СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Читательская грамотность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Читательская грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

     Программа «Читательская грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

   Целью изучения курса «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Просмотр содержимого документа
««Читательская грамотность»»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)‌‌

Управление образования окружной администрации города Якутска

МОБУ "СОШ №21"



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Слепцова А.М.

Протокол №1 от «30» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

________________________

Костромина В. Б.

Протокол №1 от «30» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Шарапова Л.Н.

Приказ №368 от «30» августа 2023 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«Читательская грамотность»







Составитель:

Павлова Ю.Г.,

учитель начальных классов












Якутск 2023​ г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Читательская грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Читательская грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Целью изучения курса «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  • формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

  • учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

  • учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; – развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

  • учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.

Программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю). Формы организации занятий:

    • Предметные недели;

    • Библиотечные уроки;

    • Деловые беседы;

    • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

    • Практические упражнения



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. класс

Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты:

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства;

  • осознавать личную ответственность за свои поступки;

  • развивать самостоятельность в поиске решения различных речевых задач;

  • формировать духовные и эстетические потребности;

  • сознательно расширять свой личный читательский опыт;

  • находить в прочитанных текстах общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей;

  • уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;

  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях;

  • уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  • Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу;

  • планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

  • оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

  • Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

  • (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах работы в группе;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).




Предметные результаты:

  • понимание основных фактов, основной идеи текста, поиск в тексте информации, представленной в различном виде, формулирование прямых выводов и заключений на основе имеющейся в тексте информации;

  • анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений;

  • использование информации из текста для различных целей;

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

  • способность различать тексты различных жанров и типов;

  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • способность оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Вводное занятие. Викторина «В гостях у сказки»

Что такое сказка? Русские народные сказки

«Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть»

Анализ содержания текста. Характеристика героя.

Русские народные сказки "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса"

Анализ содержания текста. Логический вывод.

Русская народная сказка «Петух и жерновцы»

Анализ содержания текста. Логический вывод. Составление вопросов к тексту.

Русские народные сказки "Лисичка со скалочкой", "Лисичка-сестричка и серый волк"

Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста.

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста.

Русские народные сказки «Маша и медведь», «Вершки и корешки»

Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста.

Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок»

Анализ содержания текста. Характеристика героя. Пересказ текста.

Русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка»

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Анализ содержания текста. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.


Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана.

Продолжение сказки.

Русская народная сказка «Несмеянацаревна»

Анализ содержания текста. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.

Русская народная сказка «Терёшечка»

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана.

Продолжение сказки.

Русские народные сказки про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана.

Продолжение сказки.

Русская народная сказка «Морозко»

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана.

Продолжение сказки.

Викторина по русским народным сказкам.

Белорусская сказка "ПЫХ"

Анализ содержания текста. Характеристика героя. Восстановление деформированного текста.

Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».

Содержание сказки. Жанр произведения.

Качество: осторожность, предусмотрительность. Дополнение текста.

Пересказ сказки.

Адыгейская сказка "Кто сильнее?"

Содержание сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: трудолюбие. Дополнение предложений с опорой на текст. Пересказ сказки.

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: выносливость, упорство. Наблюдение над синонимами. Толкование значений устойчивых выражений.

Истинность и ложность высказываний.

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный

хвост».

Содержание сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Сбор

информации в справочниках и энциклопедиях. Логический вывод.

Чукотская сказка «Хвост».

Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Логический вывод.

Выборочное чтение.

Викторина по сказкам разных народов.

Сказки И.Токмаковой «Ку-ка-ре-ку!», «Котята».

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана.

Продолжение сказки.

Сказка И.Токмаковой «Вечерняя сказка»

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана.

Продолжение сказки.

Б.Заходер «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе»

Содержание сказки. Жанр произведения. Характеристика героев.

«Эй, ты!», «Урок дружбы» М.Пляцковский

Сказки М.Пляцковского " Непонятливый львёнок", "Шишки"

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. Последовательность событий.

Сутеев " "Цыплёнок и утёнок"

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Семейные ценности. Образные выражения. Сравнение смысла пословиц с содержанием сказки.

Сутеев "Мышонок и карандаш"

Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста.

Сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон»

Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста.

Сказки К.И.Чуковского «Тараканище», «Айболит»

Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ текста.

Сказка о глупом мышонке" С.Маршак

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Наблюдение за антонимами.

Объяснение смысла пословиц.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (33 часа)


Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Форма проведения

ЦОР/ЭОР

1.

