Тема: «Чтение графиков движения».
Основные цели:
1) тренировать умение читать графики движения (отвечать на вопросы);
2) тренировать умение учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности;
3) тренировать умение сравнивать числовые и буквенные выражения, составлять числовые выражения по схеме, тренировать вычислительные навыки;
4) развивать умение анализировать и сравнивать, воспитывать интерес к математике.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 2 - Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо:
"Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".
Слайд 3 Число, классная работа.
II. Мотивация к учебной деятельности.
- Чему мы учились на прошлом уроке? (Мы работали с координатным углом, учились строить графики движения)
- А что повторяли на прошлом уроке? (Мы повторяли решение задач на движение, составляли выражение и находили его значение.)
1. - Сегодня на уроке вы продолжите учиться работать с координатным углом. А чтобы определить какие цели поставим на урок, посмотрите на слайд.
Правило чтения графиков 1) На графике движения время откладывается по оси х, а пройденный путь – по оси у. 2) Каждая точка графика движения показывает, где и в какое время находится движущийся объект. 3) График движения тем «круче», чем выше скорость движущегося объекта. 4) Чтобы определить скорость по графику движения, надо найти расстояние, которое проходит объект за единицу времени. 5) Остановки в пути обозначаются на графиках движения горизонтальными отрезками. |
Алгоритм построения графиков движения 1). Составить таблицу соответствующих значений sи t. 2). Подобрать удобную цену деления шкалы для s и t, отметить значения t на горизонтальном координатном луче, а значения s – на вертикальном. 3). Построить в координатном углу точки, с координатами (t; s). 4). Последовательно соединить построенные точки отрезками. |
- О чём вам говорят карточки, которые показаны на слайде? (Алгоритмы, которые помогают строить и читать графики движения.)
2. Работа с графиками (в парах).
- Сравните график 1 и график 2 (на интер. доске). Найдите сходства и различия.
Обсуждение задания в парах.
В результате обсуждения дети приходят к выводу, что на графике 1 показано движение одного объекта, а на графике 2 – двух объектов.
График 1. График 2
- Сформулируйте цель урока. (Будем учиться строить и читать графики движения.)
- Назовите тему урока. (Графики движения.)
Слайд 4 Тема: «График движения».
Цели урока:
тренировать умение читать графики движения (отвечать на вопросы);
самостоятельно строить график движения.
- Сформулируйте цель своей работы. Запишите её.
Слайд 5 – 15 а) Для начала проведём зарядку для ума. Выполним математический диктант. Ваша задача выбрать один правильный ответ и записать его.
Найди произведение чисел 600 и 7. 420 4200 42000
Укажи число, которое в 4 раза меньше, чем 28000. 700 7000 70
Какое число надо умножить на 8, чтобы получилось 4800? 600 60 800
Найди произведение, если первый множитель – частное чисел 756 и 7, а второй — 0. 108 18 0
Во сколько раз 320 больше, чем 4? в 8 раз в 80 раз в 800 раз
Число 400 меньше, чем 6405, на … 6000 6005 605
Сумма чисел 84000 и 5000 равна разности чисел 90000 и … 100 10000 1000
Уменьшаемое 1700, разность 400. Найдите вычитаемое. 2100 1300 1660
Какое число надо вставить в окошко, чтобы равенство □ : 9=7090 – 7000 стало верным? 18 81 810
Укажи значение неизвестного числа в уравнении х:4=760-700. х=15 х=56 х=240
Слайд 16 - Работаем в паре. Обменяйтесь тетрадями. Проверьте выполнение математического диктанта. Оцените работу, поставив отметку на полях. – Кто получил отлично?
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
- Раз вы сегодня продолжите работать с координатным углом, вспомните, что это такое.
Слайд 17 (Прямой угол, стороны которого являются координатными лучами с общим началом в вершине угла – это координатный угол. Одну из сторон координатного угла располагают горизонтально и называют осью абсцисс Ох, а другую сторону – вертикально и называют осью ординат Оу)
1. Систематизация и повторение.
1. Фронтальная работа по графику 2 (на интер. доске)
1) - Рассмотрите графики движения пешехода (чёрная линия) и велосипедиста (пунктирная линия). Ответьте на вопросы. Называют ответ, аргументируют, показывая на графике.
- Во сколько вышел пешеход? (9:00)
- С какой скоростью он шёл? (4 км/ч)
- Во сколько выехал велосипедист? (10:00)
- С какой скоростью он ехал? (12 км/ч)
- Через какое время велосипедист обогнал пешехода?(30 мин)
- Через какое время велосипедист остановился? (15 мин)
- Через какое время пешеход догнал велосипедиста? (45 мин)
- Во сколько пешеход его догнал? (11:15)
- Сколько времени они стояли вместе? (30 мин)
- Как вы думаете, что делали велосипедист и пешеход во время остановки? Предположения детей.
