Смолина Алёна Сергеевна,
учитель по русскому языку и литературе
МКЛУ «СОШ №10», Курганская область, г. Шадринск.
Умение интегрировать и интерпретировать информацию.
Прочитайте текст «Чудо на своём месте» и выполните задания к нему.
ЧУДО НА СВОЁМ МЕСТЕ
Небо, глядя на Землю, как она творит горы и долы, моря и реки, деревья
и травы, из одной только радости видеть чудо творения из сини своей да из
облаков вылепило всего один камень – лазурит. Ну, конечно, не удержало,
уронило, и одна частица сотворенного небом камня – синее око, величиной с
хороший автобус, – ухнула всего-то в полутора километрах от станции
гляциологов, или попросту от домика, в котором жили учёный человек
Виталий Михайлович и его внук Агей на Памире. Впрочем, случилось это
несколько раньше, чем люди начали заниматься изучением ледников.
Открыл камень Агей. А потом они с дедушкой закрыли открытие.
Виталий Михайлович о науке был очень высокого мнения, а вот в
разумности человечества сомневался.
– Сколько цивилизаций погубили распри и войны! – восклицал он. –
Египет, Эллада, древние индийские государства, Рим! И что же? Миллионы
людей, лучшие умы, снова работают на войну.
И ещё в одном укорял Виталий Михайлович человечество: в
неразумной корысти.
– Покажи мы этот лазурит геологам – и начнётся! Тотчас всё
разворочают. Камень распилят на кусочки, увезут, шкатулок из него
наделают, каких-нибудь верблюдиков. А он – чудо природы. Пусть лежит в
земле, покуда люди не дорастут до мысли, что чудо должно принадлежать
тому месту, где сотворено природой. Не обязательно всё свозить в города.
Чудо на своём месте обязательно родит иное чудо. Ну, например, придёт
сюда мудрый человек, посмотрит на лазурит, и осенит его счастливое
открытие.
Агей разгрёб слой земли и глядел на синюю, словно бы в изморози,
вершинку камня. Взглядывал на небо, на горы, на крошечный домишко
станции и ждал, не шевельнется ли в душе какой-нибудь корешочек какогото открытия?
Корешочек сидел тихо-тихо, словно его и не было.
– Не время, – вздохнул Агей. Он был уверен: открытие за ним. Знать
бы, какое? В биологии, в геологии или, может, это будут – стихи? Стихи,
нужные всему миру и каждому человеку, любого открытия стоят.
Агей наклонился, прикоснулся рукой к лазуриту.
– Ладно, – сказал он точь-в-точь как дед. – Я к тебе приду потом.
Думаешь, не понимаю, что учиться надо? Потому и уезжаю. Ты потерпи,
вернусь – освобожу тебя. К тому времени люди наверняка поумнеют.
Агей забросал лазурит землёй, привалил тонкое место камнем.
– Ты уж прости нас с дедушкой! – и вздохнул. Целый день вздыхалось.
(В. А. Бахревский «Агей»)
Задания.
Ниже приведена часть разговора двух ребят, которые прочитали текст
«Чудо на своём месте».
Аня: «Начало рассказа не сочетается с текстом. Оно волшебное, как для сказки»
Максим: «Нет-нет, начало очень подходит к этому тексту».
Кто из ребят прав?
Объясните свой ответ.
Действие рассказа происходит в прошлом веке. Как вы думаете, рассказал бы Агей о лазурите людям в наше время? Объясните, почему вы так считаете.
Задания на умение извлекать информацию и интерпретировать её.
Прочитайте текст и выполните задания.
Голубые киты не только самые крупные, но и самые громкие животные. Кит может произвести звук, равный ста восьмидесяти восьми децибелам. А сердце голубого кита бьётся 9 раз в минуту!
Вес синего кита сто пятьдесят тонн. Почему самое большое животное живёт именно в воде? Потому что на суше кит погиб бы под тяжестью собственного тела.
Задания:
1) Составьте таблицу, используя информацию из текста о ките.
Название животного
Размер
Вес
Биение сердца
Сила звука
Место обитания
Причина места обитания
2) Напишите небольшой текст о синем ките, используя данные из таблицы. Ваш текст не обязательно должен быть похож на прочитанный.
Прочитайте текст «Волшебник» и выполните задания к нему.
ВОЛШЕБНИК
Фантастическая юмореска
Я летел над самой водой. Повторяя крутой поворот реки, не успел
заметить лодку и больно ушиб ноги.
В лодке сидели двое мальчишек лет по четырнадцать. Тот, что работал
вёслами, был худой и рыжий. Второй – крепкий, в выгоревшей тельняшке, –
правил рулём.
– Больно? – спросил «морячок».
– Терпимо, – ответил я.
– Да вы присаживайтесь, – предложил рыжий. – Я Женя. Его Славой
зовут. А вас как?
– Волшебник, – представился я.
Мальчишки заулыбались.
– Вы нас за маленьких-то не считайте, – сказал Слава.
– Откройтесь, – предложил Женя. – Только нам.
– В чём? – улыбнулся я.– В чём мне открыться?
– Давно на Земле? Откуда прибыли? Честно, мы никому не расскажем.
– На Земле я уже несколько тысяч лет живу, – ответил я. – Коренной
житель. Сказки-то читаете?
– Не-а, – мотнул головой Слава.
– Мы больше фантастику, – сказал Женя. – Мы понимаем... – Он
глубоко вздохнул. – Земляне не созрели для контакта.
– Ребята! – возмутился я. – Волшебник я! Земной!
– Да-да, – протянул Слава. – У вас хорошая маскировка.
– Я сейчас докажу вам, – твёрдо сказал я. Превратился в чёрного кота и
для верности пару раз мяукнул.
– Перевоплощение, – уныло сказал Женя.
– В фантастике давно встречается, – подтвердил Слава.
– Хорошо. Смотрите!
Я поднялся в воздух метров на тридцать. Сделав над речкой круг,
вернулся на скамейку:
– Антигравитация, – протянул Женя. – Так из какой вы системы?
Сириус? Альфа Центавра? Альдебаран?..
Я исчез и тут же появился на берегу речки. Потом снова возник на
скамейке.
– Телепортация, – объяснил Женя.
– Мгновенное перемещение, – перевёл Слава. – Старо и знакомо.
– Погоду только не трогайте, – предупредил меня Женя. – А то
напустите дождя, сохни потом.
Я лихорадочно соображал, что ещё сделать. Волшебник я, в конце
5 класс Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности 8 стр. из 9
Читательская грамотность
концов, или нет?!
– Хоп!.. – И я протянул мальчишкам дюжину книжек из «Библиотеки
фантастики». – Дарю!
Их глаза загорелись радостью.
– Да, на это способен только волшебник, – сказал Слава.
Но я ещё не разучился читать мысли. Из благодарности за книжки они
сделали вид, что поверили мне. А я сделал вид, что поверил им. Что ж, не
худший вариант для прощания.
Я помахал им рукой и полетел дальше.
(По Р. Кутовому)
Задания.
1. В тексте рассказчик говорит: «Я лихорадочно соображал, что ещё
сделать». Объясните, почему герой произносит эту фразу.
Как главный герой понял, поверили ли ему в конце концов Слава и Женя?
Запишите свой ответ.