом и те, которые получились правильно «зажгите огоньком». (Под цифрой красным карандашом поставить точку).

- Обведите и напишите недостающие цифры во второй строке.


V. Первичное закрепление.




























































Усвоение нового способа действий.

1).Рассмотрите верхнюю картинку. - Какие математические записи подходя к ней? - Чем отличаются равенства справа от равенств слева? (Они со знаком «минус».)

- Объясните их.

-Докажите.

Расскажите, как можно получить число 7?

2. - Чем отличаются

поезда? (цветом и количеством вагонов)

- Сколько вагонов в первом поезде? (6)

- Сколько вагонов во втором поезде? (7)

- Как получили 7 вагонов?

- Кто запишет это выражение на доске?

- Это равенство или неравенство? Почему?

- В каком поезде вагонов больше и на сколько?

- В каком поезде вагонов меньше и на сколько?




Обсуждают варианты, высказывают предположения, проверяют.


Познавательные:

ориентироваться в учебнике: извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия.

Регулятивные:

самостоятельно оценивать выполнение своего задания.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме























VI.Включение в систему знаний и повторение.












Повторение и закрепление ранее изученного.


2. Работа с геометрическим материалом.



- Как называются изображённые линии? (Отрезки.)

- Как вы узнали, что это отрезки?

- Как вы думаете, есть ли среди отрезков, изображённых на рисунке, отрезки, имеющие одинаковую длину? Как это проверить? (Необходимо измерить длины отрезков при помощи мерки.)

  3. Посчитайте треугольники и квадраты. Работа в парах.

- Помочь  может только дружная пара.

- Назовите правила дружной работы в паре:

- Выскажи своё мнение

- Выслушай мнение соседа

- Придите к единому мнению - Действуйте!



Регулятивные:

оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос.



Познавательные:

включаться в систему знаний при повторении.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Усвоение состава числа 7.

Давайте проверим, как вы запомнили состав числа7? Заселите домики (в парах выдаются листочки с домиками)

А теперь проверьте с доски, так ли у вас?



Оцените свою работу (светофор).


«Заселяют» домики, повторяют состав числа.


Регулятивные:

соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.



Познавательные:

включаться в систему знаний при повторении.

VIII. Рефлексия деятельности на уроке.

Итог урока

–Чему учились на уроке?– Что показалось самым интересным?

- А что было сложным? Над чем надо ещё поработать?

-Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на "смайлики".

-С каким настроением вы заканчиваете этот урок?

-Вы все сегодня хорошо поработали, скажем , друг другу - СПАСИБО.


Высказывают свое мнение, оценивают свою работу, сигнализируют о своей деятельности.

Регулятивные:

осуществлять самоанализ. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Самоанализ урока

« Число и цифра 7. Состав числа 7»

Тип урока: урок усвоения новых знаний (УУНЗ)

Структура урока: «открытие» новых знаний.

Цель урока: создание условий обучающимся для успешного усвоения состава числа 7 через включение их в учебное исследование.

Для достижения этой цели были поставлены задачи урока:

образовательная: уточнение представлений обучающихся о числе 7; написание цифры 7; знакомство с составом числа 7 и его особенностями.

развивающая: развитие логического мышления, математической речи, умение сравнивать, анализировать; формирование навыков контроля и самоконтроля.

воспитательная: воспитание самостоятельности, аккуратности, умение работать в парах.

Для обеспечения мотивации по изучению данной темы использовала игровой момент: «Ребята, к нам сегодня на урок пришла Машенька. Но вот неприятность, Машенька не может сосчитать яблоки. А чтобы Машенька научилась считать, мы должны хорошо поработать с вами. »

Для решения поставленных задач на уроке формировались УУД:

личностные:

-ценностное отношение к процессу получения числа 7,

- осознание практической важности обозначения числа 7 на письме;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

познавательные : работа с информацией, выполнение логических операций.

регулятивные : управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Использовались средства обучения:

Презентация, компьютер, проектор, учебник математики для 1 класса, автор Моро М.И., индивидуальные карточки с числовым лучом, , сигнальные карточки «светофор» для самооценки , наглядность: (состав числа 7), «смайлики» для рефлексии.

На уроке освещение материала соответствовало возрастным особенностям учащихся, содержание урока соответствовало требованиям программы. С целью развития и активизации познавательной деятельности и самостоятельности учащихся опиралась на жизненный опыт учеников и включала методы:

-словесные;

-наглядные ( яблоки в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач);

-практические ;

-наблюдение;

-самостоятельная работа;

-контроль и самоконтроль.

На уроке использовались современные образовательные технологии, такие как игровые, которые делают процесс обучения не просто занимательным, а интересным, активизируют умственную деятельность, развивают любознательность, способствуют развитию творческих способностей, артистизму.

Обучение в сотрудничестве, на уроке сочетались как фронтальная, индивидуальная, так и работа в парах, которая способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий: это сотрудничество на основе доброжелательности, умение слышать и слушать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с отдыхом.

Технология проблемного обучения - обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения задач.

Учащиеся самостоятельно определили тему урока через работу с числовым лучом и сформулировали учебную проблему совместно с учителем.

На уроке использовались задания репродуктивного характера: («прочитай», «повтори», вспомни») и задания поискового характера ( «докажи», «объясни», «оцени»., «сравни», «найди ошибку»: Чего нельзя делать при счёте? )

На практике осуществлялся принцип психологической комфортности на уроке. Этому способствовали открытость, активность ребят, происходила связь учителя и ученика в форме сотрудничества и взаимопомощи.

Для формирования навыков самоконтроля использовались такие приёмы, как: «А теперь проверьте с доски, так ли у вас?»

На уроке чередовался материал разной степени трудности, происходило разнообразие видов учебной деятельности. На уроке развивались такие качества, как восприятие, внимание, воображение, развитие логического мышления, математической речи, умение сравнивать, анализировать, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Для формирования самооценки работы на уроке использовался «светофор» (зеленый круг - если у меня всё хорошо получается, я работаю самостоятельно; желтый - все получалось, но требуется небольшая помощь; красный – мне трудно.)

Я считаю, что все эти образовательные технологии, формы и методы способствовали и поддерживали устойчивое внимание и интерес учащихся на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!