СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что делать, если ребёнок.. .(ответы на частые вопросы родителей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьники учатся строить взаимоотношения, принимают на себя новые социальные роли, становятся участниками и свидетелями разных событий. Но при этом остаются детьми — ранимыми, обидчивыми, вспыльчивыми и капризными. И по-прежнему нуждаются в чутком руководстве взрослых, в поддержке и понимании. В связи с этим я продолжаю публиковать памятки для родителей, которые помогут им понять причины поведения ребенка и справиться с трудной ситуацией.

Просмотр содержимого документа
«Что делать, если ребёнок.. .(ответы на частые вопросы родителей)»

Что делать, если ваш ребенок

(ответы на частые вопросы родителей)…


Т. А. Творогова, педагог-психолог МАОУ СОШ № 215


Школьники учатся строить взаимоотношения, принимают на себя новые социальные роли, становятся участниками и свидетелями разных событий. Но при этом остаются детьми — ранимыми, обидчивыми, вспыльчивыми и капризными. И по-прежнему нуждаются в чутком руководстве взрослых, в поддержке и понимании. В связи с этим мы продолжаем публиковать памятки для родителей, которые помогут им понять причины поведения ребенка и справиться с трудной ситуацией.


1…Постоянно спорит и дерзит


Ребенок ведет себя так, будто хочет доказать, что он всех главнее: говорит, что будет поступать так, как он сам считает нужным, постоянно спорит и дерзит, причем не только родителям, но и другим взрослым, будто нарочно провоцируя их на конфликт, с ним невозможно договориться… Что делать? Увы, почти все попытки переспорить или подчинить себе ребенка ведут к поражению. Он продолжает бороться за полную самостоятельность, рассчитывая, что такое поведение поможет ему самоутвердиться, доказать свою состоятельность в противоборстве с родителями.

Особенности поведения детей, отстаивающих свою самостоятельность:

• демонстрация превосходства;

• дерзость, вспыльчивость;

• непокорность, неподчинение;

• упрямство;

• склонность к спорам, безделью;

• забывчивость;

• склонность к прогулам уроков.

Склонность к дерзости и спорам может быть вызвана такой типичной особенностью поведения в детском и подростковом возрасте как негативизм — стремление к противодействию всякому внешнему влиянию в виде отказа от выполнения просьб со стороны взрослых вплоть до выраженного стремления делать все наоборот.

Негативизм усиливается при усиленном контроле и чрезмерной опеке со стороны взрослых и ослабевает при сочетании разумного контроля и проявлении уважения к личности ребенка.


! Стратегия поведения родителей:

  • избегать борьбы за власть над ребенком;

  • сообщить ему о невозможности всегда заставлять его поступать правильно, с точки зрения взрослых;

  • найти благоприятную возможность для того, чтобы выразить ребенку свою признательность (когда он не противоборствует);

  • дать ребенку почувствовать его значимость (например, советоваться с ним в той области, где он может быть компетентен).


2…Является отверженным среди одноклассников


Ребенок приходит из школы весь в слезах из-за того, что его дразнят. Почему это происходит? Как оградить его от насмешек: разбираться с обидчиками, переводить в другую школу, учить отвечать тем же?..

Чаще всего отверженными становятся дети:

  • легко поддающиеся на провокации одноклассников;

  • любимчики учителя;

  • чрезмерно вспыльчивые и мстительные;

  • ябеды;

  • слишком застенчивые и не умеющие постоять за себя;

  • неопрятные;

  • неуспешные в учебе (особенно в младших классах);

  • слишком зависимые от родителей (маменькины сынки);

  • испытывающие трудности в общении,

  • с необычной внешностью;

  • с заметными физическими отклонениями.

О проблемах в отношениях может говорить следующее.

