«Чтение с остановками» «Дерево предсказаний»
Общий алгоритм работы по данной стратегии:
1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.
"Дерево предсказаний"
Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Пример, дерево предсказаний из урока "Невские наводнения"
Защитит ли дамба город от наводнений?
«Чтение с остановками» и «Дерево предсказаний» на уроке русской словесности в 6-м классе по рассказу Л.Н. Андреева "Ангелочек"
“ Дерево предсказаний”
Выброс на доску и запись 2-3 версий, о чём пойдет речь в рассказе.
1.О человеке с ангельским личиком и ангельским характером;
2.О смерти и вознесении души на небо.
«Чтение с отановками» 1 остановка
- Оправдались ли наши версии?
- Кто главный герой данного отрывка?
- Какие чувства у вас вызвал главный герой ? Почему?
- Какие качества присущи мальчику Сашке?
- Почему так сложились отношения Сашки с родителями?
- Встречались ли вы в своей жизни с такими, как Сашка?
- А почему Сашка не лгал только отцу?
«Дерево предсказаний»
Как вы думаете, что случится дальше ?
Версии учащихся:
1. Время действия – канун рождества, возможно, произойдет какое-то чудо.
2. Сашка придёт домой и будет избит матерью, все повторится.
3. Отец пожалеет его.
4. Сашка встретится с ангелом, попадет на небо, как в рассказе Ф.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, потому что Сашка тоже из очень бедной семьи и ему неоткуда ждать помощи)
«Чтение с остановками» 2 остановка
- Что нового вы узнали о Сашке из этого отрывка?
- Кто такие статисты?
- Изменилось ли ваше отношение к Сашке после того, как вы узнали историю его родителей?
- Что же, на ваш взгляд, произойдёт дальше?
- Сашка пойдет на ёлку, как вы думаете?
«Чтение с остановками» 3 остановка
- Что нового мы узнали о Сашке?
- Его характер как-то изменился?
- Как вы относитесь к герою?
- Какие чувства он вызывает у вас и почему?
- Изменилось ваше отношение к герою?
- Почему его называли в гимназии волчонком?
- Что нового вы узнали о его родителях?
«Чтение с остановками» 4 остановка
- Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Меняется ли его характер?
- Какие чувства переполняют Сашку?
- Кем стал ангелочек для Сашки?
«Чтение с остановками» 5 остановка
- Стал ли Сашка ангелочком?
Что нам дают эти приемы?
«Чтение с останоками»
Любое художественное произведение рассматривается на уроке в контексте всего творчества писателя или одного из этапов его творческого пути. Задача читателя, как минимум, выявить связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Прием технологии с условным названием "Чтение с остановками" используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.
Что нам дают эти приемы?
«Дерево предсказания»
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования, развивает воображение.