СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что где находится

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что где находится»

Занятие 4. Что где находится?

Новая задача - обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенка необходимо научить выполнять задания (типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сиде­ла Таня, а сзади - Коля».

Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамидка, впереди Тани - окно, над головой Тани - лампа».

Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок постоянно оказывается перед необходи­мостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны для дошколь­ников.

В заданиях типа «Угадай, где что находится» можно ис­пользовать разнообразный материал: привлекательные игруш­ки, картинки, расположенные в определенной последователь­ности. Дети определяют, что находится перед ними, позади них, справа, слева, вверху, внизу.

Следует отметить, что если мы прибегаем к помощи или контролю со стороны других детей, то местоположение их должно быть таким же.

В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.

Игра «Отгадай, кто где стоит». Перед детьми - несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.

Игра «Что изменилось?». На столе лежит несколько пред­метов. Дети запоминают, как расположены предметы по от­ношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

Игра «Найди похожую». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним - мартышка, последним - мишка» или «В середине -большой чайник, справа от него - голубая чашка, слева - ро­зовая чашка».

Игра «Расскажи про свой узор». У каждого ребенка кар­тинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как рас­полагаются элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - треуголь­ник.

Можно дать задание - рассказать об узоре, который они ри­совали на занятии по рисованию. Например, в середине - боль­шой круг, от него отходят лучи, в каждом углу - цветы, вверху и внизу - волнистые линии, справа и слева - по одной волни­стой линии с листочками и т. д.

Игра «Художники». Игра предназначена для развития ори­ентировки в пространстве, закрепления терминов, определяю­щих пространственное расположение предметов, дает пред­ставление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.

Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вме­сте продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе карти­ны, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избуш­ку (изображение должно быть простым и узнаваемым), вверху, на крыше дома - трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.

В этой же группе развивается у детей умение изменять на­правление во время движения. Этому также помогают дидак­тические игры.

Игра «Найди игрушку». «Ночью, когда в группе никого не было,- говорит воспитатель,- к нам прилетал Карлсон и при­нес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет зада­ние, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, за шторой находит матрешку.

Игра «Путешествие по комнате». Буратино с помощью ве­дущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделать три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направ­ление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.

Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».

В развитии пространственных ориентировок, кроме специ­альных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют прогулки, подвижные игры, физкультурные упражне­ния, музыкальные занятия, занятия по изобразительной дея­тельности, различные режимные моменты (одевание, раздева­ние, дежурства), бытовая ориентировка детей не только в сво­ей групповой комнате или на своем участке, но и в помещении всего детского сада.

Цель: развивать пространственные представления детей, тренировать в употреблении слов: налево, направо, вверх, вниз, над, между, возле, впереди, сзади и т.д., учить отвечать на во­просы: где находится, в какую сторону перемещается (смотрит, движется)?

Актуализация опорных знаний. В устной работе повтори­те слова, указывающие расположение предметов. Особенно -слева и справа. Пусть дети покажут правую и левую руку. Рас­ставят слева одни предметы, а справа - другие. Можно прове­сти игру на внимание «Съедобное-несъедобное». Если учитель называет съедобное - поднимают правую руку, а несъедоб­ное - левую.

Задание 1. Работая по картинке, определите местораспо­ложения предметов относительно других, как на предыдущем уроке. Задавайте вопросы такого вида:

- Покажи птичек, которые находятся над девочкой, на руке девочки. А теперь скажи, сколько воробышков находится перед скамейкой.

Необходимо добиваться полного ответа. Затем задавайте вопросы, связанные с направлением движения:

- В какую сторону пробегает собака? В какую сторону ле­тит самолет?

Если ребенок затрудняется, попросите его повторить за вами, например: «Собака пробегает направо». «Самолет летит налево».

Можно провести игру: «Угадай, какой предмет находится за моей спиной, что лежит на столе, что лежит справа на ваших партах и т.д.»

Задание 2. Нарисуй путь улитки, используя обозначе­ния слева.

Придумай и запиши свой путь карандашом другого цвета. Нарисуй такие стрелки справа. Прежде чем приступить к вы­полнению задания, необходимо познакомить детей со схемами:

→ - направление вправо

↓ - направление вниз

←- направление влево

↑ - направление вверх

Одна точка - направление в одну клетку, две клетки - на­правление в две клетки и т.д.

В раздаточном материале (Т. № 5) дан разлинованный ква­драт, слева от квадрата схематично улитка, необходимо по схе­ме пройти путь улитки к дому. Затем дети придумывают свой схематичный путь карандашом другого цвета и прокладывают свою дорогу к цветочку улитки. При рисовании дети должны проговаривать путь улитки. Например: «Улитка проползла 2 клетки влево •• , одну клетку вниз • , путь рисуется стрелочка­ми.

Если на предыдущем занятии такая же работа проводилась устно, дети легче воспримут задание.

Задание 3 развивает зрительное воображение. Прежде чем дать задание, проведите работу с раздаточным материалом (Т. № 2, 3). Выложите 2-3 фигуры на столе. Затем наложите их друг на друга. Проверьте, правильно ли дети понимают слова -низ, середина, верх. Что мы увидим сверху, когда одна фигура находится внизу, другая посередине, а третья вверху?

— Представьте себе, что получится, если наложить эти фи­гуры друг на друга. Какой рисунок получится, если положить эти фигуры друг на друга?

Ответ: на верхней строке: красный квадрат с зеленым угол­ком. На нижней строке: красный круг в синем квадрате.

Задание 4. Заштрихуй по образцу.

На этом и последующих уроках используется математи­ческая пропись для развития моторики руки. Задания могут быть выполнены выборочно в индивидуальном для каждого ребенка темпе.