СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по формированию и выявления уровня сформированности читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность»

Смолина Алёна Сергеевна,

учитель по русскому языку и литературе

МКЛУ «СОШ №10», Курганская область, г. Шадринск.



Умение интегрировать и интерпретировать информацию.

  1. Прочитайте текст «Чудо на своём месте» и выполните задания к нему.

ЧУДО НА СВОЁМ МЕСТЕ

Небо, глядя на Землю, как она творит горы и долы, моря и реки, деревья

и травы, из одной только радости видеть чудо творения из сини своей да из

облаков вылепило всего один камень – лазурит. Ну, конечно, не удержало,

уронило, и одна частица сотворенного небом камня – синее око, величиной с

хороший автобус, – ухнула всего-то в полутора километрах от станции

гляциологов, или попросту от домика, в котором жили учёный человек

Виталий Михайлович и его внук Агей на Памире. Впрочем, случилось это

несколько раньше, чем люди начали заниматься изучением ледников.

Открыл камень Агей. А потом они с дедушкой закрыли открытие.

Виталий Михайлович о науке был очень высокого мнения, а вот в

разумности человечества сомневался.

– Сколько цивилизаций погубили распри и войны! – восклицал он. –

Египет, Эллада, древние индийские государства, Рим! И что же? Миллионы

людей, лучшие умы, снова работают на войну.

И ещё в одном укорял Виталий Михайлович человечество: в

неразумной корысти.

– Покажи мы этот лазурит геологам – и начнётся! Тотчас всё

разворочают. Камень распилят на кусочки, увезут, шкатулок из него

наделают, каких-нибудь верблюдиков. А он – чудо природы. Пусть лежит в

земле, покуда люди не дорастут до мысли, что чудо должно принадлежать

тому месту, где сотворено природой. Не обязательно всё свозить в города.

Чудо на своём месте обязательно родит иное чудо. Ну, например, придёт

сюда мудрый человек, посмотрит на лазурит, и осенит его счастливое

открытие.

Агей разгрёб слой земли и глядел на синюю, словно бы в изморози,

вершинку камня. Взглядывал на небо, на горы, на крошечный домишко

станции и ждал, не шевельнется ли в душе какой-нибудь корешочек какогото открытия?

Корешочек сидел тихо-тихо, словно его и не было.

– Не время, – вздохнул Агей. Он был уверен: открытие за ним. Знать

бы, какое? В биологии, в геологии или, может, это будут – стихи? Стихи,

нужные всему миру и каждому человеку, любого открытия стоят.

Агей наклонился, прикоснулся рукой к лазуриту.

– Ладно, – сказал он точь-в-точь как дед. – Я к тебе приду потом.

Думаешь, не понимаю, что учиться надо? Потому и уезжаю. Ты потерпи,

вернусь – освобожу тебя. К тому времени люди наверняка поумнеют.

Агей забросал лазурит землёй, привалил тонкое место камнем.

– Ты уж прости нас с дедушкой! – и вздохнул. Целый день вздыхалось.

(В. А. Бахревский «Агей»)


Задания.


  1. Ниже приведена часть разговора двух ребят, которые прочитали текст

«Чудо на своём месте».

Аня: «Начало рассказа не сочетается с текстом. Оно волшебное, как для сказки»

Максим: «Нет-нет, начало очень подходит к этому тексту».

Кто из ребят прав?

Объясните свой ответ.


  1. Действие рассказа происходит в прошлом веке. Как вы думаете, рассказал бы Агей о лазурите людям в наше время? Объясните, почему вы так считаете.



  1. Задания на умение извлекать информацию и интерпретировать её.


Прочитайте текст и выполните задания.


Голубые киты не только самые крупные, но и самые громкие животные. Кит может произвести звук, равный ста восьмидесяти восьми децибелам. А сердце голубого кита бьётся 9 раз в минуту!

Вес синего кита сто пятьдесят тонн. Почему самое большое животное живёт именно в воде? Потому что на суше кит погиб бы под тяжестью собственного тела.


Задания:

1) Составьте таблицу, используя информацию из текста о ките.

Название животного

Размер

Вес

Биение сердца

Сила звука

Место обитания

Причина места обитания

2) Напишите небольшой текст о синем ките, используя данные из таблицы. Ваш текст не обязательно должен быть похож на прочитанный.


  1. Прочитайте текст «Волшебник» и выполните задания к нему.


ВОЛШЕБНИК

Фантастическая юмореска

Я летел над самой водой. Повторяя крутой поворот реки, не успел

заметить лодку и больно ушиб ноги.

В лодке сидели двое мальчишек лет по четырнадцать. Тот, что работал

вёслами, был худой и рыжий. Второй – крепкий, в выгоревшей тельняшке, –

правил рулём.

– Больно? – спросил «морячок».

– Терпимо, – ответил я.

– Да вы присаживайтесь, – предложил рыжий. – Я Женя. Его Славой

зовут. А вас как?

– Волшебник, – представился я.

Мальчишки заулыбались.

– Вы нас за маленьких-то не считайте, – сказал Слава.

– Откройтесь, – предложил Женя. – Только нам.

– В чём? – улыбнулся я.– В чём мне открыться?

– Давно на Земле? Откуда прибыли? Честно, мы никому не расскажем.

– На Земле я уже несколько тысяч лет живу, – ответил я. – Коренной

житель. Сказки-то читаете?

– Не-а, – мотнул головой Слава.

– Мы больше фантастику, – сказал Женя. – Мы понимаем... – Он

глубоко вздохнул. – Земляне не созрели для контакта.

– Ребята! – возмутился я. – Волшебник я! Земной!

– Да-да, – протянул Слава. – У вас хорошая маскировка.

– Я сейчас докажу вам, – твёрдо сказал я. Превратился в чёрного кота и

для верности пару раз мяукнул.

– Перевоплощение, – уныло сказал Женя.

– В фантастике давно встречается, – подтвердил Слава.

– Хорошо. Смотрите!

Я поднялся в воздух метров на тридцать. Сделав над речкой круг,

вернулся на скамейку:

– Антигравитация, – протянул Женя. – Так из какой вы системы?

Сириус? Альфа Центавра? Альдебаран?..

Я исчез и тут же появился на берегу речки. Потом снова возник на

скамейке.

– Телепортация, – объяснил Женя.

– Мгновенное перемещение, – перевёл Слава. – Старо и знакомо.

– Погоду только не трогайте, – предупредил меня Женя. – А то

напустите дождя, сохни потом.

Я лихорадочно соображал, что ещё сделать. Волшебник я, в конце

5 класс Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности 8 стр. из 9

Читательская грамотность

концов, или нет?!

– Хоп!.. – И я протянул мальчишкам дюжину книжек из «Библиотеки

фантастики». – Дарю!

Их глаза загорелись радостью.

– Да, на это способен только волшебник, – сказал Слава.

Но я ещё не разучился читать мысли. Из благодарности за книжки они

сделали вид, что поверили мне. А я сделал вид, что поверил им. Что ж, не

худший вариант для прощания.

Я помахал им рукой и полетел дальше.

(По Р. Кутовому)


Задания.


1. В тексте рассказчик говорит: «Я лихорадочно соображал, что ещё

сделать». Объясните, почему герой произносит эту фразу.



  1. Как главный герой понял, поверили ли ему в конце концов Слава и Женя?

Запишите свой ответ.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!