Урок русского языка на тему: «Число имен существительных. Способы образования множественного числа» в 5 классе
Провела Мугалимова Альмира Касыймовна
МБОУ СОШ с. Ямады
Имя существительное – это хлеб языка.
Л. Успенский
Цели урока: повторить основные вопросы раздела; систематизировать знания о родах имен существительных; дать понятие о способах образования множественного числа; развитие логического мышления; воспитать любовь к Родине.
Часть 1. - Сейчас какой год?
- Какое время года?
- Какой месяц?
–День недели?
2. - Сколько всего в русском языке частей речи?
- Какой раздел русского языка изучает части речи?
- Какую часть речи мы изучаем?
- Что нового об этой части речи вы узнали?
3. Работа с текстом
Родина
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец – машинист и твой отец – чабан.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.
(По В. Пескову)
Выразительно прочитайте текст. Определите основную мысль.
Выпишите собственные/ нарицательные существительные.
Выпишите одушевленные/ неодушевленные существительные.
Выпишите существительные, называющие людей по профессии.
4. Решите задачу
Не изменяя ни одной буквы, неодушевленные существительные превратите в одушевленные: белки, трусы, козлы, стрелки. (Нужно только поменять ударение в словах)
- Как называются такие слова? (Омонимы)
5. – Какого рода бывают имена существительные?
- Как определить род имени существительного?
.6. - Имен существительных какого рода здесь не было? Да, общего рода.
Сейчас поиграем в игру «Кто быстрее?» Назовите одним словом – существительным общего рода.
Драчун, зачинщик ссор и драк. (Забияка)
Тот, кто любит сладости. (Сладкоежка, сластена)
Кто владеет левой рукой лучше, чем правой? (Левша)
Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь? (Попрошайка)
Кто любит болтать вздор, пустяки? (Пустомеля)
Безобидный, тихий человек. (Тихоня)
Грубый, невоспитанный человек. (Невежа)
Неаккуратный человек. (Неряха)
Ненасытный, прожорливый человек. (Обжора)
Праздный, глазеющий от скуки по сторонам. (Зевака)
7.-По этим таблицам объясните правила ( Род имен существительных с ь на конце. Род имен существительных с основой на шипящий согласный)
8. Работа по карточкам: разбор по составу (лес, лесник, лесовоз; вода, подводник, водяной); синтаксический разбор предложений из данных слов (1.Дама, багаж, сдавала. 2. Перчатки, он, натянул.)
Часть 2. – Пишем число и тему урока.
1. - Какого числа бывают имена существительные? Записываем эти примеры и делаем вывод: каким способом образуется множественное число.
Грибы, ягоды, березки, поля, моря, леса, дома, козлята, зайчата.
2. По таблице образовать единственное и множественное число имен существительных.
3. По карточкам: поставить существительные в именительный падеж единственного числа.
4. По карточкам: прочитать слова и подобрать общее слово с таким лексическим значением, которое объединяет слова в одну группу.
1. Арбуз, яблоко, груша, огурец, слива -
2. Легкая атлетика, волейбол, баскетбол, плавание, фигурное катание -
3. Старуха Шапокляк, крокодил Гена, почтальон Печкин, Вини Пух –
4. Люстра, лампа, прожектор, светильник, фонарь, торшер, лампада –
5. Фортепиано, гитара, аккордеон, гусли, флейта, скрипка -
5. Упражнения 547, 548.
6. Работа по опорному конспекту (существительные только мн. числа и только ед. числа)
7. Кроссворд (Учитель дает лексическое значение слов, ученики отгадывают)
1. Мясо, рыба, овощи, фрукты, которые специально обработали и хранят в плотно закрытой банке – консервы.
2. Отверстие для въезда, выезда в стене, в заборе, а также то, чем закрывают это отверстие – ворота.
3. Металлические или бумажные знаки, которыми платят за что-нибудь – деньги.
4. Приспособление, употребляемое для того, чтобы лучше видеть или защитить глаза от чего-либо – очки.
5. Одежда, которая закрывает ноги и нижнюю часть туловища до талии – брюки.
6. Промежуток времени в 24 часа (день и ночь) – сутки.
7. Специальная жидкость, которой пишут – чернила.
8. Прибор для определения времени – часы.
Часть 3. – Что нового узнали?
Закончим урок пословицей – прочитайте ребус («Век живи, век учись!»)