Читательская грамотность
- В числе самых важных и актуальных навыков XXI века сейчас называют функциональную грамотность . Под функциональной грамотностью понимают уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. При этом одной из главных составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность.
Что такое читательская грамотность?
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:
- беглое чтение;
- толкование текста в буквальном смысле;
- оценка языка и формы сообщения;
- поиск информации и ее извлечение;
- преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
- формулирование основных идей и выводов;
- общее понимание текста;
- соотнесение размышлений о тексте с внетекстовой информацией.
Формирование читательской грамотности
- Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи:
- научить осознанно, правильно, выразительно читать;
- -извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки гуманитарного цикла и организацию внеклассной деятельности;
Основные читательские умения
Возрастные нормы
Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом:
- 1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;
- 7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;
- 9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.
Как и другие умения читательскую грамотность нужно развивать .
- На начальном этапе формирования читательской грамотности уделяют технике чтения.
- По мере её совершенствования все больше места начинает занимать работа с текстом
Некоторые приемы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности :
- определить, в каком месте учебника (или другой книги) словесно описывается объект, изображенный на рисунке;
- составить вопросы к повествованию;
- написать свое суждение по основной мысли автора текста;
- выделить ключевые фразы, расположить их в логической последовательности, сделать по ним рассказ;
- разработать план текста; сделать таблицу или схему по изученной информации;
- найти логическую ошибку в повествовании;
- упростить текст, сделать его короче без потери основного смысла;
- составить кроссворд по прочитанному.
Разработаны методические пособия по формированию читательской грамотности, составленные для учеников различного возраста по отечественной художественной и естественно-научной литературе.
Данное учебное пособие предназначено для использования как в учебном процессе, так и в курсе внеурочной деятельности. Сборник заданий по русскому языку для 8-9 классов выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов по предмету. В пособии представлены разнообразные комплексы заданий на текстовой основе, при выполнении которых обучающиеся активизируют навыки работы по новым стандартам. Разнообразные задания позволяют отработать широкий спектр необходимых умений и компетенций.
Открытые задания PISA по читательской грамотности.
Примеры заданий по формированию читательской грамотности
в работе с текстом.
- Профессия «дирижер»
- Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило самого опытного скрипача.
- Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.
- Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов.
- Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку.
- Прочитайте внимательно текст , ответьте на вопрос, запишите ответ
1. Кто такой "дирижёр"? Выбери один правильный вариант ответа.
А. Дирижёр - это, тот кто поёт, занимается пением.
Б. Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.
В. Дирижёр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними.
Г. Дирижёр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте
Д. Дирижёр - автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.
Ответ: __________________
Умение: Нахождение информации.
Тип вопроса: установление истинности.
- 3. Выбери иллюстрацию, которая отражает работу дирижера. Запиши три варианта ответов
А Б В
Г Д
Ответ: ___________________
Умение: Рефлексия и оценка.
Тип вопроса: закрытый.
- 5. Выберите три высказывания о дирижёре.
А. ...но вот появляется человек. Легкий взмах руки и все заиграли стройно и слаженно.
Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.
В Во время исполнения, он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Он задаёт темп, убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.
Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов
- Д. У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение музыки. Его пульт – его руки, его глаза, его движения .
- Ответ: _______
Оценка читательской грамотности
- Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника .
- Диагностические работы по оцениванию читательской грамотности .
Диагностическая работа
- Диагностическая работа состоит из двух частей.
1. В первой части проверяется умение находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте.
2. Во второй части проверяется умение анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину, имеют как личный, так и глобальный аспекты. Обучающиеся должны владеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
- Работа выполняется в течение 40 минут; это время включает чтение текстов и выполнение заданий к ним.
Требования к текстам
- По стилю применяют тексты следующих видов: научные; деловые; художественные; технические; публицистические и другие.
- Чаще всего для диагностики читательской грамотности используются повествования, объяснения и описания.
