СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме "Читательская грамотность"

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность»

Читательская грамотность– одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника

Сегодня много говорят о функциональной грамотности. Вводятся кружки по данному направлению. Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

   В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Мы остановимся на читательской грамотности.

Читательская грамотность — это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста и использовать её при решении различных задач.

Читательская грамотность включает следующие умения:

  1. Умение найти и извлечь информацию из текста.

  1. Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию.

  1. Умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных.

  1. Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

Далее теории не будет, расскажу с какими проблемами, интересными ситуациями я столкнулась со своими детьми касаемо читательской грамотности.

Первая задача-это

1.Умение найти и извлечь информацию из текста.

Работая в 1, 2 классе дети пересказывают, рассказываю стихи, готовят ответы на вопросы дома, отвечают с помощью учителя Т.Е. кругом помощники. В 3 классе столкнулась с тем, что детям трудно работать с текстом самостоятельно. Невнимательно читая, некоторые с трудом находили ответы на простые вопросы. Поэтому на устных предметах включила следующую работу. После прочтения текста детям задавала вопросы по порядку, они листая страницу за страницей находили ответы, часто их записывали, чтобы я могла понять, кто справляется, а у кого не получается. Если сложно сформулировать ответ, дети выписывали предложения из текста. Далее вопросы были в хаотичном порядке. Такая работа продолжалась в течении двух лет на уроках литературного чтения, окружающего мира, ИКН.

Вторая задача:

2.Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию.

Здесь часто используется фраза «Давайте предположим, что будет дальше?», «Как можно решить проблему?» или продолжи рассказ.

Третья задача:

3.Умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных.

Часто на уроках после прочтения текста ученики составляли вопросы, на которые ответы звучали одним предложением. Записывая эти вопросы, дети, во-первых, знали на них ответы, во-вторых, обращали внимание на детали. Им нравится такой вид работы. Они выступают в роли учителя. Это учебная задача.

Понимание прочитанного помогает при решении математических задач, на уроке окружающего мира ребенок, прочитав текст про грозу, приобретает жизненные навыки: как вести себя при грозе.

Четвертая задача:

4.Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы. В начальной школе часто спрашиваем, чему учит этот текст, что хотел сказать автор, как оцениваете поступок героя или персонажа, что нового я узнал.

В первом классе, читая басню Крылова «Стрекоза и Муравей» один из

учеников сделал вывод: Муравей не пустил Стрекозу к себе жить, потому что его жилище не подходит ей. Было еще такое мнение: Муравей должен был пустить Стрекозу, потому что она девочка и ее надо пожалеть.

Может быть все эти задачи кажутся простыми, но для учащихся начальных классов это большой труд. Если в первом классе после прочтения учителя дети быстро ответят на вопросы, сделают выводы, то после самостоятельного прочтения это очень сложно. Тут как суметь прочитать.. Ко мне подошла мама первоклассника и сказала, ребенок не умеет и не хочет читать, что делать? Ну для начала отправить в школу, а потом как пойдет.

Мы в старшую школу отправляем читающих детей, но читательская грамотность сформирована не у всех. Причины разные: ребенку трудно поддаются мыслительные операции, не хотят работать на уроке, хорошо, если дома дадут пинка и ребенок вдруг заработает, объем материала увеличивается, дома работать с этим материалом не хотят, вот вам неуспевающий ребенок.

Уровень читательской грамотности моих детей оцените в пятом классе.