МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Управление образования окружной администрации города Якутска
МОБУ "СОШ №21"
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Слепцова А.М. Протокол №1 от «30» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________________________ Костромина В. Б. Протокол №1 от «30» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Шарапова Л.Н. Приказ №368 от «30» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
Составитель:
Павлова Ю.Г.,
учитель начальных классов
Якутск 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Читательская грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Читательская грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Целью изучения курса «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; – развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.
Программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю). Формы организации занятий:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
класс
Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
развивать самостоятельность в поиске решения различных речевых задач;
формировать духовные и эстетические потребности;
сознательно расширять свой личный читательский опыт;
находить в прочитанных текстах общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей;
уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях;
уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу;
планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
понимание основных фактов, основной идеи текста, поиск в тексте информации, представленной в различном виде, формулирование прямых выводов и заключений на основе имеющейся в тексте информации;
анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений;
использование информации из текста для различных целей;
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
способность различать тексты различных жанров и типов;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей;
способность оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Викторина «В гостях у сказки» | |
Что такое сказка? Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть» | Анализ содержания текста. Характеристика героя. |
Русские народные сказки "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса" | Анализ содержания текста. Логический вывод. |
Русская народная сказка «Петух и жерновцы» | Анализ содержания текста. Логический вывод. Составление вопросов к тексту. |
Русские народные сказки "Лисичка со скалочкой", "Лисичка-сестричка и серый волк" | Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста. |
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста. |
Русские народные сказки «Маша и медведь», «Вершки и корешки» | Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста. |
Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок» | Анализ содержания текста. Характеристика героя. Пересказ текста. |
Русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка» | |
Русская народная сказка «Никита Кожемяка» | Анализ содержания текста. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. |
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки. |
Русская народная сказка «Несмеянацаревна» | Анализ содержания текста. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. |
Русская народная сказка «Терёшечка» | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки. |
Русские народные сказки про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного. | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки. |
Русская народная сказка «Морозко» | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки. |
Викторина по русским народным сказкам. | |
Белорусская сказка "ПЫХ" | Анализ содержания текста. Характеристика героя. Восстановление деформированного текста. |
Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок». | Содержание сказки. Жанр произведения. Качество: осторожность, предусмотрительность. Дополнение текста. Пересказ сказки. |
Адыгейская сказка "Кто сильнее?" | Содержание сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: трудолюбие. Дополнение предложений с опорой на текст. Пересказ сказки. |
Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: выносливость, упорство. Наблюдение над синонимами. Толкование значений устойчивых выражений. Истинность и ложность высказываний. |
Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | Содержание сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Сбор информации в справочниках и энциклопедиях. Логический вывод. |
Чукотская сказка «Хвост». | Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Логический вывод. Выборочное чтение. |
Викторина по сказкам разных народов. | |
Сказки И.Токмаковой «Ку-ка-ре-ку!», «Котята». | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки. |
Сказка И.Токмаковой «Вечерняя сказка» | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки. |
Б.Заходер «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе» | Содержание сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. |
«Эй, ты!», «Урок дружбы» М.Пляцковский | |
Сказки М.Пляцковского " Непонятливый львёнок", "Шишки" | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. Последовательность событий. |
Сутеев " "Цыплёнок и утёнок" | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Семейные ценности. Образные выражения. Сравнение смысла пословиц с содержанием сказки. |
Сутеев "Мышонок и карандаш" | Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста. |
Сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон» | Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста. |
Сказки К.И.Чуковского «Тараканище», «Айболит» | Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста. |
Сказка о глупом мышонке" С.Маршак | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Наблюдение за антонимами. Объяснение смысла пословиц. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Форма проведения | ЦОР/ЭОР |
1. | Вводное занятие. Викторина «В гостях у сказки» | 1 | 08.09.2023 | Анализ содержания текста. Характеристика героя. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
