СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность в начальной школе.»

«Читательская грамотность в начальной школе».

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатом освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

И сегодня в своем выступлении я хочу познакомить вас с эффективными механизмами формирования читательской грамотности младших школьников.

 Особое значение формирование читательской грамотности приобретает сегодня, когда ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными, поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, без сознательного чтения как труда и творчества, невозможно формирование читательской информационной культуры.

Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения …».

Грамотность чтения служит не только основой для достижения целей в сфере образования, но и является  необходимым условием для успешного участия во многих сферах взрослой жизни. Следовательно, система оценки читательской грамотности у детей, концентрируется прежде всего на такие составляющие читательской грамотности как поиск, отбор, интерпретация и оценка информации исходя из полного спектра текстов  и ситуаций.

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения.

Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.

  Основная масса детей не понимает смысла прочитанного, даже в тех текстах, где основная мысль лежит на поверхности.  Ключ ко всему — осознанность чтения. 

 Поэтому перед учителем встают задачи – Научить:  

1.                 Осознанно, правильно, выразительно читать.

2.                 Извлекать из текста полезную информацию.

3.                 Самостоятельно выбирать книги для чтения.

4.                 Работать с разными источниками информации. 

5.                 Высказывать оценочные суждения о прочитанном.

6.                 Развивать потребность в чтении.

7.                 Развивать читательскую компетентность.

  Работая над разными текстами,  нужно использовать разные методики, разные приемы при обучении чтению художественной литературы и информационного текста. 

Читать разные тексты — от стихов до инструкций. 

Читать — значит всегда извлекать смысл. 

Чтение — на всех уроках. Не только литературное чтение является предметом, отвечающим за функциональную читательскую грамотность.

 Какие же способы, методы и технологии помогут учителю построить работу по формированию читательской грамотности? Их существует очень много, но сегодня мы рассмотрим некоторые из них.

Использование на уроках игровой технологии. Она обеспечивает достижения в обучении эмоционального и рационального единств. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:

Примеры:

«Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).

«Древо мудрости». Дети записывают на листочках вопросы по прочитанному тексту и прикрепляют к дереву на доске (можно нарисовать мелом). Затем по очереди выходят, «срывают» один листочек и отвечают на вопросы.

В начальных классах мы проводим уроки «Литературного чтения». После изучения раздела используется копилка заданий и вопросов «Проверь себя», которые нацелены на работу с текстом. Поэтому учащиеся работают и с учителем, и самостоятельно.

На уроках литературного чтения применяю элементы технологии критического мышления:

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста, иллюстрации определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Прием «Чтение с пометами»

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

Приём «Уголки» применяется при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. 

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём применяется при подготовке к пересказу большого по объёму произведения

Приѐм «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.  Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать учащемуся из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

  Общие выводы:

Наряду с требованиями к планируемым результатам освоения учащимися образовательной программы в качестве результата Федеральным Стандартом рассматривается формирование у обучающихся УУД. Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Читательскую компетентность необходимо формировать на каждом уроке на каждой ступени обучения, используя разнообразные формы, методы работы и технологии.