Признаки неблагополучия в отношениях с одноклассниками:

• ребенок неохотно ходит в школу, возвращается оттуда в подавленном настроении;
• часто плачет без видимой причины;
• не упоминает в разговорах никого из одноклассников;
• очень скупо говорит о своей школьной жизни;
• не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать домашнее задание;
• ни от кого не получает приглашения в гости, на дни рождения и сам никого не хочет звать к себе.

Отверженные дети нередко становятся жестокими и агрессивными.


! Стратегия поведения родителей:

  • Во избежание отверженности ребенка родителям нужно заранее предупредить учителя и педагога-психолога об имеющихся у него проблемах (таких как медлительность, невнимательность, застенчивость и пр.) и рассказать о том, как они с этим справляются.

  • Следует заблаговременно обеспечивать ребенка всем необходимым для школьного обучения (учебниками, одеждой, физкультурной формой, карманными деньгами), своевременно лечить заболевания, которые осложняют ему жизнь и могут стать предметом насмешек (заикание, нервный тик, энурез, кожные проблемы).

  • Не следует спешить с личными разборками в отношении обидчиков ребенка — в первую очередь следует оказать ему необходимую поддержку и быть готовыми к сотрудничеству с педагогами. Нелишне учить ребенка уверенному поведению и вырабатывать у него навыки по разрешению конфликтов. Важно помочь ему показать себя в школе с положительной стороны — продемонстрировать имеющиеся у него способности и умения, которые достойны уважения. Кроме того, целесообразно организовать общение с приятными для него людьми.

  • Если действия сверстников представляют собой реальную угрозу для ребенка, следует подумать о других возможных вариантах обучения.


3…Требует оплаты школьных успехов и выполнения домашних обязанностей


В некоторых семьях за хорошие школьные отметки или выполнение некоторых домашних дел дети получают от родителей деньги. Такая практика имеет положительные стороны: ребенок действительно начинает выполнять ту работу, за которую ему платят, стремиться к получению хороших отметок. Однако прежде чем принимать решение о введении денежных отношений с ребенком, важно учесть и отрицательные стороны подобной практики:

  • существует опасность подмены интереса к учебе или осознания необходимости помогать родителям по дому исключительно стремлением к получению денег;

  • привыкшие к денежному вознаграждению дети могут требовать оплаты за любое свое действие по хозяйству;

  • дети, воспитанные на денежных поощрениях, в будущем могут попасть в зависимость от величины оплаты своего труда. Есть риск того, что финансовое вознаграждение станет для них важнее собственного достоинства, совести и нравственных норм;

  • денежное вознаграждение за хорошую учебу делает учеников зависимыми от школьных оценок. При этом творческая активность ребенка снижается из-за опасения сделать ошибку и получить низкую оценку. К тому же школьные оценки не всегда отражают реальный уровень знаний учеников.


! Стратегия поведения родителей:

Родителям, которые принимают решение выплачивать ребенку определенную сумму за выполнение некоторых обязательств, необходимо помнить следующее.

Не рекомендуется оплачивать школьные оценки и помощь по дому: денежное стимулирование может снизить желание ребенка делать что-либо просто так, уменьшить его познавательную активность, снизить стремление к знаниям и внутреннюю ответственность за свою часть работы по дому.


4…Хочет иметь карманные деньги


С какого возраста дети могут иметь карманные деньги? Как научить их правильно распоряжаться ими? В каких случаях стоит быть осторожным с выдачей карманных денег? Какой должна быть сумма, выдаваемая ребенку на карманные расходы?

Дочь: Мам, дай мне денег!
Мама: Зачем?
Дочь: У нас все ходят с деньгами, вдруг что-то понадобится…
Мама: Если что-то понадобится, я тебе сама куплю.
Дочь: У нас в школе автомат с водой поставили, и в киоске я заколку хотела купить…
Мама: Ты все на чипсы потратишь! А тебе известно, как трудно зарабатывать деньги?
Дочь: Вот у девочек всегда деньги есть…

Мама: Значит, у девочек родители богатые, а мы не можем себе этого позволить. Рано тебе еще о деньгах думать.

