«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д.Дидро
Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность
в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего
образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации). Способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе. Поэтому формированию читательской грамотности именно в начальной школе придается большое значение.
Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников) читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Может без труда находить, и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, читать чертежи, схемы, графики. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач.
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. В условиях информатизации и интеллектуализации общества, перехода на электронные носители информации, идет процесс снижения интереса к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности. Ребята отдают предпочтение просмотру телевизора, игре в компьютер, планшет, телефон и т.д. Конечно, такие увлечения не способствуют полноценному формированию грамотной личности. Наблюдается возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением произведений только по школьной программе. Наша школа не является исключением. Я работаю в сельской малокомплектной школой. Сельская среда накладывает свой отпечаток на развитие людей и, в первую очередь, на детей. Данные социального паспорта школы таковы: 34% семей неполные, 50% - малообеспеченные, 27% - безработные. 12% учащихся имеют статус ОВЗ, получают образование инклюзивно. Приведенные цифры свидетельствуют о разноуровневой подготовке детей. Сельские школьники часто испытывают дополнительные трудности из-за неразвитой инфраструктуры досуга, быта, более низких образовательных и материальных возможностей. Во многих семьях детям не покупают книги, не выписывают детские журналы. Встретить детей или родителей в сельской библиотеке это большая редкость. Родители свободное время проводят у телевизора или с телефоном в руках. С кого же брать пример детям? Поэтому воспитание любви к чтению полностью легла на плечи школы и учителя.
Традиционная передача знаний от учителя к учащимся путем трансляции собственного опыта сегодня неактуальна. Школа должна формировать навыки самостоятельного познания учениками окружающего мира. В связи с этим в настоящее время одной из основных задач образовательной сферы является приобщение к чтению, повышение интереса к нему, роста значения чтения как культурной и личностной ценности. Чтение способствует
личностному развитию ученика;
умению адаптироваться в обществе;
воспитанию ответственного, инициативного и компетентного гражданина
В процессе обучения ученики начальных классов должны формировать учебную самостоятельность, что предполагает наличие умения работать с текстовой информацией. Следовательно, необходимо осознавать важность введения в образовательный процесс работы по формированию смыслового чтения. Образовательные компетенции:
основополагающие читательские умения и знания;
приемы понимания текста;
овладение техникой чтения.
Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы.
Большое внимание я уделяю работе с текстом не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:
Общая ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла.
Нахождение информации.
Интерпретация текста.
Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.
Учу ребят полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Работе с текстом уделяю большое внимание и во внеурочной деятельности. На кружке «Почитай-ка» использую учебно – методический комплект О. Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом». Тексты в пособии интересные и познавательные. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Приобщение к чтению проходит и через внеклассные мероприятия. В моей практике присутствуют такие формы внеурочной деятельности: внеклассное чтение, викторины, презентации, литературные конкурсы, биографические доклады и сообщения, исследовательские работы и проекты, участие в театральных постановках (инсценирование). В процессе занятий использую игры: «Из какой сказки персонаж?», «Отгадай загадку», «Кто играет в прятки?», проводятся соревнования по командам, литературные часы. Ведется пятиминутка на уроке литературного чтения «Посоветуй книгу другу». Также я использую компьютерные технологии, что позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием мультимедийных технологий на основе телевизионных игр «Своя игра», «Поле чудес», «Большие буквы» созданы игры-занятия, которые способствуют развитию познавательного интереса, развивают мышление, воспитывают интерес к книге. Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, например подготовка сообщений, подготовка альбомов с иллюстрациями и т.д. Это позволяет каждому проявить себя в общем деле. С большим интересом ребята участвуют в литературных гостиных, интервью, заочных экскурсиях, в состязаниях чтецов. С огромным удовольствием мои ученики принимают участие в литературных конкурсах и викторинах. Часто провожу их, используя сказочные произведения. Целью таких занятий является формирование знаний и навыков по сказкам через восприятие детских литературных произведений. Происходит развитие навыков самостоятельного чтения и умения анализировать информацию. Учащиеся формулируют собственную точку зрения и учатся отвечать на вопросы по содержанию викторины или конкурсного задания. В итоге у школьников возникает интерес к чтению, развивается устная и письменная речь. Метод проектов актуален в образовательной среде, и я его активно использую, так как он вырабатывает у учащихся стремление и умение самостоятельно добывать и использовать новые знания, сделать этот процесс мотивированным. Данному направлению уделяю особое внимание, начиная с первого класса. Например, проект «Живая Азбука»: к каждой букве ребята с помощью родителей, во внеурочной деятельности подбирали загадку, поговорку, стихотворение, составляли эскиз своей буквы. В третьем классе мы работали над проектом «Сказка-юбиляр. 190 лет со дня написания произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»». В сентябре 2020 года был юбилей С. Есенина, и мы провели литературную гостиную для учащихся начальной школы, которая была посвящена творчеству поэта-юбиляра. Мои ученики – частые гости нашей школьной библиотеки.
Применение активных приемов, методов и форм помогают учителю постепенно развить у детей интерес к тексту, к книге, к автору, и к литературе в общем как искусству слова.
В. Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя».