СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена развитию читательской грамотности в процессе обучения иностранному языку. Раскрываются вопросы классификации видов чтения и типов заданий к ним, способствующие формированию  личностных, метапредметных, предметных УУД.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка»


ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


Данная статья посвящена развитию читательской грамотности в процессе
обучения иностранному языку. Раскрываются вопросы классификации видов чтения
и типов заданий к ним, способствующие формированию личностных, метапредметных, предметных УУД. Представлены основные этапы работы с текстом. Также затрагивается вопрос формирования читательской компетентности при работе с аутентичным текстом на уроках английского языка в 5 классе.


Ключевые слова: иностранный язык функциональная грамотность, читательская грамотность, сплошные тексты.


В обновленных ФГОС (ФГОС третьего поколения) введено новое понятие «функциональная грамотность». Целью обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка является совершенствование иноязычной компетенции, способность и готовность школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

В последнее время огромное внимание уделяется формированию читательской грамотности школьников. Предметная область «Иностранный язык» вносит большой вклад в формирование читательской грамотности обучаемых, рассматривая её «как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся: умение находить и извлекать необходимую информацию из текста; умение интегрировать и интерпретировать информацию; умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тесте; умение использовать информацию из текста (для решения практических задач). Для развития этих компетенции широко используются следующие виды текстов: сплошной (линейный) и несплошной (нелинейный). Задача учителя научить детей: различать сплошные и несплошные тексты, извлекать информацию из текстов, трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот; самостоятельно создавать несплошные тексты; оценивать полученную информацию.

Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются: предтекстовый (Pre-reading), текстовый (While-reading), послетекстовый (Post-reading).

Поскольку чтение – это активный процесс, школьник должен быть заинтересован в содержании текста. Именно поэтому перед педагогом стоит задача
сформировать и развить у учащихся положительную мотивацию при работе с текстом.

Хочется продемонстрировать комплекс деятельностных упражнений по формированию читательской грамотности обучающихся по теме «My favorite holidays» для учащихся 5 класса. Предлагаемые упражнения способствуют формированию следующих УУД у учащихся: личностные: формирование мотивации изучения иностранных языков; любознательность и стремление расширять кругозор; метапредметные: развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли; предметные: обучение навыкам работы с текстом и извлечения запрашиваемой информации, совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

I. Предтекстовый (Pre-reading) этап.

Основные виды учебной деятельности: 1) употреблять изученную лексику в речи; 2) строить монологическое высказывание, которое сопровождается визуальной поддержкой; 3) отвечать на вопросы с опорой на иллюстрацию.

Задание 1. Answer the questions:

-Do you like holidays?

-What religious holidays do you know?

-What public holidays do you know?

-What is your favorite holiday?

- Do you like presents?

-Do you send greeting cards?

Задание 2. Do you know when do British people and people in our country celebrate different holidays? Match the holidays with their dates.

New Year’s Day

is celebrated

in March

Christmas

January, 1

Easter

October, 31

Halloween

December, 25

St. Valentine’s Day

in April

Mother’s Day

February, 14

Задание 3. Match the words and their translations.

1

choose and buy gifts

A

отправить поздравительные открытки

2

make pudding

B

обмениваться подарками

3

exchange presents

C

устраивать вечеринки

4

cook traditional dishes

D

вместе встречаться

5

have parties

E

выбирать и покупать подарки

6

gather together

F

готовить традиционную еду

7

send greetings cards

G

готовить пудинг

II. Текстовый (While-reading) этап

Основные виды учебной деятельности: извлекать из текста необходимую информацию.

Задание 1. Read the text.

The most popular holidays in Britain

Christmas. The most popular holiday in Britain is Christmas. It is a happy holiday for many people. It is celebrated on the 25th of December. People decorate the Christmas tree and their homes. On Christmas Eve they cook traditional dishes, decorate garden trees with electric lights, sing songs, hang greetings cards on the walls, hang stockings on the beds, wrap presents. At night Father Christmas comes. He has got a big bag of presents for children.

New Year’s Day. New Year’s Day celebrates the start of a new year. It is less popular in Britain than Christmas. But it is also celebrated there. British people celebrated New Year on the 31st of December. On New Year’s Eve they gather together, light fireworks, eat cakes, have parties. At 12 o’clock they wish each other «Happy New Year».

St. Valentine’s Day. In February the British have a holiday for all lovers – St. Valentine’s Day.

It is celebrated on the 14th of February. It is a happy day for young people. People give each other “valentines”. A “valentine” is a special greeting-card . They are often red or pink and have pictures of hearts. The day is the time to send little gifts to those you love. Flowers and candy are favorite presents.

Mother’s Day. Mother’s Day comes on the 22 of March. It’s a day when British people honour  their mothers. Many people send their mothers a card or a gift, some – take their mothers to a restaurant for dinner.

Easter. In April English people celebrate Easter day. It is very popular holiday in Great Britain. The British celebrate the idea of the new birth. At Easter people colour eggs, cook traditional dishes, gather together, eat cakes. Children get chocolate egg, rabbits. “Happy Easter!” – say people in Great Britain greeting each other.

Halloween. Autumn comes and it is time to celebrate Halloween. It is celebrated on the 31 of October. It is a funny holiday. Children dress up in costumes and masks and go from door to door and say «trick or treat». The neighbours give them sweets or fruit.

Задание 2. Answer the questions:

  1. What do people decorate at Christmas?

  2. When do British people light fireworks?

  3. What holiday do British people celebrate on the 14th of February?

  4. When do British people honour  their mothers?

  5. When do British people colour eggs?

  6. What holiday is it a funny holiday?

Задание 3. Are the Statements TRUE or FALSE?

  1. People decorate the Christmas tree and their homes.

  2. New Year’s Day is very popular in Britain than Christmas.

  3. People give each other “valentines” on the 14th of February.

  4. British people honour  their fathers on the 22 of March.

  5. At Easter people colour eggs.

  6. Halloween is celebrated in summer.

III. Послетекстовый (Post-reading) этап

Основные виды учебной деятельности: анализировать информацию, делать сообщения в соответствии с коммуникативной задачей.

Задание 1. Make up a story about your favorite holiday.

1

My favorite holiday is … 

Christmas/ New Year/ St. Valentine’s Day/ Mother’s Day| /Easter/Halloween

2

It is celebrated in …

winter/spring/summer/autumn

3

The symbols are …


Father Christmas/“valentines”/presents/ chocolate egg, rabbits /pumpkin

4

The favorite meal is …

Sweets/ cakes and candies/chocolate eggs/ traditional dishes

5

On this day people …


wish a merry Christmas/say “Happy Easter”/wish “Happy New year” /sing, dance/get presents

Задание 2. Make up a dialogue with your partner. Ask him about his favorite holiday.

Нужно отметить, что содержание данных заданий решает не только образовательные и развивающие задачи, но и способствует воспитанию чувства уважения и доброжелательности к стране изучаемого языка и ее народу, а также развивает и поддерживает устойчивый интерес к английскому языку, речевому и культурному общению друг с другом.


Литература


1. Кузовлев В.П. Английский язык: Учебник для 5 класса./ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова.-М.: Просвещение, 2018.

2. https://mosmetod.ru

3. https://infourok.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!