СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Число имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок для учащихся 5 класса по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Число имен существительных»

Урок русского языка на тему: «Число имен существительных. Способы образования множественного числа» в 5 классе

Провела Мугалимова Альмира Касыймовна

МБОУ СОШ с. Ямады




Имя существительное – это хлеб языка.

Л. Успенский


Цели урока: повторить основные вопросы раздела; систематизировать знания о родах имен существительных; дать понятие о способах образования множественного числа; развитие логического мышления; воспитать любовь к Родине.

Часть 1. - Сейчас какой год?

- Какое время года?

- Какой месяц?

–День недели?

2. - Сколько всего в русском языке частей речи?

- Какой раздел русского языка изучает части речи?

- Какую часть речи мы изучаем?

- Что нового об этой части речи вы узнали?

3. Работа с текстом

Родина

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец – машинист и твой отец – чабан.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

(По В. Пескову)


  • Выразительно прочитайте текст. Определите основную мысль.

  • Выпишите собственные/ нарицательные существительные.

  • Выпишите одушевленные/ неодушевленные существительные.

  • Выпишите существительные, называющие людей по профессии.


4. Решите задачу


Не изменяя ни одной буквы, неодушевленные существительные превратите в одушевленные: белки, трусы, козлы, стрелки. (Нужно только поменять ударение в словах)

- Как называются такие слова? (Омонимы)

5. – Какого рода бывают имена существительные?

- Как определить род имени существительного?

  • Из этой таблицы называем существительные только мужского рода, только женского рода и только среднего рода.


.6. - Имен существительных какого рода здесь не было? Да, общего рода.

Сейчас поиграем в игру «Кто быстрее?» Назовите одним словом – существительным общего рода.

  • Драчун, зачинщик ссор и драк. (Забияка)

  • Тот, кто любит сладости. (Сладкоежка, сластена)

  • Кто владеет левой рукой лучше, чем правой? (Левша)

  • Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь? (Попрошайка)

  • Кто любит болтать вздор, пустяки? (Пустомеля)

  • Безобидный, тихий человек. (Тихоня)

  • Грубый, невоспитанный человек. (Невежа)

  • Неаккуратный человек. (Неряха)

  • Ненасытный, прожорливый человек. (Обжора)

  • Праздный, глазеющий от скуки по сторонам. (Зевака)


7.-По этим таблицам объясните правила ( Род имен существительных с ь на конце. Род имен существительных с основой на шипящий согласный)


8. Работа по карточкам: разбор по составу (лес, лесник, лесовоз; вода, подводник, водяной); синтаксический разбор предложений из данных слов (1.Дама, багаж, сдавала. 2. Перчатки, он, натянул.)


Часть 2. – Пишем число и тему урока.

1. - Какого числа бывают имена существительные? Записываем эти примеры и делаем вывод: каким способом образуется множественное число.

Грибы, ягоды, березки, поля, моря, леса, дома, козлята, зайчата.


2. По таблице образовать единственное и множественное число имен существительных.


3. По карточкам: поставить существительные в именительный падеж единственного числа.

4. По карточкам: прочитать слова и подобрать общее слово с таким лексическим значением, которое объединяет слова в одну группу.


1. Арбуз, яблоко, груша, огурец, слива -

2. Легкая атлетика, волейбол, баскетбол, плавание, фигурное катание -

3. Старуха Шапокляк, крокодил Гена, почтальон Печкин, Вини Пух –

4. Люстра, лампа, прожектор, светильник, фонарь, торшер, лампада –

5. Фортепиано, гитара, аккордеон, гусли, флейта, скрипка -




5. Упражнения 547, 548.


6. Работа по опорному конспекту (существительные только мн. числа и только ед. числа)


7. Кроссворд (Учитель дает лексическое значение слов, ученики отгадывают)


1. Мясо, рыба, овощи, фрукты, которые специально обработали и хранят в плотно закрытой банке – консервы.

2. Отверстие для въезда, выезда в стене, в заборе, а также то, чем закрывают это отверстие – ворота.

3. Металлические или бумажные знаки, которыми платят за что-нибудь – деньги.

4. Приспособление, употребляемое для того, чтобы лучше видеть или защитить глаза от чего-либо – очки.

5. Одежда, которая закрывает ноги и нижнюю часть туловища до талии – брюки.

6. Промежуток времени в 24 часа (день и ночь) – сутки.

7. Специальная жидкость, которой пишут – чернила.

8. Прибор для определения времени – часы.


Часть 3. – Что нового узнали?

Закончим урок пословицей – прочитайте ребус («Век живи, век учись!»)