Вводное занятие. Викторина «В гостях у сказки»

1




08.09.2023


Анализ содержания текста.

Характеристика героя.

https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/





2.

Что такое сказка? Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть»

1








15.09.2023

Анализ содержания текста.

Логический вывод.




https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

3.

Русские народные сказки "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса"

1

22.09.2023

Анализ содержания текста. Логический вывод. Составление вопросов к тексту.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

4.

Русская народная сказка «Петух и жерновцы»

1

29.09.2023

Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту.

Пересказ текста.

https://uchi.ru/teachers/migration, https://resh.edu.ru/

5.

Русские народные сказки "Лисичка со скалочкой",

"Лисичка-сестричка и серый волк"

1

06.10.2023

Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту.

Пересказ текста.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

6.

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

1

13.10.2023

Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту.

Пересказ текста.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

7.

Русские народные сказки «Маша и медведь», «Вершки и корешки»

1

20.10.2023

Анализ содержания текста. Характеристика героя. Пересказ текста.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

8.

Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок»

1

27.10.2023

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

9.

Русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка»

1

03.11.2023

Анализ содержания текста. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

10.

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

1

10.11.2023

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/


11.

Русская народная сказка «Царевна лягушка»

1

17.11.2023

Анализ содержания текста. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

12.

Русская народная сказка «Несмеяна царевна»

1

24.11.2023

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

13.

Русская народная сказка «Терёшечка»

1

01.12.2023

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

14.

Русские народные сказки про БабуЯгу и Кощея

Бессмертного.

1

08.12.2023

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

15.

Русская народная сказка «Морозко»

1

15.12.2023

Содержание сказки. Жанр произведения. Дружба, жадность. Составление плана.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

16.

Викторина по русским народным сказкам.

1

22.12.2023

Анализ содержания текста. Характеристика героя.

Восстановление деформированного текста.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

17.

Белорусская сказка "ПЫХ"

1

12.01.2024

Содержание сказки. Жанр произведения. Качество:

осторожность, предусмотрительность.

Дополнение текста. Пересказ сказки.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

18.

Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».

1

19.01.2024

Содержание сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: трудолюбие. Дополнение предложений с опорой на текст. Пересказ сказки.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

19.

Адыгейская сказка

"Кто сильнее?"

1

26.01.2024

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/






героев. Качество: выносливость, упорство. Наблюдение над синонимами. Толкование значений устойчивых выражений.

Истинность и ложность высказываний.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

20.

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

1

02.02.2024

Анализ содержания текста. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Логический вывод.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

21.

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».

1

09.02.2024

Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Логический вывод. Выборочное чтение.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

22.

Чукотская сказка «Хвост».

1

16.02.2024

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

23.

Викторина по сказкам разных народов.

1

01.03.2024

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

24.

Сказки

И.Токмаковой «Ку-

ка-ре-ку!», «Котята».

1

15.03.2024

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/


25.

Сказка

И.Токмаковой

«Вечерняя сказка»

1

22.03.2024

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

26.

Б.Заходер «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе»

1

05.04.2024

Анализ содержания текста. Жанр произведения. Характеристика героев.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

27.

«Эй, ты!», «Урок дружбы» М.Пляцковский

1

12.04.2024

Анализ содержания. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. Последовательность событий.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

28.

Сказки

М.Пляцковского

"Непонятливый львёнок", "Шишки"

1

19.04.2024

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Семейные ценности. Образные выражения. Сравнение смысла пословиц с содержанием сказки.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

29.

Сутеев "Цыплёнок и утёнок"

1

26.04.2024

Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту.

Пересказ текста.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

30.

Сутеев "Мышонок и карандаш"

1

03.05.2024

Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту.

Пересказ текста.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

31.

Сказки

К.И.Чуковского

«Муха-цокотуха»,

«Мойдодыр», «Телефон»

1

10.05.2024

Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту.

Пересказ текста.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

32.

Сказки К.И.Чуковского

«Тараканище», «Айболит»

1

17.05.2024

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

Наблюдение за антонимами.

Объяснение смысла пословиц.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/

33.

С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке"


1

24.05.2024

Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

Наблюдение за антонимами.

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://resh.edu.ru/








УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌‌​Литературное чтение 1 класс: учебник / Е.И.Матвеева – М.,: БИНОМ, Лаборатория знаний 2020

Функциональная грамотность 1 класс Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2024. (Учение с увлечением)


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://uchi.ru/teachers/migration,

https://infourok.ru/backOffice/schedule,

http://school-collection.edu.ru/, https://resh.edu.ru/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!