Чем старше ребенок, тем шире границы его самостоятельности и тем больше у него потребностей. Одна из них — самостоятельно тратить деньги.


! Стратегия поведения родителей:

Ребенку следует давать карманные деньги в следующих случаях:

  • если он знает, зачем они ему нужны, и может внятно объяснить, на что их потратит;

  • понимает проблемы родителей и знает, что деньги зарабатываются трудом;

  • умеет ходить в магазин, делает нужные покупки и не забывает брать сдачу.

Ребенку не следует давать карманные деньги:

  • если он неуправляем (плохо себя ведет, не выполняет обещаний, склонен ко лжи);

  • не умеет отказываться от мелких желаний;

  • не знает, за какой труд родители получают зарплату.

Если вы решили, что ребенку пока рано иметь свои деньги, не отказывайте ему в резкой форме. Объясните, почему вы против карманных денег и как их можно заслужить.

Хорошо, если с переходом на финансовые отношения обязанности ребенка расширятся: если он хочет тратить деньги по своему усмотрению, значит дорос и до выполнения некоторых домашних дел.

Дочь: Мам, дай мне денег!
Мама: Тебе хотелось бы иметь карманные деньги?
Дочь: Да, хочется кое-что покупать.
Мама: Я тоже думаю, что пора тебе учиться распоряжаться деньгами.
Дочь: А как?
Мама: Давай все запишем и посчитаем. Я расскажу тебе, как мы зарабатываем и тратим деньги. Потом мы составим список твоих ежедневных трат или необходимых покупок и примем решение.

Выдаваемая родителями сумма зависит от достатка семьи и возраста ребенка, но в любом случае это карманные деньги, а значит, их не должно быть много.


5…Стал участником или свидетелем чрезвычайного происшествия


В век техногенных катастроф, террористических актов, аварий и роста преступности есть вероятность того, что ребенок может стать свидетелем или даже участником какого-либо чрезвычайного происшествия. Даже косвенное участие (увиденный сюжет по телевидению, услышанный разговор взрослых) может оставить в его душе глубокий след. Дети могут по-разному реагировать на события подобного рода.

Эмоциональная реакция детей и подростков на травмирующие события:

• беспокойство при разлуке с членами семьи;
• повышенная чувствительность к резким, громким звукам;
• повышенная тревожность, капризность, перепады настроения;
• страх перед посещением школы, поездкой в общественном транспорте;
• страх темноты, расстройство сна и аппетита;
• возникновение навязчивых мыслей, ночных кошмаров;
• ухудшение физического самочувствия, головные боли или боли в желудке;
• невнимательность, снижение успеваемости;
• появление мыслей о смерти;
• повышенная раздражительность, агрессивность.


! Стратегия поведения родителей:

Дети младшего школьного возраста эмоционально отзывчивы по отношению к чувствам пострадавших людей, а потому могут задавать много вопросов, неоднократно возвращаться к волнующей их теме. В этом случае родителям нужно терпеливо отвечать на вопросы ребенка, которые важны для правильного понимания им ситуации, давать ему возможность выразить свои чувства. Рекомендуется избегать деталей.

Кроме того, можно (и желательно) приобщать ребенка к оказанию помощи нуждающимся людям.

Подросткам требуется объективная информация о случившемся, обсуждение политической обстановки и происходящих событий. Родителям важно быть терпимыми к максимализму подростков, но сдерживать проявляемую ими склонность к обвинению других и агрессию по отношению к окружающим. Следует поощрять желание детей вместе со взрослыми оказывать помощь пострадавшим.


6…Обманывает


Когда родители обнаруживают, что ребенок обманывает их, то они чувствуют тревогу, возмущение и стараются отучить ребенка от «дурной привычки».

Что же скрывается за детской ложью? Как реагировать на обман и как научить ребенка быть честным?