2. | Что такое сказка? Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть» | 1 | 15.09.2023 | Анализ содержания текста. Логический вывод. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
3. | Русские народные сказки "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса" | 1 | 22.09.2023 | Анализ содержания текста. Логический вывод. Составление вопросов к тексту. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
4. | Русская народная сказка «Петух и жерновцы» | 1 | 29.09.2023 | Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
5. | Русские народные сказки "Лисичка со скалочкой", "Лисичка-сестричка и серый волк" | 1 | 06.10.2023 | Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
6. | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | 1 | 13.10.2023 | Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
7. | Русские народные сказки «Маша и медведь», «Вершки и корешки» | 1 | 20.10.2023 | Анализ содержания текста. Характеристика героя. Пересказ текста. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
8. | Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок» | 1 | 27.10.2023 | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
9. | Русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка» | 1 | 03.11.2023 | Анализ содержания текста. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
10. | Русская народная сказка «Никита Кожемяка» | 1 | 10.11.2023 | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
11. | Русская народная сказка «Царевна лягушка» | 1 | 17.11.2023 | Анализ содержания текста. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
12. | Русская народная сказка «Несмеяна царевна» | 1 | 24.11.2023 | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
13. | Русская народная сказка «Терёшечка» | 1 | 01.12.2023 | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
14. | Русские народные сказки про БабуЯгу и Кощея Бессмертного. | 1 | 08.12.2023 | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
15. | Русская народная сказка «Морозко» | 1 | 15.12.2023 | Содержание сказки. Жанр произведения. Дружба, жадность. Составление плана. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
16. | Викторина по русским народным сказкам. | 1 | 22.12.2023 | Анализ содержания текста. Характеристика героя. Восстановление деформированного текста. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
17. | Белорусская сказка "ПЫХ" | 1 | 12.01.2024 | Содержание сказки. Жанр произведения. Качество: осторожность, предусмотрительность. Дополнение текста. Пересказ сказки. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
18. | Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок». | 1 | 19.01.2024 | Содержание сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: трудолюбие. Дополнение предложений с опорой на текст. Пересказ сказки. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
19. | Адыгейская сказка "Кто сильнее?" | 1 | 26.01.2024 | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
| | | | героев. Качество: выносливость, упорство. Наблюдение над синонимами. Толкование значений устойчивых выражений. Истинность и ложность высказываний. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
20. | Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» | 1 | 02.02.2024 | Анализ содержания текста. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Логический вывод. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
21. | Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | 1 | 09.02.2024 | Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Логический вывод. Выборочное чтение. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
22. | Чукотская сказка «Хвост». | 1 | 16.02.2024 | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
23. | Викторина по сказкам разных народов. | 1 | 01.03.2024 | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
24. | Сказки И.Токмаковой «Ку- ка-ре-ку!», «Котята». | 1 | 15.03.2024 | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
25. | Сказка И.Токмаковой «Вечерняя сказка» | 1 | 22.03.2024 | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
26. | Б.Заходер «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе» | 1 | 05.04.2024 | Анализ содержания текста. Жанр произведения. Характеристика героев. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
27. | «Эй, ты!», «Урок дружбы» М.Пляцковский | 1 | 12.04.2024 | Анализ содержания. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. Последовательность событий. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
28. | Сказки М.Пляцковского "Непонятливый львёнок", "Шишки" | 1 | 19.04.2024 | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Семейные ценности. Образные выражения. Сравнение смысла пословиц с содержанием сказки. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
29. | Сутеев "Цыплёнок и утёнок" | 1 | 26.04.2024 | Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
30. | Сутеев "Мышонок и карандаш" | 1 | 03.05.2024 | Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
31. | Сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон» | 1 | 10.05.2024 | Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
32. | Сказки К.И.Чуковского «Тараканище», «Айболит» | 1 | 17.05.2024 | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Наблюдение за антонимами. Объяснение смысла пословиц. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
33. | С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке" | 1 | 24.05.2024 | Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Наблюдение за антонимами. | https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/ |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературное чтение 1 класс: учебник / Е.И.Матвеева – М.,: БИНОМ, Лаборатория знаний 2020
Функциональная грамотность 1 класс Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2024. (Учение с увлечением)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/teachers/migration,
https://infourok.ru/backOffice/schedule,
http://school-collection.edu.ru/, https://resh.edu.ru/