Читательская грамотность на уроках иностранного языка
Куприна С.В., учитель английского языка МОУ «СОШ №1 р.п. Дергачи» Саратовской обл.
Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность. Современное общество заинтересовано в активном и понимающем читателе, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.
Умения работы с текстом
Учащиеся должны показать:
- что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде;
- сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
- Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения
- Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта
Для того чтобы умения по этим трем группам были сформированы, детей необходимо научить :
- различать свой личный опыт и реальность текста;
- отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
- перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
- работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
- собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
- переформулировать вопрос и сообщения текста;
- использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
- выражать свои мысли письменно
Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения:
1. Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.
2. Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте.
В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.
3. Познакомиться со структурой текста.
4. Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.
5. Познакомиться с оглавлением.
6. Использовать аннотации к текстам
Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения:
1. Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.
2. Выделение важной информации. Определять главное можно в
процессе чтения текста.
3. Расстановка принятых самими учениками графических знаков:
? –мне непонятно или ! – это интересно
Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения:
1. Выделение смысловых частей читаемого текста.
2. Прогнозирование содержания и смысла последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
3. Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.
4. Замена смысловых частей текста их эквивалентами.
5. Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
6. Определение принадлежности текста к конкретному функциональ-
ному стилю.
7. Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.
8. Составление суждений учащихся.
9. Составление плана или графической схемы, которые помогут вы-
явить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
10. Переработка текста при создании новых текстов на основе прочи-
танного.
11. Составление комментария (заключительный этап работы над тек-
стом для изучающего чтения).
Источники
1.Картинки
слайд 1: https://znavsi.info/wpcontent/uploads/2020/03/1539628602_1.jpg?v=1584448460
слайд2:https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/129d/0011028c-7dc88afb/img5.jpg
2. ГАУ ДПО «СОИРО» ,Областной образовательный форум «Функциональная грамотность-резульат деятельности современной школы»
Ключевые направления достижения стратегической цели по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Методические рекомендации