- Наиболее важными качественными параметрами текстов являются их последовательность и связность.
- Сложность текста и вопросов выбирается в зависимости от возрастной категории
Диагностическая работа для учащихся 7 классов ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Прочитайте текст Дело всей жизни
Часто ли задумываются люди о том, какую пользу приносят пчелы? Из всех насекомых, живущих на планете, пчела – одно из наиболее полезных для человека. Пчела-труженица не только дарит целебные и уникальные по своему составу продукты, но и опыляет растения, способствуя продолжению жизни на Земле. Именно об этом мы и побеседуем сегодня с профессиональным пчеловодом Лущиным Павлом Петровичем на страницах нашего журнала «Сад и Огород».
Еще с 1700 годов в каждом поколении семьи героя нашего интервью был профессиональный пасечник. С трех лет он сам находился на пасеке и знакомился с пчелами под присмотром дедушки. С 1977 года, параллельно с основным видом деятельности, занялся он своей пасекой (начал с 3-х ульев). С 2004 года хобби стало основным видом деятельности: было создано агропромышленное предприятие, закуплено специальное оборудование и сделаны первые шаги по выходу на рынок. На данный момент Павел Петрович ежегодно заботиться о 70-100 ульях, а его мед пользуется огромным спросом.
Диагностическая работа для учащихся 7 классов ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
1 . В каком году Лушин П.П. стал заниматься пчеловодством профессионально?
_______________году
2. Сколько лет семья героя занимается пчеловодством? Запишите ответ в числовом виде.
В течение ________________лет.
3. Почему Павел Петрович считает, что при овладении профессией пчеловода на первых порах обязательно нужен наставник?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностическая работа для учащихся 7 классов ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- 4 .Как, по мнению Павла Петровича, ведет себя профессиональный пчеловод? Выпишите из текста интервью предложение, где он об этом говорит.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 . Говоря о профессии пчеловода , Павел Петрович утверждает: «Это тяжелая, трудоемка, регулярная работа». Отметьте ОДИН ответ, который лучше всего поясняет смысл этой фразы.
А. Пчелы могут сильно покусать пчеловода.
Б. Подготавливая пчел к сезону , постоянно приходится таскать тяжелые ульи.
В. Пасечник занят на пасеке весь день.
Г. Пасечник не только каждый день круглый год занимается пасекой, но еще и постоянно совершенствует свои знания и умения.
Диагностическая работа для учащихся 7 классов ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
6 . В интервью Павел Петрович говорит, что пчеловодство-дело всей его жизни. Какой факт подтверждает это? Отметьте ОДИН правильный ответ.
А. Павла Петровича много раз кусали пчелы.
Б. Мед, производимый Павлом Петровичем , пользуется спросом.
В. Павел Петрович с ранних лет увлекся пчеловодством, а позднее сделал это своей профессией.
Г. В семье Лущиных всегда были пчеловоды.
7. Внимательно рассмотрите график производства меда в
Российской Федерации и выполните задания.
В графике отображено количество меда, произведенного в Российской Федерации за последние годы. В каждой строке приведенной ниже таблицы обведи ответ «Верно» или «Неверно»
Диагностическая работа для учащихся 7 классов ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
8 . Какое состояние пчеловодства в нашей стране отображено на графике?
Кирилл: « Данный график указывает на постоянное снижение производства меда, что говорит о трудностях в данной отрасли сельского хозяйства».
София :« В данном графике показано снижение производства меда, связанное с плохими погодными условиями в 2019 году».
9. П.П. Лущин призывает развивать пчеловодство. Согласны ли вы с его точкой зрения и почему?
Вторая часть диагностической работы
- Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Царь Соломон и пчела.
Однажды в полуденный час отдыхал царь Соломон в своем прекрасном саду В это же самое время летала по прекрасному царскому саду маленькая пчелка и ненароком ужалила царя в нос. Мудрого Соломона, великого повелителя — и прямо в нос! Чего только не случается на свете...
Наполнилось сердце царя гневом. Призвал он своих министров и сановников и приказал: — Истребить всех пчел в пределах моего царства! Не надо мне ни их меда, ни их жала!
Маленькая пчелка прилетела к царю и сказала:
— О великий и мудрый Соломон! Я слышала, ты повелел истребить весь наш пчелиный род. Но это несправедливо. Я одна во всем виновата, меня одну и вели казнить. Но если прежде, чем произнести свой царский приговор, ты изволишь меня выслушать, я скажу, что вовсе не по злому умыслу ужалила тебя в нос. Поверь, я не хотела причинить тебе никакого вреда. И если ты действительно так мудр, как о тебе говорят, ты должен знать, что и самое крохотное существо, вроде меня, может причинить великий вред...
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
— О, это я знаю! — воскликнул Соломон и пощупал свой распухший нос.
— Но порой также может и выручить из беды... И даже такого великого и мудрого царя, как ты.
— Это ты-то, пчела, можешь выручить меня из беды?..
Расхохотался царь, и весь его гнев пропал. Да и пристало ли великому владыке гневаться на малую пчелку?
— Так и быть, — сказал он пчеле, — лети себе с миром и больше не попадайся мне на глаза.
Обрадовалась пчела и полетела поскорее сообщить всем своим сестрам, что Соломон смилостивился над ними, а про себя решила доказать великому владыке свою правоту.
Много ли, мало ли времени . И вот однажды прослышал царь, что за морем живет красавица-царица, царица Савская. Очень захотелось Соломону взглянуть на нее и узнать, правда ли так велика ее красота, как рассказывают люди. Послал он в землю Савскую гонцов с дорогими подарками и наказал им ни в коем случае не возвращаться обратно без царицы. Пусть приедет к нему в гости себя показать и на него поглядеть.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Приняла царица приглашение и явилась в Иерусалим со всеми своими придворными, и министрами, и слугами, и служанками, и еще захватила с собой шестьдесят мальчиков и девочек. Встретил ее Соломон с великими почестями и решил, что не лжет молва — нет на свете женщины красивее, чем царица Савская. Показал ей Соломон свой чудесный дворец и прекрасный сад, а потом принялся развлекать ее приятными беседами.
— Слышала я, сказала царица, что ни один смертный не может сравниться с тобой мудростью. Любопытно было бы мне самой убедиться в этом. Не согласишься ли разгадать мои загадки?
Согласился Соломон, и принялась царица Савская загадывать ему загадки одну мудреней другой. Но сколько ни спрашивала, сколько ни хитрила и ни лукавила, на все находился у Соломона ответ, на каждую загадку была у него разгадка. Не осталось наконец у царицы ни загадок, ни вопросов. Тогда позвала она мальчиков и девочек, которых привезла с собой из земли Савской, и каждому дала в руки по букету цветов.
— Есть среди этих цветов настоящие, а есть искусственные, — сказала царица. — Если сумеешь указать, какие цветы настоящие, а какие искусственные, поверю, что ты, Соломон, и вправду мудрейший из людей.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Принялся Соломон ходить между детей. Приглядывался к цветам и принюхивался, принюхивался и приглядывался, но не мог отличить, какие из них настоящие, а какие искусственные. И вдруг услышал над ухом жужжание: — Ж-ж... ж-жу... Я тебе укаж-жу...
Смотрит: вьется над цветами малая пчелка. Покружила, покружила и села на один из букетов.
— Вот настоящие цветы! — воскликнул Соломон
Удивилась царица, как ему удалось разгадать и эту загадку, но делать нечего, пришлось ей признать Соломона мудрейшим из людей.
Так крохотная пчела помогла великому повелителю.
Вторая часть диагностической работы
10 . Почему царь Соломон велел истребить весь пчелиный род?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11 . Найдите в тексте и выпишите слова , которыми пчелка характеризует царя Соломона.