Детская ложь — это способ:

  • скрыть свою вину или неудачу;

  • избежать наказания;

  • выразить враждебность или отомстить родителям за что-либо;

  • превзойти взрослого;

  • подчеркнуть свою значительность;

  • добиться похвалы или проявлений любви;

  • оказаться в центре внимания;

  • приукрасить действительность, пофантазировать.

Часто родители сами подают детям пример неправильного поведения, например, сообщают учителям придуманные причины пропуска ребенком уроков; просят детей сказать по телефону, что их нет дома; рассказывают о том, как их собственная ложь помогла им в какой-то ситуации. Также к родительской лжи относятся случаи, когда взрослые не выполняют обещания, данные ребенку.

Многие родители, стремясь разоблачить обманщика, начинают «игру» в «сыщика» и «преступника»: проводят расследования, устраивают «очные ставки», ищут доказательства обмана.

Этого не следует делать: в результате «преступник» становится все изобретательнее, а в отношениях между детьми и родителями — все меньше доверия.


! Стратегия поведения родителей:

1) Определите причину, по которой ребенок прибегает к обману. Спокойно обсудите случившееся и помогите ему осознать, что есть другие способы разрешить его проблему;
2) Позаботьтесь о том, чтобы ребенок дома и среди сверстников чувствовал себя комфортно и уверенно;
3) Будьте честны со своим ребенком — если вы нарушили данное ему обещание, извинитесь перед ним и объясните причины, которые помешали вам выполнить обещанное;
4) Помните: и взрослые, и дети имеют право на личные тайны. Настойчивый интерес взрослых может подтолкнуть ребенка ко лжи;
5) Не навязывайте ребенку слишком много правил и запретов — чем больше ограничений, тем больше вероятность их нарушения и последующего обмана из-за страха наказания.

6) Хвалите ребенка, когда он говорит правду (особенно, если сказать ее было нелегко).


7…Ворует


Среди причин детского воровства можно выделить следующие:

1. Сильное желание получить понравившуюся вещь (как правило, однократный поступок). Встречается у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Ребенок осознает аморальность поступка, но не может устоять перед искушением и пытается найти оправдания своему поступку.

2. Недостаток развития нравственных представлений и воли. Основная причина — неправильное воспитание. Ребенок не понимает переживаний «жертвы», не умеет сопереживать другому человеку. Склонен подражать плохому примеру друзей, воровать «за компанию».

3. Желание самоутвердиться. Ребенок хочет обратить на себя внимание, «купить» дружбу сверстников, угощая их купленными на украденные деньги конфетами или делая им подарки.

4. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.Реакция на жестокое обращение или авторитарное воспитание. Реакция на чрезмерное количество запретов и ограничений. Ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. Такое воровство часто имеет «символический» смысл — стремление присвоить себе нечто материальное из-за невозможности «присвоить» (почувствовать) любовь близких людей.


! Стратегия поведения родителей:

Как реагировать на воровство:

  • постарайтесь понять, о чем говорит поведение ребенка, и адекватно отреагируйте и на факт воровства, и на причину, его вызвавшую;

  • без угроз расскажите ребенку о своих чувствах, связанных с его проступком;

  • сообщите ребенку о необходимости нести ответственность за свои поступки — украденную вещь следует вернуть владельцу. В случае «домашнего воровства» в зависимости от возраста ребенка возможны варианты: отработка украденных денег, отказ от планируемой покупки, лишение развлечений или иной способ возмещения ущерба.

  • обращайте его внимание на переживания человека, утратившего свою вещь

  • разбирайте вместе с ребенком ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм;

  • обращайте внимание ребенка на необходимость нести ответственность за свои поступки, на возможность исправить содеянное, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы;

  • подавайте положительный пример ребенку своим поведением;

  • объясняйте ребенку «цену денег», рассказывайте, за что мама и папа получают на работе деньги, как и на что они тратятся, учите планировать бюджет, совершать покупки.


