Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснощековская средняя общеобразовательная школа №1»
Краснощековского района Алтайского края
«Принято» на заседании МО | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Протокол №1 от 25.08.2022 | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ «Краснощёковская СОШ №1» |
| _____________/Наземцева О.И. | ________________/М.П.Мозговая |
| 25.08.2022 | Приказ № 131 |
| от 26.08.2022 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности: «Читательская грамотность»
9 класс основного общего образования
срок реализации программы: 2022 – 2023 учебный год
Разработчик: Дурнева А.Н.
Учитель русского языка и литературы
с. Краснощеково
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу для 9 класса составлена на основании основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Краснощёковская СОШ №1», в соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом на 2022-2023 учебный год. Количество часов -0,5 ч. в неделю, по рабочей программе – 17 часов. Содержание предмета может реализовываться как в 1 полугодии, так и во втором по выбору учителя с коррекцией программного материала.
Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности
Содержание курса «Читательская грамотность» обеспечивает реализацию следующих результатов:
Личностные
-умение формулировать и объяснять собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
-оценивать действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные:
-способность находить и извлекать информацию в различном контексте;
-умение объяснять и описывать явления на основе полученной информации;
-умение анализировать и интегрировать полученную информацию;
-формулировать проблему, интерпретировать и оценивать её;
Предметные
обучающийся научится:
-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;
- находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;
- применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;
-формулировать проблему на основе анализа ситуации;
-анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
- оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.
Формы проведения занятий: беседа, практикум, индивидуальные и коллективные (групповые, в парах).
Содержание учебного курса
Раздел «Поиск информации и понимание текста». Определение главной темы и общей цели или назначения текста. Различение темы и подтемы специального текста. Выделение главной и второстепенной информации текста. Поиск информации, явно заданной в тексте. Выстраивание последовательности описываемых событий. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте. Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов. Проверочная работа по формированию читательской грамотности .
Раздел «Преобразование и интерпретация текста». Преобразование данной информации, в виде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию. Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно. Установление связей, не высказанных в тексте напрямую. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме. Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач
Проверочная работа по формированию читательской грамотности
Раздел «Критический анализ и оценка информации».Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире. Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения. Обнаружение недостоверности получаемой информации. Нахождение путей восполнения пробелов в информации. Решение на основе текста учебно-практических задач. Проверочная работа по формированию читательской грамотности.
Формы проведения занятий: беседа, практикум, индивидуальные и коллективные (групповые, в парах).
Содержание учебного курса
№ | Наименование разделов | кол-во часов | электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Поиск информации и понимание текста | 6ч | https://fg.resh.edu.ru/ |
2 | Преобразование и интерпретация информации: | 5ч | https://fg.resh.edu.ru/ |
3 | Критический анализ и оценка информации: | 6ч | https://fg.resh.edu.ru/ |
| Итого | 17 | |
Тематическое поурочное планирование
№ | тема занятия | кол-во часов | форма проведения |
| Поиск информации и понимание текста | 6ч | |
1 | Определение главной темы и общей цели или назначения текста. Различение темы и подтемы специального текста. | 1 | беседа работа в парах |
2 | Выделение главной и второстепенной информации текста. | 1 | работа в парах |
3 | Выстраивание последовательности описываемых событий | 1 | работа в парах, дискуссия |
4 | Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов | 1 | практическая работа |
5 | Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов | 1 | работа в группах |
6 | Проверочная работа по формированию читательской грамотности | 1 | практикум |
| Преобразование и интерпретация информации | 5ч | |
7 | Преобразование информации, данной в виде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию | 1 | деловая игра |
8 | Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте. Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов | 1 | работа в парах |
9 | Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно | 1 | работа в группах |
10 | Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме. | 1 | творческая работа |
11 | Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач. Проверочная работа по формированию читательской грамотности | 1 | практическая работа |
| Критический анализ и оценка информации | 6ч | |
12 | Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире | 1 | творческая работа |
13 | Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения | 1 | творческая работа работа в парах |
14 | Решение на основе текста учебно-практических задач | 1 | практикум |
15 | Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. | 1 | практическая работа |
16 | Проверочная работа по формированию читательской грамотности | 1 | практическая работа |
17 | Создание собственных текстов на основе прочитанных текстов | 1 | практикум |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
-Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на II и III ступени обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим доступа: http://ipkps. bsu. edu. ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp
-Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm
Лист внесения изменений в рабочую программу учебного предмета
Приказ, причина коррекции | Класс | Тема | Кол- во по раб. программе | Количество часов по факту | Корректирующие мероприятия, комментарий |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Подпись учителя ________________________