Кружковая работа
«Чтение как основа современного образования»
Пояснительная записка
Программа кружка «Чтение как основа современного образования» рассчитана на 1,5 часа в неделю. Занятия проводятся один раз в неделю непрерывно, поэтому запланировано 34 занятия. Содержание кружковой работы будет интересно учащимся, желающим повысить функциональную грамотность чтения. Занятия кружка построены таким образом, что наряду с функциональной грамотностью чтения, развитием языковой грамотности у учащихся формируются такие ключевые компетенции, которые формируют устойчивые коммуникативные умения учащихся по развитию связной речи.
Учащиеся смогут повысить культуру речи, обогатить свой словарный запас, научаться применять полученные знания и навыки в нестандартных ситуациях.
Цель – речевое развитие обучающихся, совершенствование функциональной грамотности чтения, углубление и расширение филологических знаний, овладение литературным языком, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Задачи:
1. научить обучающихся анализировать тексты разных типов, производить комплексный анализ текста; формировать и совершенствовать умение анализировать тему текста, определять его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
2. развить творческие способности по созданию своих текстов разных стилей, типов и жанров;
3. совершенствовать все виды речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма).
Основной вид деятельности – изучение литературоведческой теории, работа с текстами художественной литературы (анализ текста-образца), творческий практикум (редактирование текстов, создание собственных текстов), составление справочника по развитию речи для комплексного анализа текста.
Соотношение лекций и практических занятий определяется содержанием каждой темы, но в целом приоритетом является практическая деятельность.
Отличительной особенностью данной программы является сближение задач лингвистического и литературного обучения школьников. Кружковая работа опирается на такие филологические дисциплины, как синтаксис текста, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Эффективность работы над данной программой обеспечивается сочетанием таких методов обучения и воспитания, как: репродуктивный, коммуникативный, лекционный, аудиовизуальный; применением образовательных технологий: технологии личностно-ориентированного обучения, поддерживающего обучения, компетентного подхода, технологии дифференцированного обучения.
Виды деятельности обучающихся в процессе освоения программы :беседа, индивидуальная работа, групповые занятия, практические занятия, коллективная работа.
Формой контроля может быть защита проекта (презентация) или реферативное сообщение (защита реферата) по одной из тем кружкаа.
В результате освоения программы кружковой работы обучающиеся должны
знать:
основные нормы литературного языка в рамках программы;
средства художественной выразительности речи;
приемы и методы устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях;
уметь:
слушать и понимать текст;
выполнять комплексный анализ текста;
воспроизводить текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно-выразительные особенности;
создавать свои тексты разных стилей, типов и жанров;
определять тему текста, его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | К-во часов | Сроки | Содержание занятия | При меча ние |
1. | «Недаром помнит вся Россия…». «Этот русский нерусский язык» | 1,5 | 06-11/09 | Внеклассное мероприятие для 7 класса, посвящённое Дню языков народа Казахстана | |
2. | Заглянем в историю языка, или В гостях у русского языка | 1,5 | 13-18 | Морфологические и лексические средства связи, контекстуальные синонимы | |
3 | Вечер вопросов и ответов. Синтаксическое богатство | 1,5 | 20-25/09 | Основные признаки понятия текст, виды чтения. Средства связи предложений текста. Средства выразительности текста | |
4. | Странные соответствия. Грамматические кроссворды | 1,5 | 27-02/10 | Определение широкой и узкой тем, основной мысли текста. | |
