Просмотр содержимого документа
«Чтение без ошибок»
ЧТЕНИЕ БЕЗ ОШИБОК
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительные, речедвигательные и слуховые органы. Чтение – это один из видов письменной речи, оно формируется на базе хорошо развитой устной речи.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Потом каждая буква соотносится со звуком, формируется звуковой (произносительный) образ слова. И наконец звуковой образ связывается со значением этого слова. Так происходит понимание читаемого.
Условия ля того чтобы каждая буква была успешно усвоена :
Ребенок должен различать все звуки речи, не смешивать их между собой. В противном случае одна и та же буква может соотносится с разными звуками. Усвоение буквы происходит медленно, за ней не устанавливается определенного звука.
Ребенок должен хорошо усвоить оптический (зрительный) образ буквы. Различие многих букв заключается в разном положении одних и тех же элементов ( ь, р ) или в разном количестве их ( ц, щ ). Поэтому очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты пространственные представления ( право - лево, верх - низ ).
У ребенка должна быть хорошая зрительная память, чтобы запомнить начертание буквы.
Ошибки при дислексии
- Замены и смещение звуков при чтении.
- Побуквенное чтение – нарушение слияния букв в слоги и слова.
- Искажение структуры слова – пропуски, перестановки, добавление букв.
- Нарушение понимания прочитанного.
Виды дислексии
- фонематическая дислексия возникает при недоразвитии слухового восприятия речевых звуков (фонем)
- оптическая дислексия отмечается при неустойчивости зрительно-пространственных представлений
- моторная дислексия возникает при затруднениях в движении глаз во время чтения. Отмечаются прерывность, скачкообразность движений глаз, изменение направленности.
Пути преодоления дислексии
- Для устранения фонематической дислексии необходимо развивать звукобуквенный анализ слова, то есть определять количество и порядок звуков в слове. Для этого сначала ребенка учат определять, есть ли заданный звук в слове. Потом предлагают назвать первый звук в заданных словах: рак, рама, радио, работа , и т. д. После этого нужно научить ребенка называть звук в конце слова: лес, нос, квас, погас, компас .
- Более сложным является задание определить, где находится заданный звук: в начале, в конце или в середине слова. Например, где находится звук – л – в словах: лапа, мыла, бал, палка, стол, ложка, молоко, гол, и т. д.
- Последний этап – это последовательное называние звуков в слове: рак – р а к, каша – к а ш а, ручка – р у ч к а .
При оптической дислексии
- наблюдаются трудности в усвоении зрительного образа буквы (путаются похожие по начертанию буквы). В связи с этим работа проводится в таких направлениях:
- развитие зрительного восприятия
- развитие зрительной памяти.
- - формирование пространственных представлений ( верх - вниз, право – лево, под - над ).
- Ребенку можно предложить задание: положить ручку справа от тетради, карандаш положить слева от книги и т. д. Написать заданные буквы справа или слева от вертикальной линии
Дифференциации зрительных образов букв
- Необходимо сформировать четкий зрительный образ каждой буквы;
- Найти заданную букву среди графически сходных букв;
- Определить буквы, находящиеся в неправильном положении среди обычных букв;
- Обвести контуры букв, выполненные пунктиром;
- Дописать недостающие элементы буквы;
- Назвать буквы, наложенные друг на друга;
- Показать правильную букву в паре, где одна буква написана верно, а вторая зеркально к ней;
- Сконструировать буквы из спичек;
- Вылепить буквы из пластилина;
- Соотнести букву с каким-нибудь предметом: О – обруч, Ж – жук, П – перекладина, Н – лестниц а;
- Выучить стишки о буквах.
Эти несложные упражнения помогут ребенку избежать трудностей при чтении!
Неделя Логопедии
С 20 по 25 ноября проходила неделя логопедии. В ее рамках в нашей школе проводились различные мероприятия.
Во время перемен ребята решали задания со стенгазеты «Логопеди-ческий калейдоскоп»
Проводились викторины «Логопедическая мозаика» и «Что умеем, то покажем» для обучающихся 2-3 и 5 классов
За каждое выполненное задание или правильный ответ ребята получали фишки. Участники, набравшие наибольшее коли-чество фишек, были награждены памятными подарками