СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по развитию грамотности в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
  1. Фамилия, имя, отчество автора Гаряева Ольга Владимировна

  2. Место работы МБОУ «Бошняковская основная общеобразовательная школа» Канский район

  3. Должность учитель русского языка и литературы

  4. Класс 7

  5. Предмет русский язык

  6. Тема: Служебные части речи

  7. Место урока в теме и программе по предмету: Урок «Служебные части речи» - урок открытия новых знаний, первый в теме «Служебные части речи». На данном уроке учащиеся познакомятся с общими и различительными чертами каждой служебной части речи. За ним последуют уроки, посвящённые изучению предлогов, союзов и частиц.

  8. Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса: Для чего в русском языке нужны служебные части речи?

  9. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  • функции (назначение) служебных частей речи

  • отличительные признаки служебных частей речи от самостоятельных частей речи

  • значимость служебных частей речи

уметь (сможет продемонстрировать):

  • распознавать служебные части речи

  • использовать функции служебных частей речи (связывать слова и предложения, придавать словам и предложениям дополнительные значения).

  • выделять в тексте главную, значимую информацию.

  1. Инструменты проверки достижения результата:

Схема определяемого понятия «Служебные части речи»

Таблица «Служебные части речи»

Карточка - задание

    1. Дать определение понятию «Служебные части речи».

    2. Указать отличительные признаки служебных частей речи.

    3. Указать функции служебных частей речи.

Критерии

Определён родовой признак понятия – 2 балла

Определён видовой признак понятия – 3 балла

Указаны все отличительные признаки служебных частей речи – 3 балла

Указаны все функции служебных частей речи – 3 балла

11 баллов – «5»

8-10 баллов «4»

5-7 баллов «3»


  1. Организационно-педагогические условия проведение урока

А) Описание учебной задачи (учебно-познавательной/учебно-практической задачи)

Тема: Служебные части речи (первый урок)

Описание учебной задачи

Детям предлагается рассмотреть предложение, в котором выделенные слова – служебные части речи.

Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щёлканья и перелива в кустах со стороны полотна (К. Паустовский). Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?


Б) Описание хода урока, его этапы, задания учащимся на основе сконструированных текстов

I. Организационный момент

II Новая тема

    1. Формулирование темы урока и определяемого понятия.

Слайд 1

(можно организовать работу в парах или группах)

Задание: Прочтите строки из стихотворения, определите его тему, сформулируйте тему урока.

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы –

И в этом их главный секрет!

Формируемые читательские умения: определять место, содержащее искомую информацию; находить единицу информации.

Ответы детей.

Запись темы урока.

- Определяемым понятием сегодня на уроке будет?

Ответы детей

«Служебные части речи».



    1. Постановка учебной задачи. Слайд 2

Детям предлагается рассмотреть предложение, в котором выделенные слова – служебные части речи.

Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щёлканья и перелива в кустах со стороны полотна (К. Паустовский).



Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?

Формируемые читательские умения: определять место, содержащее искомую информацию; находить единицу информации;



    1. Учащиеся выбирают способы получения недостающей информации, ставят цели «буду знать, буду уметь», из оценочных листов (приложение 1) определяют балл, который желают получить на уроке.

    2. Составление схемы определяемого понятия «Служебные части речи»

Текст №1

Составляют схему определяемого понятия.

Формируемые читательские умения: определять место, содержащее искомую информацию; находить единицу информации;

    1. Лингвистический эксперимент. Работа в группах.



Задание первой группе: найти информацию о частоте употребления служебных частей речи, используя

Текст № 2



Задание второй группе: найти информацию об отличиях служебных частей речи от самостоятельных и о назначении служебных частей речи, используя

Текст №1

Формируемые читательские умения: определять место, содержащее искомую информацию; находить и извлекать одну или несколько единиц информации; информации; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.



III. Закрепление. Работа в парах.

  1. Учащиеся изучают отрывки художественного текста. Текст №3

Делают вывод о том, что затрудняет чтение текста, делает его смешным; восстанавливают текст и делают вывод о значимости и назначении служебных частей речи

Формируемые читательские умения: находить и извлекать одну или несколько единиц информации; информации; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.



