различения и умения давать характеристику звукам.
Этапы урока | Время | - Деятельность учителя
-
| - Деятельность учащихся
| - Соответствие требованиям здоровьесбережения
|
І. Организаци-онный момент | 1 мин. | - Желаю - успеха - большого - во всём - и везде - Здравствуйте! – Проверим готовность к уроку. Ребята, покажите мне умные глазки, ровные спинки. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок. | Соприкасаются большими пальцами Указательными Средними Безымянными Мизинцами Прикосновение всей ладонью Проверяют свою готовность к уроку, наличие необходимых учебных принадлежностей. | Соблюдение требований к состоянию учебного кабинета. Обеспечение позитивного настроя на получение знаний. |
ІІ. Cамоопреде-ление к деятель-ности. Постановка учебной задачи | 2 мин. | -Ребята, отгадайте загадку. Вот посмотрите — кто такой, Загородив дорогу, Стоит с протянутой рукой, согнув баранкой ногу. - Покажите, как выглядит буква Б. - Как вы думаете, так какая буква сегодня на уроке будет главной? - Какие умения будем отрабатывать на уроке ? Подбадривает, помнит о том, как хорошо ребята отвечали на предыдущем уроке и надеется на хорошую работу сегодня. | - Это буква Б Дети становятся в позу, которая описана в загадке и показывают букву Б. Высказывают свои предположения. Пытаются сформулировать тему урока (продолжим учиться читать, рассказывать, выполнять интересные задания, в которых нам встретятся парные буквы Б и П ) | Смена динамических поз Доброжелательное отношение учителя к ученикам. |
ІІІ. Актуализа-ция опорных знаний 1. Беседа 2. Игра «Любопытный» | 4 мин. | - На что похожа буква Б? - Что мы знаем о букве Б? Куда мы пойдем на экскурсию? Кто нас встретит? О ком мы читали книгу? Чем мы любим заниматься? Какое наше любимое лакомство? | Участвуют в диалоге, характеризуя букву Б. (буква может быть строчной и заглавной; обозначает согласные звонкие звуки [б], [б']; парные для звуков [п], [п']) Отвечают на вопросы, используя только слова на букву Б. (в библио-теку, бабушка, библиотекарь, беге-мот, Буратино, бегать, бороться, баранки, бублики) | Эмоциональный настрой. Создаёт условие для восприятия нового задания |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа со слоговой таблицей | 4 мин. | | и | е | а | о | у | ы | б | би | | ба | | бу | | п | | пе | | по | | пы | - хоровое чтение слогов (в прямом, обратном порядке, зигзагом; - показ аналогичного слога в таблице «Азбуки» (с. 102); - чтение разрезных слогов, которые показывает учитель «молнией» (прочитанные слоги отдаются нескольким ученикам); - определение места слогов в таблице; - чтение слоговой таблицы способом «Громко — тихо»; - придумывание слов со слогами би, бу, ба. | Читают слоги таблицы, которые показывает учитель. Отыскивают и показывают аналогичный слог в таблице «Азбуки» (с. 102) Читают слоги таблицы, которые показывает учитель. Ученики, которые получили слоги, при-крепляют их на соответствующее место в таблице, дают характеристику букво-слияниям. Остальные проверяют пра-вильность расположения слогов. Читают на вдохе слог громко, на выдохе – тихо. Называют слова с заданными слогами. Определяют место буквы Б в придуманных словах. | Гимнастика для глаз (взгляд на далекое и близкое расстояние: доска – учебник) Двигательная активность Дыхательные упражнения |
2. Игра «Один - много» | 1 мин. | - Буква Б – очень любит играть. Давайте сегодня мы с ней и поиграем: - Я буду называть вам слова, если слово обозначает 1 предмет — при-седайте, если много — потянитесь вверх, покажите, как их много. (Бублики, булка, бензин, бинокли, бананы, бинт, бант, болты, беда, быки, болото, бегемоты) | Дети выполняют задание. | Двигательная активность |
3. Распределение слов на группы (работа в парах) | 3 мин. | - А теперь сами прочтите слова в столбиках. («Азбука», с. 102) - На какие группы мы можем их разбить? (в единственном и множественном числе) - Составьте пары слов по принципу «один — много». - Каким словам не хватило пары? - Добавьте соответствующую пару к словам зубры, бобры. | Читают слова. Определяют критерий деления на группы, число данных существи-тельных. Группируют слова по установленному критерию. Подбирают существительные в единственном числе. | Диалогическое взаимодействие между учениками. |