- Что произошло дальше? (Пешеход пошёл дальше, велосипедист стоял ещё 15 минут)
- С какой скоростью велосипедист двигался после остановки? (8 км/ч)
- Во сколько он опять обогнал пешехода? (12:15)
- Во сколько прибыл в пункт В велосипедист? (13:15)
- Чему равен второй привал пешехода? (30 мин)
- Во сколько прибыл в пункт В пешеход? (14:45)
2) Работа с графиком 2 по учебнику («Математика», 4 класс, 3 часть, Л.Г. Петерсон) на стр. 81.
- Проверьте наши предположения, прочитав текст на стр. 81.
Дети читают.
- Так что же делали велосипедист и пешеход во время совместной остановки? (Чинили велосипед)
2. Работа с графиками в группах.
1) Дети делятся на четыре группы. У каждой группы свой график движения (графики распечатаны на каждого участника группы для удобства работы).
Задание: определить по графику скорости объектов, время отправления и прибытия в пункт назначения, время и место их встречи, продолжительность остановок. Придумать событие, отражением которого мог бы служить данный график.
2) Отчёт групп. (Рисунки четырёх графиков движения на интер. доске).
1 группа (график а):
- Два пешехода со скоростями 4 км/ч вышли одновременно навстречу друг другу из пункта А и В, расстояние между которыми 16 км. Через 2 часа они встретились в пункте С. Встреча продолжалась 1 ч, после чего пешеходы пошли домой со скоростью 6 км/ч. Домой они вернулись одновременно в 14:00. Мы предположили, что друзья договорились о встрече в заданное время в пункте С заранее.
2 группа (график б):
– Пешеход вышел из пункта А в пункт В со скоростью 4 км/ч в 9:00. Через 1 ч 20 мин вслед за ним выехал велосипедист со скоростью 12 км/ч. Через 40 мин он догнал пешехода. Они разговаривали 20 мин, потом пешеход продолжил свой путь со скоростью 6 км/ч и пришёл в пункт В в 12 ч 40 мин. Велосипедист поехал назад с той же скоростью и вернулся домой в 12:00. Мы предположили, что пешеход что-то забыл дома, велосипедист его догнал, чтобы отдать.
3 группа (график в):
– Пешеход вышел из пункта А в пункт В со скоростью 4 км/ч в 12:00 и через 2 часа сделал остановку. Через 1 ч вслед за ним вышел второй пешеход со скоростью 6 км/ч и догнал первого, когда тот уже 20 мин отдыхал. Следующие 20 мин они отдыхали вместе, а потом в 14:40 тоже вместе пошли в пункт В со скоростью 6 км/ч и пришли в него в 16:00. Мы предположили, что второй пешеход догнал своего знакомого, они решили дальше пойти вместе.
4 группа (график г):
– Пешеход вышел из пункта А в пункт В в 8:00 и прошёл весь путь со скоростью 6 км/ч, сделав остановку в пункте D длительностью 1 ч 20 мин через 1 ч 40 мин после выхода. В пункт В он пришёл в 12:00. Велосипедист выехал ему навстречу в 9:40 со скоростью 18 км/ч. В течение 1 ч он был вместе с пешеходом в пункте D, а затем продолжил свой путь в А со скоростью 15 км/ч и приехал в него в 11:40. Мы предположили, что случайная встреча двух знакомых людей, которые с удовольствием пообщались друг с другом.
3. Творческое задание. Самостоятельная работа (№4 стр. 83).
1) Задание: дети составляли графики движения и писали по ним рассказы. Вставь в рассказы ребят пропущенные значения величин.
I вариант – «Приключения бегемотика»;
II вариант – «Разборка».
Самостоятельная работа детей.
2) Проверка работы детей с интер. доски.
Анализ и коррекция своих ошибок самими детьми (вслух).
Ответы: а) 11:00, 2 ч, 3 км/ч, 30 мин, 2 км/ч, 14:30, 1 ч 30 мин, 4 км/ч, 18:00, 7 ч;
б) 150 м/мин, 2 мин, 3 мин, 50 м/мин, 250 м/мин, 2 мин, 5 мин, 100 м/мин
IV. Домашнее задание
- Дома я предлагаю вам выполнить задание по выбору:
1. №5 стр. 84. Нарисовать графики движения по рассказам, написанным учениками, опираясь на №4 стр. 83, который мы только что сделали.
2. Самим написать рассказ и сделать к нему график. Это задание будет оцениваться дополнительным бонусом.
V. Итог урока. Рефлексия
- Чему мы сегодня учились? - Поднимите руку, кому понравилось читать графики.
- Что получалось легко? - Что вызвало затруднения?
- Что надо знать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- Вспомните цель, которую вы ставили перед собой на уроке.
- Вы достигли цели урока? (…) - Почему вы так считаете? (…)
- Оцените результат своей деятельности на уроке: ставьте + - если у вас получилось, - - если нет
(слайд 30) В заключение урока мне хочется прочитать цитату из обращения ко всем ребятам В.В. Путина: «…В наш информационный век знания приобретают особую ценность. Только образованный, эрудированный человек может найти достойное место в жизни и уверенно смотреть в будущее…»