8…Сквернословит


Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова? Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей.

Причины сквернословия:

  • бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста);

  • повторение часто употребляемых ругательств за другими людьми из-за их заразительной эмоциональности; это способ выразить свои чувства (дошкольный и младший школьный возраст);

  • стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст);

  • желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст).


! Стратегия поведения родителей:

1) объясните, что ругань является частью нашего языка, но не следует навязывать ее тем, кого она оскорбляет;
2) скажите, что вы знаете о существовании и значении бранных слов, но они вам не нравятся;
4) обратите внимание ребенка на то, что в вашей семье не принято употреблять такие слова;
5) предложите выразить свои чувства другими словами.

Бесполезно:
1) ругать или запрещать;
2) бить по губам или заставлять мыть рот с мылом.

Полезно:

1) следить за собственной речью — если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
2) объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае — когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов;
3) научить справляться с отрицательными эмоциями;
4) научить реагировать на чужую грубость или агрессию.


9…Разрушает и ломает игрушки, предметы и мебель


Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо, в том числе топанье ногами, хлопанье дверью, разбрасывание вещей, порча имущества. Некоторые дети рвут книги, ломают мебель и даже устраивают поджоги.

Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса». Например, ребенок, которому взрослый не разрешил смотреть телевизор, не пустил гулять, потребовал выполнения домашних заданий, как правило, не осмеливается открыто проявить свой гнев и «переносит» всю свою злобу на другой объект, попавшийся под руку.

Нередко такое поведение демонстрируют дети, уставшие от запретов и чувствующие сильную агрессию против взрослых. Порой дети из чувства зависти и стремления самоутвердиться уничтожают что-либо, созданное другими людьми (детьми).

Чаще всего в основе желания ломать, портить и разрушать лежат неуверенность в себе и вражда по отношению к людям.


! Стратегия поведения родителей:

  • высказывайте недовольство и раздражение поведением ребенка в достаточно мягкой форме, объясняйте, почему вы не одобряете такого поведения;

  • силовое принуждение ребенка к повиновению может вызвать еще большее стремление к разрушениям;

  • каждый раз предлагайте ребенку устранить учиненный им разгром: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому сможешь привести все в порядок»);

  • не заменяйте сломанные ребенком предметы новыми и не спешите убирать обломки — пусть последствия поведения будут наглядно видны.


10…Дерется

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

Почему не следует использовать телесные наказания:

  • ребенок может стать робким, нерешительным, неуверенным, пессимистичным;

  • ребенок может начать бояться взрослых; со временем неприязнь может перейти в ненависть;

  • телесные наказания — это модель агрессивного поведения. Дети могут подражать наказывающим их взрослым.


! Стратегия поведения родителей:

Обращение с детьми до вспышки агрессии:
1) отвлечь, предложить ребенку интересное занятие;
2) предложить ребенку игрушку, которую можно мять или кусать;
3) физически удержать от нападения;
4) дать детям возможность самим разобраться в конфликте (взрослые контролируют события, но не выступают арбитрами).

Обращение с детьми после вспышки агрессии:
1) сказать резкое слово драчуну и утешить пострадавшего. Не следует насильно принуждать ребенка к извинению;
2) удалить ребенка из комнаты на 1–2 минуты в знак своего неодобрения;
3) ограничить внимание, уделяемое агрессивному ребенку;
4) если используется наказание (лишение игры на компьютере), то оно должно следовать непосредственно за проступком и быть недолгим по времени — ребенок быстро забудет причину наказания, а гнев и обида на взрослых останутся;
5) не отвечать агрессией на агрессию;
6) терпеливо объяснять ребенку, чем неправильно его поведение.

Успехов Вам и Вашему ребёнку!

Педагог-психолог МАОУ СОШ № 215 Творогова Т.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!