4. Наблюдение за словами, оканчивающимися на б и п (учебник, с. 103) | 3 мин. | – Прочитайте слова. – Подумайте, как большой предмет превратить в маленький, а один предмет превратить в несколько. - А теперь читаю я. Если услышите звук [б] – встают друзья Бори, а если услышите звук [п] – встают друзья Пети. Приложение 1 – На месте букв п и б в конце слова произносится звук [п]. Чтобы определить, какую букву нужно пи-сать, надо изменить слово. Например: написать слово во мно-жественном числе. | Читают слова. – После букв б и п вставить букву к; в конце слова дописать букву ы. Выполняют задание, наблюдают за звуками [б], [п] , в сильной и слабой позиции. Делают вывод. Слушают объяснение учителя | Смена динамических поз |
5. Работа с кассой букв. | 2 мин. | - Рассмотрите иллюстрацию в «Азбуке». Кто изображен на рисунке? Как вы думаете, как зовут котенка? Но помните при этом, какая буква у нас сегодня главная. - У Барсика есть друг. Угадайте, как его зовут. Я показываю вам картинку, вы произносите слово друг другу, выделяете первый звук и ставите букву, которая обозначает первый звук в слове. Поочередно показывает картинки: Волк, игла, тарелка, арбуз, лиса, игла, котенок. | Придумывают кличку коту, которая начиналась бы с буквы Б. Выкладывают буквы разрезной азбуки, определяя первый звук в слове и составляя имя Виталик. | Чередование видов дея-тельности |
6. Составление слов | 3 мин. | - Просмотрите текст «Барсик». Давайте прочтем выделенные слова.. - Определите колличество слогов, звуков в них. - Составьте новые слова из букв слова компот. | Находят и читают выделенные слова. Определяют колличество слогов и звуков в данных словах. Составляют слова из букв слова компот и записывают их мелом на доске. | Двигательная активность |
7. Работа с текс-том «Барсик» | 6 мин. | Чтение по-разному: - чтение текста сильными учащи-мися; - чтение «эхом»; - чтение вместе (парами) - чтение поочередное («цепочкой») -выборочное чтение (слова, написанные с заглавной буквы) - просмотреть текст, определить количество слов с буквой Б. – Какие три буквы откатил Барсик? | Читают текст, соблюдая интонацию, знаки препинания. Работают в парах, контролируя чте-ние друг друга. Поясняют, почему слово написано с заглавной буквы. Определяют количество слов с буквой б (6). Рассматривают картинку. Отвечают на вопрос текста (М, п, о ) | Смена видов деятельности. Переключение внимания Соблюдение гигиенических правил чтения |
Физкультминут-ка с использо-ванием ИКТ. | 1 мин. | Гимнастика для глаз
Электронная физминутка «Два кота» | Смотрят на большой палец вытянутой руки. Рукой пишут слово кот. Двигаются в такт музыке, повторяя движения героев на экране. | Зрительная гимнастика (стоя) Двигательная активность Оправданное использование ТСО соответствует гигиеническим нормам |
8. Работа с текстом «Виталик и Бобик» (с.103 «Азбука») | 5 мин. | - У Виталика есть еще один хоро-ший друг. Рассмотрите иллюстра-цию в учебнике. Как вы думаете, кто он? - Прочтите, как его зовут. Дает дифференцированные задания для различных групп учащихся. Чтение по-разному: (для детей, читающих слабо) - чтение нараспев; - чтение способом «метроном»; - «Американские горки» - чтение вверх тормашками. Обращается к учащимся, которые работали самостоятельно. - Ребята, вы прочли текст. Задайте свои вопросы, которые вы составили к этому тексту. - Какие буквы показывал Виталик Бобику? - Кто назовет буквы, которых мы еще не учили? | Рассматривают иллюстрацию, выдвигают предположения. Хорошо читающие уч-ся самостоя-тельно читают текст и составляют к нему вопросы, задают их друг другу. Отвечают на вопросы. Учащиеся, читающие слабо, работа-ют под руководством учителя. На вопросы отвечают учащиеся, работавшие ранее с учителем. | Соблюдение гигиенических правил чтения Доброжелательное отношение учителя к ученикам. Эмоциональный настрой. Создаёт условие для восприятия нового задания |
V. Итог урока. Рефлексия. Составление синквейна (рефлексия) | 3 мин. | - А о какой букве, которая была главной у нас на уроке, забыл Виталик? - Вспомним все, что мы о ней знаем. Что? | Буквы Б, б | Звуки [б], [б'] | Какие? | Заглавная, строчная | Звонкие, мягкие, глухие, парные | Что делает? | Сомневается, звучит, проверяется, обозначает, показывает | Моё отноше-ние | Сложная буква, но без неё не обойтись. | Резюме | Мы все-таки справи-лись! Мы – молодцы! | – Молодцы! Спасибо за урок. | Вступают в диалог с учителем, высказывают мнения. Получают позитивный настрой от урока | Обеспечение позитивного настроя. |
1.Волина В. Занимательное азбуковедение М.: Просвещение, 1991. — 368 c.
2.«Азбука». 1 класс. Учебник (авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина), М.: Просвещение, 2016.
4. http://www.myshared.ru/slide/326066/