  1. Утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи, и сформулируйте вывод о служебных частях речи.

(Приложение 2)

Формируемые читательские умения: определять место, содержащее искомую информацию; находить и извлекать одну или несколько единиц информации;

формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

  1. Оценивание

IV. Домашнее задание

Построить таблицу, используя текст 2

Формируемые читательские умения: определять место, содержащее искомую информацию; находить единицу информации.

  1. Учебные материалы (тексты), которые будут использованы на уроке.

Текст №1 «Русский язык 5-9 класс. Теория». В.В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова стр.176 - 177 ООО «Дрофа» 2012

Текст №2 «Частотный словарь русского языка» под редакцией Л.Н. Засориной  Издательство «Русский язык», 1977 

АЛФАВИТНО-ЧАСТОТНЫЙ СЛОВНИК

Словник

частота

кол-во текстов

общая

I

II

III

IV

I

II

III

IV

А

аΔΔ

10719

1355

5203

1252

2909

15

21

43

13

а-а

32

29

3

15

2

аа-яй-яй

1

1

1

абажур

24

17

6

1

5

2

1

аббатство

2

2

1

...

.

.

.

.

.

.

.

.

.

столик

50

2

30

2

16

2

7

2

7

столица

113

60

12

29

12

15

7

9

2

стон

10

1

3

2

4

1

2

2

3

стонать

16

3

3

10

2

3

4

ЧАСТОТНЫЙ СЛОВНИК

словник

частота

в (во)

42854

и

36266

не

19228

на

17262

я

13839

быть

13307


Текст №3 П. Ершов «Конек - горбунок», Издательство РОСМЕН Москва 2021 г.

Вечер …ночи собирался;

…ночлег Иван собрался;

Вдоль… улице идет,

Ест краюшку … поет.

… он поля достигает

Руки … боки подпирает

… прискочкой … пан,

Боком входит … балаган.

Все по-прежнему стояло,

… коней … … бывало;

… игрушка-горбунок

… его вертелся ног.


  1. Рабочие листы для учеников

Приложение 1

Оценочный лист ученика 7 класса___________________________________

Тема: Служебные части речи

критерий

Рекомендуемый балл

Желаемый балл

Знаю функции служебных частей речи

5


Знаю отличительные признаки служебных частей речи от самостоятельных

5


Знаю значимость служебных частей речи

5


Умею распознавать служебные части речи

7


Умею работать с текстом

10


Умею выбирать из текста информацию

10


Умею составлять таблицу на основе изучаемого текста

15


Умею составлять схему по изученному тексту

15


Приложение 2

Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи, и сформулируйте вывод о служебных частях речи.

Самостоятельные и служебные части речи равноправны.

Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.

Служебные части речи не бывают членами предложения.

Служебные части речи имеют лексическое значение.

Служебные части речи имеют только дополнительное значение, грамматическое.

Служебные части речи живут сами по себе.

Служебные связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.

К служебным частям речи задать вопрос невозможно.

Задание к тексту № 3

Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи. Восстановите текст, используя слова для справок.

Сделайте вывод о значимости служебных частей речи



(Слова для справок: к, на, по, и, вот, в, и, словно, в, а, как ни, лишь,у. )


  1. Оснащение для урока: компьютер, проектор, учебник «Русский язык 5-9 класс. Теория». В.В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова стр.176 - 177 ООО «Дрофа» 2012, «Частотный словарь русского языка» Л.Н. Засориной  М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.; приложение 1, приложение 2

  2. Домашнее задание

Используя текст учебника «Русский язык 5-9 класс. Теория». В.В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова стр.176 - 177 ООО «Дрофа» 2012, составьте таблицу «Служебные части речи»

Формируемые читательские умения: определять место, содержащее искомую информацию; находить единицу информации; преобразовывать информацию из текстовой в табличную.

Критерии оценки ДЗ

«5» - содержание таблицы полностью соответствует теме;

«4» - содержание таблицы в основном соответствует теме, но имеются фактические неточности;

«3» - в содержании таблицы допущены существенные отклонения от темы




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!