СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение молча. 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение молча - одна из форм реализации коммуникативных умений учащихся в практической работе урока. Оно помогает учителю развивать умения учащихся оценить прочитанное, соотнести его с их жизненным опытом. Предложенный текст сказки «Никита Кожемяка» рассчитан на работу с учащимися 5 класса. Он ориентирован на их познавательный интерес и знание текста, изученного на уроках литературы.

Просмотр содержимого документа
«Чтение молча. 5 класс»

Чтение молча

5 класс

Никита Кожемяка

В старые годы появился недалеко от Киева страшный Змей. Много народу из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил Змей и царскую дочь, но не съел её, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит Змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлёт её домой. Собачонка записочку отнесёт и ответ принесёт.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от Змея, кто его сильней. Стала царевна от Змея допытываться и допыталась.

- Есть, - говорит Змей, - в Киеве Никита Кожемяка – тот меня сильней.

Как ушёл Змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее Змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручать.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошёл его просить выручить их дочку из тяжёлой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож.

Как увидел Никита царя – испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошёл.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот – осиротил их лютый Змей – и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил их смолою, весь пенькою обмотался и пошёл. Подходит Никита к змеиной берлоге, а Змей заперся, брёвнами завалился и к нему не выходит.

- Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! – сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит Змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они бились, только Никита повалил Змея на землю и хотел его душить. Стал тут Змей молить Никиту:

- Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой на свете никого нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я – в другой.

- Хорошо, сказал Никита. – Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё Змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать: глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит Змею:

- Землю мы разделили – теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить – вогнал Никита Змея в Чёрное море да там его и утопил. Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна; стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют её на память о Никите Кожемяке. (471 слово)


Тестовые вопросы к тексту:

  1. Куда много народу потаскал из Киева страшный Змей:

а) в свою берлогу;

б) в свой дворец;

в) в свою деревушку.

  1. Как общалась с родителями царская дочь, когда оказалась у Змея:

а) через голубку;

б) через самого Змея;

в) через собачонку.

  1. Почему не пошёл Никита выручать царскую дочь, сколько ни упрашивали его царь с царицею:

а) боялся встречи со Змеем;

б) засмущался от такого приглашения;

в) рассердился, что его испугали и ему убытку наделали.

  1. Кто всё же упросил Никиту выйти на борьбу со Змеем:

а) царица и царь;

б) малолетние сироты;

в) мать Никиты.

  1. Как поступил Никита, сделавши святое дело:

а) воротился в Киев и женился на царевне;

б) воротился в Киев и взял за свой труд деньги великие;

в) воротился в Киев и стал опять кожи мять.

  1. Какие человеческие качества прославляет народ в этой сказке:

а) милосердие, любовь к Отечеству;

б) хвастовство и силу;

в) мужество, но и обидчивость.


Ответы:

1а; 2в; 3в; 4б; 5в; 6а.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!