СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская компетенция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь полюбить детям книгу поможет читательская компетентность. Читательская компетентность- это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в звуко - буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.

Просмотр содержимого документа
«Читательская компетенция»

Учитель начальных классов : Демьяник Т.В.

МАОУ «Земская гимназия»,г.Балашиха.

Эссе на тему:

«Читательская компетенция как планируемый результат начального общего образования».

Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству. Максим Горький

Помочь полюбить детям книгу поможет читательская компетентность. Читательская компетентность- это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в звуко - буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Данное определение отражает информационно- когнитивный подход к чтению, чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и имеет целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию её. В этой трактовке понятие « читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Новые ФГОС относят оба эти вида компетентности к метапредметным образовательным результатам. Чтение и работа с текстом является основной единицей для формирования читательской компетенции, поэтому следует рассмотреть чтение и работу с текстом как метапредметные результаты.

Весь процесс образования можно представить в виде дома, где каждый этаж – это определенный этап взросления ученика. Пропустив одну из них, ребенок все труднее и труднее начинает усваивать новую информацию.

Первый этап (фундамент) образования читательской компетенции в начальной школе – рассматривание книг, изучение обложки, ярких иллюстраций, развитие воображения. Роль дошкольного учреждения в данном случае необходимо особо отметить, поскольку его работа направлена как-раз-таки на побуждение ребенка к открытию нового мира – мира литературы. В первом классе ребенок, жаждущий такого рода «занимательностей», получает удовлетворение своих потребностей путем приобретения читательских навыков.

Чего ждёт ребёнок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.Безусловно, роль учителя в таком длительном процессе, как получение учеником читательской компетенции, очень важна. Научить тому, чем не обладаешь сам, невозможно, поэтому учитель, у которого читательская компетенция отсутствует, вероятнее всего, отрицательно повлияет на способность школьника к самообучению и саморазвитию. Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

А ведь умение работать с информацией (в условиях реализации ФГОС), особенно той, которая была получена самостоятельно, является интегральной характеристикой выпускника начальной школы. Работа с информацией, как известно, состоит из следующих разделов:

  • Получение, поиск и фиксация информации;

  • Понимание и преобразование информации;

  • Применение на практике и представление информации;

  • Оценка достоверности полученной информации.

Очень важную роль при формировании читательской компетенции у младших школьников играет творческий, интерактивный, гибкий подход учителя к донесению информации. Умение завлечь ребенка, преподнести процесс обучения в виде игры, помочь выработать учащемуся потребность в получении новых знаний – все это необходимо для «безболезненного» образования читательской компетенции.

В завершении хотелось бы отметить, что в результате завершения начального образования младший школьник должен обладать не только личностными, но и метапредметными действиями. Так вот, читательская компетенция является частью, которая формируется из составляющих вышеупомянутых результатов, а именно: становления самоопределения личности, развития мотивов и постановки целей для учебно-образовательной деятельности, готовности к самоорганизации и саморегуляции. Чтение как метапредметное учебное действие – основа успешной учебной деятельности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!