СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность.»

Читательская грамотность

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественнонаучная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил.

К.Д. Ушинский считал, что «Читать – это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».

Поэтому учителя начальных классов должны уделять пристальное внимание формированию читательской грамотности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения можно применять такие виды работы:

- репродуктивные (чтение, пересказ, заучивание, прослушивание);

- познавательно-поисковые (анализ художественного текста, умение делать выводы, умение давать характеристику герою, написание контрольных работ, выполнение тестов);

- творческие (сочинение, проекты).

Рассмотрим каждый вид работы более детально.

Репродуктивная деятельность

Работа со скороговоркой

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

- Какой звук повторяется?

- Охарактеризуйте его.

- Сколько раз повторяются шипящие звуки?

Познавательно-поисковая деятельность

Написание синквейна

Чтобы проверить степень усвоения обучающимися изучаемой темы, можно предложить составить синквейн. Применение этого упражнения обогащает словарный запас, учит выделять главное, развивает речь, учит работать по алгоритму, развивает творческие способности, учит применять полученные знания на практике, а также делает учебный процесс более интересным.

Синквейн состоит из пяти строк. Его форма напоминает елочку.

1-я строка. Одно существительное, отражающее тему

2-я строка. Два прилагательных, описывающих основную мысль

3-я строка. Три глагола, говорящих о действиях в рамках темы

4-я строка. Фраза или предложение, показывающая отношение к теме

5-я строка. Одно слово-синоним, которое повторяет суть темы

Для составления характеристики главного героя «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина можно предложить составить синквейн.

Старуха

Сварливая, злобная

Приказывает, ругает, обижает

Осталась у разбитого корыта

Неблагодарность

Анализ художественного текста

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы. Он способствует формированию умения извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать ее.

Орел и кошка

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

Вдруг, откуда ни возьмись, — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.



1. Прочитайте текст.

2. Определите тип текста: повествование, описание, рассуждение.

3. Определите тему текста.

4. Разделите текст на 4 части. Допишите недостающие пункты плана.

1) Счастливая семья.

2)

3)

4)

5. Найдите в тексте ответ на вопрос: «Как появился орел?» Ответ подчеркните.

6. Выпишите из предложения слова с безударным гласным в корне, подберите к каждому слову проверочное.

Принялась облизывать своего израненного котенка.

7. Заполните таблицу.

Слово

Антоним

Синоним

весело

грустно

радостно

маленькая

большая

крошечная



8. Определите последовательность событий. (4 картинки появятся на слайде)

9. Выпишите из первого абзаца слова, соответствующие данным схемам.



10. Разгадайте кроссворд (Ответ – имя существительное в форме И.п. ед.ч.)

По горизонтали:

1) Какое качество помогло кошке победить?

2) С кем схватилась кошка?

3) Какой птицей является орел?

По вертикали:

1) С кем играла кошка?

2) Где играла кошка с котятами?

Творческая деятельность

Сочинение — это один из самых сложных видов творческой работы. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. 

Структура написания сочинения

I. Вступление.

В этой части надо сказать, о каком произведении ты пишешь, кто его автор.

II. Основная часть.

О чем произведение? Определи его тему.

1. Укажи главных героев произведения.

2. Расскажи, какие они, что говорит о них автор.

3. Расскажи, что произошло с героями.

4. Как произошедшее характеризует героев?

III. Заключение.

Выскажи свое мнение о прочитанном произведении. Расскажи, чем оно тебе понравилось, чему учит.

Бабушка отдыхает

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:
– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце. Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.
Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:
– Галинка, слушай…
Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:
– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.
Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:
– Бабушка, почему Вы во сне плакали?
Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

 (В.А.Сухомлинский)



Проверь свою работу. Отметь в таблице то, что у тебя получилось.

У меня получился связный текст


Все мои мысли подтверждены текстом


Нет постоянно повторяющихся слов


Нет однотипно построенных предложений


В сочинении нет ошибок


Оценка учителя




Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов.