СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение без ошибок

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация о видах дислексии, причинах возникновения и путях ее преодоления.

Просмотр содержимого документа
«Чтение без ошибок»

ЧТЕНИЕ БЕЗ ОШИБОК Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительные, речедвигательные и слуховые органы. Чтение – это один из видов письменной речи, оно формируется на базе хорошо развитой устной речи. Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Потом каждая буква соотносится со звуком, формируется звуковой (произносительный) образ слова. И наконец звуковой образ связывается со значением этого слова. Так происходит понимание читаемого.

ЧТЕНИЕ БЕЗ ОШИБОК

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительные, речедвигательные и слуховые органы. Чтение – это один из видов письменной речи, оно формируется на базе хорошо развитой устной речи.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Потом каждая буква соотносится со звуком, формируется звуковой (произносительный) образ слова. И наконец звуковой образ связывается со значением этого слова. Так происходит понимание читаемого.

Условия ля того чтобы каждая буква была успешно усвоена : Ребенок должен различать все звуки речи, не смешивать их между собой. В противном случае одна и та же буква может соотносится с разными звуками. Усвоение буквы происходит медленно, за ней не устанавливается определенного звука. Ребенок должен хорошо усвоить оптический (зрительный) образ буквы. Различие многих букв заключается в разном положении одних и тех же элементов ( ь, р ) или в разном количестве их ( ц, щ ). Поэтому очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты пространственные представления ( право - лево, верх - низ ). У ребенка должна быть хорошая зрительная память, чтобы запомнить начертание буквы.

Условия ля того чтобы каждая буква была успешно усвоена :

Ребенок должен различать все звуки речи, не смешивать их между собой. В противном случае одна и та же буква может соотносится с разными звуками. Усвоение буквы происходит медленно, за ней не устанавливается определенного звука.

Ребенок должен хорошо усвоить оптический (зрительный) образ буквы. Различие многих букв заключается в разном положении одних и тех же элементов ( ь, р ) или в разном количестве их ( ц, щ ). Поэтому очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты пространственные представления ( право - лево, верх - низ ).

У ребенка должна быть хорошая зрительная память, чтобы запомнить начертание буквы.

Ошибки при дислексии Замены и смещение звуков при чтении. Побуквенное чтение – нарушение слияния букв в слоги и слова. Искажение структуры слова – пропуски, перестановки, добавление букв. Нарушение понимания прочитанного.

Ошибки при дислексии

  • Замены и смещение звуков при чтении.
  • Побуквенное чтение – нарушение слияния букв в слоги и слова.
  • Искажение структуры слова – пропуски, перестановки, добавление букв.
  • Нарушение понимания прочитанного.
Виды дислексии фонематическая дислексия возникает при недоразвитии слухового восприятия речевых звуков (фонем) оптическая дислексия отмечается при неустойчивости зрительно-пространственных представлений моторная дислексия возникает при затруднениях в движении глаз во время чтения. Отмечаются прерывность, скачкообразность движений глаз, изменение направленности.

Виды дислексии

  • фонематическая дислексия возникает при недоразвитии слухового восприятия речевых звуков (фонем)
  • оптическая дислексия отмечается при неустойчивости зрительно-пространственных представлений
  • моторная дислексия возникает при затруднениях в движении глаз во время чтения. Отмечаются прерывность, скачкообразность движений глаз, изменение направленности.
Пути преодоления дислексии Для устранения фонематической дислексии необходимо развивать звукобуквенный анализ слова, то есть определять количество и порядок звуков в слове. Для этого сначала ребенка учат определять, есть ли заданный звук в слове. Потом предлагают назвать первый звук в заданных словах: рак, рама, радио, работа , и т. д. После этого нужно научить ребенка называть звук в конце слова: лес, нос, квас, погас, компас . Более сложным является задание определить, где находится заданный звук: в начале, в конце или в середине слова. Например, где находится звук – л – в словах: лапа, мыла, бал, палка, стол, ложка, молоко, гол, и т. д. Последний этап – это последовательное называние звуков в слове: рак – р а к, каша – к а ш а, ручка – р у ч к а .

Пути преодоления дислексии

  • Для устранения фонематической дислексии необходимо развивать звукобуквенный анализ слова, то есть определять количество и порядок звуков в слове. Для этого сначала ребенка учат определять, есть ли заданный звук в слове. Потом предлагают назвать первый звук в заданных словах: рак, рама, радио, работа , и т. д. После этого нужно научить ребенка называть звук в конце слова: лес, нос, квас, погас, компас .
  • Более сложным является задание определить, где находится заданный звук: в начале, в конце или в середине слова. Например, где находится звук – л – в словах: лапа, мыла, бал, палка, стол, ложка, молоко, гол, и т. д.
  • Последний этап – это последовательное называние звуков в слове: рак – р а к, каша – к а ш а, ручка – р у ч к а .
При оптической дислексии наблюдаются трудности в усвоении зрительного образа буквы (путаются похожие по начертанию буквы). В связи с этим работа проводится в таких направлениях: развитие зрительного восприятия развитие зрительной памяти. - формирование пространственных представлений ( верх - вниз, право – лево, под - над ). Ребенку можно предложить задание: положить ручку справа от тетради, карандаш положить слева от книги и т. д. Написать заданные буквы справа или слева от вертикальной линии

При оптической дислексии

  • наблюдаются трудности в усвоении зрительного образа буквы (путаются похожие по начертанию буквы). В связи с этим работа проводится в таких направлениях:
  • развитие зрительного восприятия
  • развитие зрительной памяти.
  • - формирование пространственных представлений ( верх - вниз, право – лево, под - над ).
  • Ребенку можно предложить задание: положить ручку справа от тетради, карандаш положить слева от книги и т. д. Написать заданные буквы справа или слева от вертикальной линии
Дифференциации зрительных образов букв Необходимо сформировать четкий зрительный образ каждой буквы; Найти заданную букву среди графически сходных букв; Определить буквы, находящиеся в неправильном положении среди обычных букв; Обвести контуры букв, выполненные пунктиром; Дописать недостающие элементы буквы; Назвать буквы, наложенные друг на друга; Показать правильную букву в паре, где одна буква написана верно, а вторая зеркально к ней; Сконструировать буквы из спичек; Вылепить буквы из пластилина; Соотнести букву с каким-нибудь предметом: О – обруч, Ж – жук, П – перекладина, Н – лестниц а; Выучить стишки о буквах. Эти несложные упражнения помогут ребенку избежать трудностей при чтении!

Дифференциации зрительных образов букв

  • Необходимо сформировать четкий зрительный образ каждой буквы;
  • Найти заданную букву среди графически сходных букв;
  • Определить буквы, находящиеся в неправильном положении среди обычных букв;
  • Обвести контуры букв, выполненные пунктиром;
  • Дописать недостающие элементы буквы;
  • Назвать буквы, наложенные друг на друга;
  • Показать правильную букву в паре, где одна буква написана верно, а вторая зеркально к ней;
  • Сконструировать буквы из спичек;
  • Вылепить буквы из пластилина;
  • Соотнести букву с каким-нибудь предметом: О – обруч, Ж – жук, П – перекладина, Н – лестниц а;
  • Выучить стишки о буквах.

Эти несложные упражнения помогут ребенку избежать трудностей при чтении!

Неделя Логопедии С 20 по 25 ноября проходила неделя логопедии. В ее рамках в нашей школе проводились различные мероприятия. Во время перемен ребята решали задания со стенгазеты «Логопеди-ческий калейдоскоп» Проводились викторины «Логопедическая мозаика» и «Что умеем, то покажем» для обучающихся 2-3 и 5 классов За каждое выполненное задание или правильный ответ ребята получали фишки. Участники, набравшие наибольшее коли-чество фишек, были награждены памятными подарками

Неделя Логопедии

С 20 по 25 ноября проходила неделя логопедии. В ее рамках в нашей школе проводились различные мероприятия.

Во время перемен ребята решали задания со стенгазеты «Логопеди-ческий калейдоскоп»

Проводились викторины «Логопедическая мозаика» и «Что умеем, то покажем» для обучающихся 2-3 и 5 классов

За каждое выполненное задание или правильный ответ ребята получали фишки. Участники, набравшие наибольшее коли-чество фишек, были награждены памятными подарками


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!