СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение механическое, по слогам. Пути устранения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плохо читающий школьник попадает в неуспевающих учащихся. У него формируется негативное отношение к учению, он переживает стресс, понимая, что слабее других, его самооценка снижается. Предлагаю упражнения для устранения этой проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Чтение механическое, по слогам. Пути устранения.»

«Эффективные приемы профилактики и коррекции дислексии».

Чтение механическое по слогам.

Чтение включает в себя четыре основных качества: правильность, беглость, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем все-таки остается. Остановимся более подробно на чтении механическом по слогам, невыразительном и несоблюдение пауз при чтении.

Обучение чтению нужно проводить в системе, и, по возможности, не отрывать от изучения программного материала по русскому языку (виды предложений по интонации, однородные члены предложения, сложное предложение, обращение, прямая речь).

 Если технически чтение правильное, а понимание прочитанного грубо нарушено, чтение называют «механическим» 

Чтение механическое по слогам. Причины, которые могут лежать в основе проблемы:

  • Отсутствие прямой зависимости между технической и смысловой сторонами чтения;

  • следствие несформиованности компонентов речевого и когнитивного развития ребенка;

  • низкий уровень памяти;

  • низкий уровень концентрации внимания, когда к концу предложения ребенок забывает начало;

  • узкое поле зрения, оно не охватывает несколько слов подряд или даже слово целиком;

  • некоторые дети привыкли проговаривать читаемое и только при этом условии узнают слова;

  • скудный словарный запас значительно сокращает количество узнаваемых слов;

  • несформированность зрительных функций.

Плохо читающий школьник попадает в неуспевающих учащихся. У него формируется негативное отношение к учению, он переживает стресс, понимая, что слабее других, его самооценка снижается. Если ситуацию подогревают взрослые, состояние усугубляется, это может привести к возникновению психологических и физиологических проблем.

Предлагаю приемы работы, игры и упражнения по устранению проблемы:

Развитие памяти, внимания и расширение оперативного поля чтения

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все,

что только входит в душу человека из внешнего мира».

К. Д. Ушинский

  • Игра «Заполним квадраты»



У

А




Н


Учитель открывает квадрат, который был до этого закрыт листом бумаги. Дети пару секунд разглядывают его, после чего квадрат снова закрывается. Дети стараются запомнить буквы и разместить их на своих квадратах в том же порядке, что и на классном квадрате.







  • «Пирамида».

Сосредоточьте свой взгляд только на центре картинки. Боковым зрением, не поворачивая головы, посмотрите на то, что окружает выбранный предмет. Постарайтесь увидеть все и прочитать слоги, объединив их в слова.





Развитие правильности, безошибочности восприятия текста

  • «Что изменилось?»

кони-кино

сон-нос

липа-пила

слон-стон

рак-мак

раки-руки

  • «Исправь букву в словах»

Работа над развитием зрительной памяти и восприятия

  • «Чтение букв одинаковой высоты, и, начиная с наименьшей»










Упражнения для улучшения артикуляции

Проговаривайте разные скороговорки, следя за правильностью выполнения. Можно устроить соревнование, и кто лучше справиться получит маленький приз. Развитие сообразительности. Возьмите лист и напишите пары слов, схожие по написанию и звучанию, но отличающиеся по смыслу и на одну букву, например, кот - пот, лес - вес, сон - тон и т.д. Попросите ребенка найти отличие и объяснить значение каждого слова. Развитие поля зрения. Возьмите таблицу, для начала ограничьтесь 5 столбцами и 5 строками. В каждую клетку впишите букву или слог. Попросите ребенка прочитать про себя их все, а потом по просьбе назвать их очередность, найти определенную букву или назвать соседнюю букву от заданной. Для увеличения сложности увеличивайте количество букв или используйте слоги.

Упражнения, развивающие способности для беглого чтения

Развитие антиципации (предсказывание последующего слова, смысловая догадка). Нужно выписать предложения и в некоторых словах пропустить буквы, а потом попросить ребенка прочитать его, по ходу вставляя недостающие части. Со временем увеличивайте нагрузку, убирая целые слоги из слов. Деформированные предложения. Нужно выписать предложения с нарушенным порядком слов. Например, вместо «Никита пошел в лес за грибами» пишите «Никита за грибами лес пошел в». Сделайте несколько разных карточек, а потом попросите ребенка составить предложения правильно. Сочинение вслух. Суть упражнения в том, что нужно дать малышу исходную фразу или вопрос и 5-10 минут на обдумывание. А потом он должен высказать свое отношение к проблеме или рассказать придуманную историю. Нужно следить за стройностью и логичностью повествования.

  • « Договаривай слова»



















  • « Найди слова»



















  • «Выполни математические действия и прочитай слово»

СОК + ИР - РОС + С + ТЬ = ….И Ь

Р + КА + У-А + СИ-РИ + Т = К ...С...

  • «Найди заданное слово»

    КАРАДАШИ

    КАРАНДАШЫ КАРАДНАШИ КАРАНДАШИ

    МАШИНКА

    МАШЫНКА МАШИКНА МАШИНКА

    ПОСПЕШИШЬ

    ПОСПЕШЫШЬ ПОПСЕШИШЬ ПОСПЕШИШЬ

    НАСМЕШИШЬ

    НАСМЕШЫШЬ НАМСЕШИШЬ НАСМЕШИШЬ

  • «Найди лишние слова»


Девочка Маша шишка ушла из дома.

В лесу она заблудилась.

Пришла Машенька к машина избушке.

Дверь была петушки отворена.

В осеннем лесу ярко горели кисти рябин.










  • «Добавь недостающие слова»


Ребята собирали сосновые и еловые.

Дети пошли в.

Девочка Маша ушла из в лес.

Шесть в шалаше шуршат.

Наша серая кошка сидела на окошке.


  • «Восстанови предложения»

  • «Раздели на слова и прочитай предложения»

Максимвзялконькиипошёлнакаток.

 ПослеобедаСерёжапомылзавсемипосуду.

  • «Составь связанный текст из деформированных предложений»

Помогите птицам.

  • птенцы, свои, в, полёты, июне, совершают, первые

  • успешно, каждый, не, полёт, но, оканчивается

  • смельчаки, иногда, из, вываливаются, гнезда

  • беду, иногда, ветер, приносит, сильный

  • такого, в, земле, после, лесу, ветра, на, найти, птенцов, можно

  • «Прочитай текст»

МОЙ ДЯДЯ.

РОМУТ люди идут на работу. Мой ЯДЯД работает кондитером. Он делает ТЫТОР и вкусные ТЫФЕКОН

  • «Чтение с пропущенными окончаниями»

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.

Играйте в словесные игры – это пополнит словарный запас ребенка, поможет быстрее ориентироваться при поиске нужных слов. Контрольные вопросы по тексту придумывайте друг для друга: чтобы придумать для вас вопрос по содержанию, маленький читатель должен будет потрудиться осмыслить прочитанное. Вовлекайте ребенка в процесс чтения без принуждения. Задавайте вопросы по сюжету, объясняйте незнакомые слова. Пусть такие домашние тренировки будут недолгими (по 10-15 минут), но повторяются регулярно. Сделайте чтение необходимостью: оставляйте записки с ценной информацией, которые он поневоле прочитает.

Невыразительное чтение. Причины, которые могут лежать в основе проблемы:

  • Ошибки в постановке ударения;

  • недостаточное чутьё языка, с непониманием стилистических характеристик слова;

  • неумение находить границы предложения: неоправданное деление сложного предложения на простые и неумение делить текст на предложение.

  • нарушение смысловой стороны чтения;

  • наконец, чтение без цели не мобилизует умственные способности.

Предлагаю приемы работы, игры и упражнения по устранению проблемы:

На каждом уроке учителю следует включать речевые разминки или пятиминутки. Упражнения должны быть систематическими. Материал можно брать из художественного произведения, читаемого непосредственно на данном уроке, из произведения, прочитанного и разобранного ранее, может быть придуман самим учителем и учениками. Вот виды речевых разминок для развития выразительного чтения:

 формирование правильного логического ударения;

 формирование умения изменять силу голоса;

 формирование правильной интонации;

 формирование умения правильно расставлять паузы;

 формирование умения менять темп чтения;

 формирование умения распределить свое дыхание в процессе речи;

 овладение навыками четкой дикцией;

 овладение нормами литературного произношения.

  • «Логические ударения»

Кто сидел на моем стуле?

Кто сидел на моем стуле?

Кто сидел на моем стуле?

Кто сидел на моем стуле?

1. На доске пишется одно или несколько предложений, в которых учитель обозначает место логического ударения, например: Люблю берёзу русскую.

Учащиеся читают это предложение, определяя его смысл. (Человек говорит о большой любви к родной земле, месту, где он родился).

2. На доске написан текст или отдельные предложения. Учитель читает их, а учащиеся, следя за чтением учителя, указывают слова, на которых было сделано логическое ударение, например: уже румянит осень клёны. Над селом сияет месяц золотой.

3. На доске написано предложение. Учащимся даётся задание прочитать его так, чтобы слушатели поняли, что происходит в природе и как происходит действие, например: Ветер сильно качал берёзы.

4.На доске написано предложение: На поляне растут синие цветы. Вызываются к доске два ученика. Одному из них предлагается поставить к предложению несколько вопросов с тем, что бы логическое ударение в них падало на разные слова. Например: Какие цветы растут на поляне? Где растут цветы? И т. д. Другой ученик, отвечая на эти вопросы, должен правильно определить слово, на которое падает логическое ударение.

5. В написанных предложениях или тексте учащиеся должны самостоятельно расставить логическое ударение и выразительно прочитать.

  • «Паузы»

Паузы могут быть художественными и психологическими. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Приведем примеры: Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.

Как удивили | его слова | брата!

Как удивили его | слова брата!

  • Упражнения на повышение и понижение тона голоса

Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавными. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.













  • «Песенки-долгоговорки»

Многократное, чёткое повторение, особенно если оно сопровождается весёлым настроением, приносит желаемые результаты. Дети начинают чувствовать ритм, осознают артикуляционную сторону, проговаривание и само повторение приносит им радость.

Ай-люли. Е.А. Благинина

Ай-люли, ай-люли,

Гости к Дашеньке пришли!

Петушок - в сапожках,

Курочка — в серёжках,

Селезень — в кафтане,

Утка - в сарафане!

Котик в новой свитке,

Кошечка - в накидке,

С перстеньком на лапке...

А собака в шапке.

Все по лавкам сели,

Сели и запели:

Ай-люли, ай-люди,

Гости к Дашеньке пришли!

  • «Послушай и скажи. Послушай и доскажи»

В основе этого упражнения лежит формирование умения слышать, чётко и ясно произносить, осознавать и подбирать рифму. ба - бу — бы на дворе стоят столбы

бу - бы - ба из окна торчит труба

до - ду - да гудят провода

жа - жа - жа есть иголки у ежа

жи - жи - жи здесь живут ежи

са - са - са в лесу бегает... (лиса)

со - со - со у Вовы... (колесо)

усь-— усь - усь на лугу пасётся... (гусь)

ча - ча - ча горит в комнате... (свеча)

чу - чу - чу молоточком я... (стучу)

оч - оч - оч наступила... (ночь)

ша — ша - ша мама моет... (малыша)

+шу — шу — шу я письмо... (пишу)

аш - аш - аш у Марины... (карандаш)

Так, ребята, привыкают понимать и правильно находить способ, прием выражения того образа, который создает автор произведения.