СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Чтение как основа современного образования»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Чтение как основа современного образования» рассчитана на 1,5 часа в неделю.

Занятия проводятся один раз в неделю непрерывно, поэтому запланировано 34 занятия. Содержание кружковой работы будет интересно учащимся, желающим повысить функциональную грамотность чтения.  Занятия кружка построены таким образом, что наряду с функциональной грамотностью чтения, развитием языковой грамотности у учащихся формируются такие ключевые компетенции, которые формируют устойчивые коммуникативные умения учащихся по развитию связной речи.

      Учащиеся смогут повысить культуру речи, обогатить свой словарный запас, научаться применять полученные знания и навыки в нестандартных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
««Чтение как основа современного образования»»

Кружковая работа

«Чтение как основа современного образования»

Пояснительная записка


Программа кружка «Чтение как основа современного образования» рассчитана на 1,5 часа в неделю. Занятия проводятся один раз в неделю непрерывно, поэтому запланировано 34 занятия. Содержание кружковой работы будет интересно учащимся, желающим повысить функциональную грамотность чтения. Занятия кружка построены таким образом, что наряду с функциональной грамотностью чтения, развитием языковой грамотности у учащихся формируются такие ключевые компетенции, которые формируют устойчивые коммуникативные умения учащихся по развитию связной речи.

Учащиеся смогут повысить культуру речи, обогатить свой словарный запас, научаться применять полученные знания и навыки в нестандартных ситуациях.


Цель – речевое развитие обучающихся, совершенствование функциональной грамотности чтения, углубление и расширение филологических знаний, овладение литературным языком, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, формирование коммуникативной компетентности обучающихся.

Задачи:

1.​ научить обучающихся анализировать тексты разных типов, производить комплексный анализ текста; формировать и совершенствовать умение анализировать тему текста, определять его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

2.​ развить творческие способности по созданию своих текстов разных стилей, типов и жанров;

3.​ совершенствовать все виды речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма).

Основной вид деятельности – изучение литературоведческой теории, работа с текстами художественной литературы (анализ текста-образца), творческий практикум (редактирование текстов, создание собственных текстов), составление справочника по развитию речи для комплексного анализа текста.

Соотношение лекций и практических занятий определяется содержанием каждой темы, но в целом приоритетом является практическая деятельность.

Отличительной особенностью данной программы является сближение задач лингвистического и литературного обучения школьников. Кружковая работа опирается на такие филологические дисциплины, как синтаксис текста, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Эффективность работы над данной программой обеспечивается сочетанием таких методов обучения и воспитания, как: репродуктивный, коммуникативный, лекционный, аудиовизуальный; применением образовательных технологий: технологии личностно-ориентированного обучения, поддерживающего обучения, компетентного подхода, технологии дифференцированного обучения.

Виды деятельности обучающихся в процессе освоения программы :беседа, индивидуальная работа, групповые занятия, практические занятия, коллективная работа.

Формой контроля может быть защита проекта (презентация) или реферативное сообщение (защита реферата) по одной из тем кружкаа.

В результате освоения программы кружковой работы обучающиеся должны

знать:

  • ​ основные нормы литературного языка в рамках программы;

  • ​ средства художественной выразительности речи;

  • ​ приемы и методы устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях;

уметь:

  • ​ слушать и понимать текст;

  • ​ выполнять комплексный анализ текста;

  • ​ воспроизводить текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно-выразительные особенности;

  • ​ создавать свои тексты разных стилей, типов и жанров;

  • ​ определять тему текста, его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Календарно-тематический план


п/п

Тема занятия

К-во

часов

Сроки

Содержание

занятия

При меча ние

1.

«Недаром помнит вся Россия…». «Этот русский нерусский язык»

1,5

06-11/09

Внеклассное мероприятие для 7 класса, посвящённое Дню языков народа Казахстана


2.

Заглянем в историю языка, или В гостях у русского языка

1,5


13-18


Морфологические

и лексические средства связи, контекстуальные синонимы


3

Вечер вопросов и ответов. Синтаксическое богатство

1,5

20-25/09

Основные признаки понятия текст, виды чтения. Средства связи предложений текста.

