СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность как основа грамотности функциональной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по формированию читательского интереса

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность как основа грамотности функциональной.»

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Д.Дидро

Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность

в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего

образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации). Способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе. Поэтому формированию читательской грамотности именно в начальной школе придается большое значение.

Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников) читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Может без труда находить, и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, читать чертежи, схемы, графики. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. В условиях информатизации и интеллектуализации общества, перехода на электронные носители информации, идет процесс снижения интереса к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности. Ребята отдают предпочтение просмотру телевизора, игре в компьютер, планшет, телефон и т.д. Конечно, такие увлечения не способствуют полноценному формированию грамотной личности. Наблюдается возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением произведений только по школьной программе. Наша школа не является исключением. Я работаю в сельской малокомплектной школой. Сельская среда накладывает свой отпечаток на развитие людей и, в первую очередь, на детей. Данные социального паспорта школы таковы: 34% семей неполные, 50% - малообеспеченные, 27% - безработные. 12% учащихся имеют статус ОВЗ, получают образование инклюзивно. Приведенные цифры свидетельствуют о разноуровневой подготовке детей. Сельские школьники часто испытывают дополнительные трудности из-за неразвитой инфраструктуры досуга, быта, более низких образовательных и материальных возможностей. Во многих семьях детям не покупают книги, не выписывают детские журналы. Встретить детей или родителей в сельской библиотеке это большая редкость. Родители свободное время проводят у телевизора или с телефоном в руках. С кого же брать пример детям? Поэтому воспитание любви к чтению полностью легла на плечи школы и учителя.

Традиционная передача знаний от учителя к учащимся путем трансляции собственного опыта сегодня неактуальна. Школа должна формировать навыки самостоятельного познания учениками окружающего мира. В связи с этим в настоящее время одной из основных задач образовательной сферы является приобщение к чтению, повышение интереса к нему, роста значения чтения как культурной и личностной ценности. Чтение способствует

  • личностному развитию ученика;

  • умению адаптироваться в обществе;

  • воспитанию ответственного, инициативного и компетентного гражданина

В процессе обучения ученики начальных классов должны формировать учебную самостоятельность, что предполагает наличие умения работать с текстовой информацией. Следовательно, необходимо осознавать важность введения в образовательный процесс работы по формированию смыслового чтения. Образовательные компетенции:

  • основополагающие читательские умения и знания;

  • приемы понимания текста;

  • овладение техникой чтения.

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. 

Большое внимание я уделяю работе с текстом не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:

  • Общая ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла.

  • Нахождение информации.

  • Интерпретация текста.

  • Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

Учу ребят полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Работе с текстом уделяю большое внимание и во внеурочной деятельности. На кружке «Почитай-ка» использую учебно – методический комплект О. Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом». Тексты в пособии интересные и познавательные. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Приобщение к чтению проходит и через внеклассные мероприятия. В моей практике присутствуют такие формы внеурочной деятельности: внеклассное чтение, викторины, презентации, литературные конкурсы, биографические доклады и сообщения, исследовательские работы и проекты, участие в театральных постановках (инсценирование). В процессе занятий использую игры: «Из какой сказки персонаж?», «Отгадай загадку», «Кто играет в прятки?», проводятся соревнования по командам, литературные часы. Ведется пятиминутка на уроке литературного чтения «Посоветуй книгу другу». Также я использую компьютерные технологии, что позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием мультимедийных технологий на основе телевизионных игр «Своя игра», «Поле чудес», «Большие буквы» созданы игры-занятия, которые способствуют развитию познавательного интереса, развивают мышление, воспитывают интерес к книге. Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, например подготовка сообщений, подготовка альбомов с иллюстрациями и т.д. Это позволяет каждому проявить себя в общем деле. С большим интересом ребята участвуют в литературных гостиных, интервью, заочных экскурсиях, в состязаниях чтецов. С огромным удовольствием мои ученики принимают участие в литературных конкурсах и викторинах. Часто провожу их, используя сказочные произведения. Целью таких занятий является формирование знаний и навыков по сказкам через восприятие детских литературных произведений. Происходит развитие навыков самостоятельного чтения и умения анализировать информацию. Учащиеся формулируют собственную точку зрения и учатся отвечать на вопросы по содержанию викторины или конкурсного задания. В итоге у школьников возникает интерес к чтению, развивается устная и письменная речь. Метод проектов актуален в образовательной среде, и я его активно использую, так как он вырабатывает у учащихся стремление и умение самостоятельно добывать и использовать новые знания, сделать этот процесс мотивированным. Данному направлению уделяю особое внимание, начиная с первого класса. Например, проект «Живая Азбука»: к каждой букве ребята с помощью родителей, во внеурочной деятельности подбирали загадку, поговорку, стихотворение, составляли эскиз своей буквы. В третьем классе мы работали над проектом «Сказка-юбиляр. 190 лет со дня написания произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»». В сентябре 2020 года был юбилей С. Есенина, и мы провели литературную гостиную для учащихся начальной школы, которая была посвящена творчеству поэта-юбиляра. Мои ученики – частые гости нашей школьной библиотеки.

Применение активных приемов, методов и форм помогают учителю постепенно развить у детей интерес к тексту, к книге, к автору, и к литературе в общем как искусству слова.

В. Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя».