Муниципальное образовательное учреждение «Мглинская средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект урока по русскому языку
УМК «Школа России»
3 класс
Тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам».
Учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Учитель: Ильиненко Елена Ивановна
2016 год
Тема урока: Изменение глаголов по числам
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель урока: формировать умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.
Планируемые результаты:
Предметные: научить распознавать глаголы единственного и множественного числа, применять правила определения формы глагола; самостоятельно различать форму глагола
Метапредметные:
Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем, договариваться и приходить к общему решению в ходе индивидуальной и групповой работы; отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: 1)ноутбук, проектор, экран;
2) карточки с заданиями;
3) смайлики для оценки работы;
4) презентация; 5) раздаточный материал для создания картины «Весна»
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
-Ребята, наш урок мы начнём с того, что попробуем создать круг радости.
(Уч-ся читают стихи)
Мы пришли в этот мир,
Чтобы радость дарить.
Чтоб украсить собой, Чуть его изменить.
Мы приветствуем гостей
Дорогих учителей.
Всех - знакомых, незнакомых,
И серьёзных и весёлых.
Хором:
-Я всё смогу. Я себя покажу. Я всех люблю.
Учитель: Подарите свою улыбку гостям, мне, друг другу, а я буду рада вашим хорошим ответам, желаю вам успехов на уроке.
II. Актуализация знаний
-Угадайте часть речи.
Слайд № 1
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
( Глагол).
- Назовите глаголы из данного текста.
- Что вы знаете уже о глаголе из прошлых уроков? (Работа в парах по карточкам)
-Вставьте пропущенные слова.
Карточка 1.
Глагол - это ……………………………………….
Глагол обозначает ……………………………………
Глагол отвечает на вопросы ………………………………….
Не с глаголами пишется …………………………………
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы………………………………………………………………………
и оканчиваются на …………………………………………………………...
В предложении глагол является…………………………………
III. Словарная работа. Проблемная ситуация.
Слайд № 2
-Исправь ошибки там, где необходимо.
Заиц, лигушки , малина, облоко, молако, картины. Слайд № 3.
Взаимопроверка. Смайлики.
- Слова какой части речи записали?
(- Это имена существительные)
- На какие 2 группы их можно разделить? Подчеркните существительные мн. числа.
-Составьте нераспространённое предложение, используя любое из подчёркнутых слов и слова для справок: прыгает, висит.
-Что можете сказать об этих словах? (Глаголы)
-Что вызывает затруднение? (Не подходят глаголы)
-Как можем исправить? (Изменить глагол) От чего это зависит?
-О каких глаголах будем говорить? (О глаголах ед. и мн. числа)
IV. Формулирование темы и целей урока
-Сформулируйте тему урока.
Тема: Изменение глаголов по числам
Слайд № 4.
-Какие цели вы поставите на урок. Чему будете учиться?
Слайд № 5.
Для ответа используйте слова на слайде: будем учиться определять…..,
узнаем на какие вопросы отвечают …….
Цели: Будем учиться определять число глаголов, узнаем на какие вопросы отвечают глаголы ед. и мн. числа
V. Работа по теме урока.
1. Исследовательская работа.
-Проведём исследовательскую работу и узнаем, как изменяются глаголы по числам и от чего это зависит.
-Запишите составленное предложение (Картины висят. Картина висит.)
-Будем работать по плану.
План: 1. Прочитай предложение.
2.Поставь вопрос к глаголу.
3. Определи, сколько предметов выполняют действие. 4. Запиши вывод.
Слайд № 6
Давайте сформулируем вывод:
1) Как изменяются глаголы?
2) В каком числе употребляются глаголы?
3) Что обозначают глаголы в единственном числе? На какой вопрос отвечают?
4) Что обозначают глаголы во множественном числе? На какой вопрос отвечают?
2.Чтение по учебнику вывода: стр.109.
- На какие ещё вопросы отвечают глаголы единственного и множественного числа? Назовите их.
3.Упражнение на распознавание в тексте глаголов. Работа с учебником. Стр.109 упр. 189. –Прочитайте. Напишите первое четверостишие, над глаголами укажите число, выделите окончания (Один ученик у доски).
Проверка при помощи смайликов.
- По каким признакам вы определили число глагола?
( По имени существительному, по вопросу).
VI. Физкультминутка под музыку. Слайд № 7
- Отдыхают глазки ( движения глазами вверх-вниз, в лево – в право, круговые движения)
-Отдыхает тело.
Встать ,потянуться, согнуться, разогнуться, присесть, полетать, улыбнуться, сесть.
VII.Проблемная ситуация:
- Что это за слова? На какой вопрос отвечают?
- Определите число у глаголов .
- Сделайте вывод.
Вывод. У глаголов неопределенной формы число определить нельзя.
VIII. Закрепление изученного материала.
1. Работа в группах
-Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете корректорами, исследуете текст, всё ли там верно написано, на ваш взгляд, мы потом обсудим с вами. (Повторить правила работы в группах).
Ребятам выдаются карточки с предложениями.
1 группа. Весеннее солнце пригрели землю. Зазвенели весёлая капель.
2 группа. У домов галдит крикливые воробьи. С пригорков побежал говорливые ручейки.
3 группа. На полях зазеленели хлеб. Ветки ивы покрылась золотыми шарами.
4 группа. Зацвели голубенький подснежник. Синички весело перелетал с ветки на ветку.
5 группа. Прилетел на свою родину журавли. Запели над ручьями голосистый соловей.
Зачитывается новый текст по одному предложению.
Учитель постепенно открывает каждое предложение. Слайд № 8
-Что вы сделали с глаголами, чтобы текст стал верным? Для чего вы это сделали? Определите тему текста. Озаглавьте его. Какой это вид текста? Обоснуйте свой вывод.
-Выпишите глаголы в 2 столбика (ед. ч., мн. ч. ) (Проверка коллективная, самооценка)
Слайд № 9
– Какая часть речи вам помогала выбирать форму глаголов?
(Имя существительное.)
– Какой вывод можно сделать?
Вывод. Глагол связан с именем существительным, стоит в том же числе, что и имя существительное.
YIII. Итог урока. Слайд № 10
-О какой части речи мы говорили на уроке? Что новое узнали о глаголе, чему научились? Ответьте, пользуясь схемой: Я- узнал, я- научился.
IX. Домашнее задание. Слайд № 11. (Даётся по выбору).
Правило с. 109
Составить и записать два предложения с глаголами в разных числах.
2.Записать 4 глагола ед. числа и 4 глагола мн. числа X. Рефлексия.
- Мы сегодня много писали, думали, говорили, а теперь я вам предлагаю оценить свою работу необычным способом, созданием картины «Весна». -Если у тебя все получилось, то приклей к дереву зеленый листочек
-Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то приклей к солнышку желтый лучик.
-Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то приклей к ручейку голубую льдинку.
Вывод по рефлексии.
- Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась. На дереве распустились зелёные листочки, ярко светит солнышко. Будем надеяться, что очень скоро такую картину мы сможем увидеть и в окошко.
– Природа весной просыпается и набирается сил, а вы на уроках набираетесь знаний!
– А я радуюсь вашим успехам!
Слайд № 12- Спасибо за урок!