5 | Виды чтения. Текст и его части. Тема (широкая и узкая). Основная мысль текста | 1,5 | 04-09/10 | провести параллель между грамматическими категориями | |
6. | План простой и сложный. Структура и оформление плана | 1,5 | 11-16/10 | План назывной, цитатный; повествовательные и назывные предложения в составе плана | |
7. | Стили речи | 1,5 | 18-23/10 | Стилистическая норма. Словообразовательная норма | |
8. | Основные признаки разговорного стиля | 1,5 | 25-30/10 | Отличительные особенности разговорного стиля, сфера употребления | |
9. | Официально-деловой стиль | 1,5 | 08-13/11 | Отличительные особенности | |
10 | Официально-деловой стиль | 1,5 | 15-20/11 | | |
11. | Научный стиль речи и его языковые средства | 1,5 | 22-27/11 | Отличительные особенности научного стиля, сфера употребления | |
12 | Особенности художественного стиля речи | 1,5 | 29/11-04/12 | Отличительные особенности художественного стиля | |
13. | Тайна старой крепости, или Учимся вычленять часть из целого | 1,5 | 06-11/12 | сложные предложения с разными видами связи, изобразительные средства языка | |
14. | Типы речи – повествование и его структура | 1,5 | 13-18/12 | Особенности строения повествовательного текста | |
15 | Игра «Пирамида». Развиваем орфографическую зоркость | 1,5 | 20-25/12 | Буквы о,ё после шипящих в корне слова, разносклоняемые существительные в стихах | |
16. | «Скоро, скоро Новый год , что же он нам принесёт?» | 1,5 | 27-29/12 | Особенности строения типа речи описание | |
17. | Тип речи – описание и его структура | 1,5 | 10-15/01 | | |
18 | Тип речи – повествование и его структура | 1,5 | 17-22/01 | Особенности строения типа речи рассуждение | |
19. | Тип речи – рассуждение и его структура | 1,5 | 24-29/01 | | |
20-21. | Повторение официально-делового стиля. Практическая работа. Анкета, заявление, расписка. | 1,5 1,5 | 31/01-05/02 07-12/02 | Особенности, жанры и сфера употребления | |
22. | Синтаксис простого предложения. Однородные члены предложения | 1,5 | 14-19/02 | Применение делового стиля | |
23. | Сбор материала к сочинению и его систематизация, работа с текстом | 1,5 | 21-26/02 | Подбор и систематизация материала к сочинению на литературную тему, опираясь на текст | |
24 | «Корректор» - развиваем логическое мышление, повышаем грамотность | 1,5 | 28/02-05/03 | формирование умения создавать свои тексты | |
25 | «Корректор» - развиваем логическое мышление, повышаем грамотность. Существительные общего рода | 1,5 | 07-12/03 | развитие речи учащихся, работа с текстом | |
26. | Художественно-выразительные средства русского языка | 1,5 | 14-18/03 | Эпитеты, метафоры, олицетворение, гипербола, стилистическая окраска слов | |
27 | Странные соответствия. Грамматические кроссворды | 1,5 | 31/03-02/04 | формирование навыков фонетического анализа слова. | |
28. | «Удивительное рядом» (история хризантемы). Я знаю все! | 1,5 | 04-09/04 | Практическая работа. | |
29 | Комплексный анализ текста. | 1,5 | 11-16/04 | Анализ художественного текста | |
30. | Синтаксическое богатство. Сложные многочленные предложения | 1,5 | 18-23/04 | Описания природы, средства описания. Словесные пейзажные зарисовки | |
31-32. | Портрет героя по реалиям и деталям его быта | 1,5 1,5 | 25-30/04 02-06/05 | Как составить портрет героя | |
33. | Рассуждение на морально-эпические темы с собственной оценкой обсуждаемой проблемы | 1,5 | 10-14/05 | Излагать текст, осмысливая его содержание | |
34. | Итоговый урок. Защита проектов | 1,5 | 16-21/05 | Создание презентации своего выступления по развитию речи | |
Литература
1. Методическое руководство. У.А.Жанпейс, Н.А.Озекбаева. – Алматы «Атамұра», 2017
2. Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э Секреты хорошей речи. – М., 1993
5. Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. – М., 1996
6. Успенский Л. Слово о словах. – М., 1996
7. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь – М., 1990.