_____________________________________________________________________________
12 . Почему царь Соломон простил пчелку и отменил свой приказ? Отметьте правильный ответ.
А. Он слишком любил мед.
Б. Он расхохотался, и весь гнев его пропал.
В. Пчела сумела убедить царя в своей пользе.
Г. Он пожалел пчелу, потому что она крохотная.
13 . Что заставило царицу Савскую признать Соломона мудрейшим из людей? Отметьте ДВА правильных ответа.
А. На каждую загадку, заданную царицей, у Соломона был ответ.
Б. Все вокруг считали Соломона мудрейшим.
В. Царь Соломон сумел отличить живые цветы от искусственных.
Г. Царь Соломон развлекал ее своими беседами.
Вторая часть диагностической работы
14 . Двое друзей прочитали текст о царе Соломоне и пчеле и заспорили. Саша сказал: «Это реальная история, так как действительно существовали такие исторические личности». На что Егор возразил: « Это ,конечно же, легенда». Кто из ребят прав?
□ Саша
□ Егор
Объясните свой ответ.
___________________________________________________________________________________________
15. Какая мысль подтверждается словами из текста : «крохотное существо…может причинить великий вред... но порой также может и выручить из беды». ___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вторая часть диагностической работы
16. Как вы думаете, почему пчела все же помогла Соломону, хотя он грозился уничтожить весь пчелиный род? Найдите и выпишите предложение из текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Можно ли подобную притчу сочинить про современных людей? Объясните , почему вы так считаете.
Характеристики заданий и система оценивания
1 . В каком году Лушин П.П. стал заниматься пчеловодством профессионально?
_______________году
Задание 1. «Дело всей жизни».1 из 9.
Характеристика задания :
4.3 Изучение профессий
Содержательная область оценки: 4. Чтение для получения образования
Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию
Контекст : образовательный
Тип текста : несплошной (интервью ,инфографика)
Уровень сложности : средний
Форма ответа : задание с кратким ответом
Объект оценки : находить и извлекать одну единицу информации
1 балл
Ответ не принимается во всех остальных случаях .
Характеристики заданий и система оценивания
3. Почему Павел Петрович считает, что при овладении профессией пчеловода на первых порах обязательно нужен наставник?
____________________________________________________________________
Задание 3. «Дело всей жизни».3 из 9.
Характеристика задания :
Содержательная область оценки: 4. Чтение для получения образования
4.3 Изучение профессий
Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию
Контекст : образовательный
Тип текста : несплошной (интервью, инфографика)
Уровень сложности : средний
Форма ответа : задание с развернутым ответом
Объект оценки : находить и извлекать одну единицу информации
Характеристики заданий и система оценивания
1 балл
В ответе указано, что при овладении профессией пчеловода, по мнению Павла Петровича, нужен наставник, так как много тонкостей и нужна практика. Можно выписать предложение: «Самому сделать успешно первые шаги очень сложно, так как в процессе разведения пчел очень много тонкостей ,справиться с которыми можно только на практике»
Допускается включение всей цитаты о наставнике: «Также для того, чтобы гармонично погрузиться в профессию пчеловода желательно, чтобы у вас был человек, который будет подсказывать на первых этапах. Самому сделать успешно первые шаги очень сложно, так как в процессе разведения пчел очень много тонкостей ,справиться с которыми можно только на практике. Именно поэтому хорошо, если у вас будет опытный наставник».
Примеры ответов:
1) Процесс разведения пчел сложный, в нем много тонкостей .
2) Процесс разведения пчел сложный.
3)Только человек, давно занимающийся пчеловодством, может знать все тонкости этого дела и дать нужные советы.
0 баллов
Ответ не принимается во всех остальных случаях.
1) Такой человек прочитал много литературы
2) Наставник нужен в любом деле (не объяснено , зачем он нужен).
3) В таком деле нужен наставник (нет ответа на вопрос)
Ответ отсутствует
Читательская грамотность
Спасибо за внимание!