Средства выразительности текста


4.

Странные соответствия. Грамматические кроссворды

1,5


27-02/10


Определение широкой и узкой тем, основной мысли текста.


5

Виды чтения. Текст и его части. Тема (широкая и узкая).

Основная мысль текста

1,5

04-09/10

провести параллель между грамматическими категориями


6.

План простой и сложный.

Структура и оформление плана

1,5

11-16/10

План назывной, цитатный; повествовательные и назывные предложения в составе плана


7.

Стили речи

1,5

18-23/10

Стилистическая норма. Словообразовательная норма


8.

Основные признаки

разговорного стиля

1,5


25-30/10


Отличительные особенности разговорного стиля, сфера употребления


9.

Официально-деловой стиль

1,5

08-13/11


Отличительные особенности


10

Официально-деловой стиль

1,5


15-20/11




11.

Научный стиль речи и его языковые средства

1,5

22-27/11

Отличительные особенности научного стиля, сфера употребления


12

Особенности художественного стиля речи

1,5


29/11-04/12


Отличительные особенности художественного стиля


13.

Тайна старой крепости, или Учимся вычленять часть из целого

1,5

06-11/12

сложные предложения с разными видами связи, изобразительные средства языка


14.

Типы речи – повествование и его структура

1,5


13-18/12


Особенности строения повествовательного текста


15

Игра «Пирамида». Развиваем орфографическую зоркость

1,5

20-25/12

Буквы о,ё после шипящих в корне слова, разносклоняемые существительные в стихах


16.

«Скоро, скоро Новый год , что же он нам принесёт?»

1,5


27-29/12


Особенности строения типа речи описание


17.

Тип речи – описание и его структура

1,5

10-15/01



18

Тип речи – повествование и его структура

1,5

17-22/01

Особенности строения типа речи рассуждение


19.

Тип речи – рассуждение и его структура

1,5

24-29/01



20-21.

Повторение официально-делового стиля. Практическая работа.

Анкета, заявление, расписка.

1,5

1,5

31/01-05/02

07-12/02

Особенности, жанры и сфера употребления


22.

Синтаксис простого предложения. Однородные члены предложения

1,5

14-19/02

Применение делового стиля


23.

Сбор материала к сочинению и его систематизация, работа с текстом

1,5


21-26/02


Подбор и систематизация материала к сочинению на литературную тему, опираясь на текст


24

«Корректор» - развиваем логическое мышление, повышаем грамотность

1,5

28/02-05/03

формирование умения создавать свои тексты


25

«Корректор» - развиваем логическое мышление, повышаем грамотность. Существительные общего рода

1,5


07-12/03


развитие речи учащихся, работа с текстом


26.

Художественно-выразительные средства русского языка

1,5


14-18/03


Эпитеты, метафоры, олицетворение, гипербола, стилистическая окраска слов


27

Странные соответствия. Грамматические кроссворды

1,5

31/03-02/04

формирование навыков фонетического анализа слова.


28.

«Удивительное рядом» (история хризантемы). Я знаю все!

1,5


04-09/04


Практическая работа.


29

Комплексный анализ текста.

1,5

11-16/04

Анализ художественного текста


30.

Синтаксическое богатство. Сложные многочленные предложения

1,5

18-23/04


Описания природы, средства описания. Словесные пейзажные зарисовки


31-32.

Портрет героя по реалиям и деталям его быта

1,5

1,5

25-30/04

02-06/05

Как составить портрет героя


33.

Рассуждение на морально-эпические темы с собственной оценкой обсуждаемой проблемы

1,5

10-14/05


Излагать текст, осмысливая его содержание


34.

Итоговый урок.

Защита проектов

1,5

16-21/05

Создание презентации своего выступления по развитию речи



Литература

1.​ ​ Методическое руководство. У.А.Жанпейс, Н.А.Озекбаева. – Алматы «Атамұра», 2017

2.​ Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004

4.​ Голуб И.Б., Розенталь Д.Э Секреты хорошей речи. – М., 1993

5.​ Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. – М., 1996

6. Успенский Л. Слово о словах. – М., 1996

7. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь – М., 1990.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!