СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что изучает фонетика.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие о фонетике как о разделе языкознания.

Научить пользоваться элементарными знаками фонетической транскрипции при передаче устной речи на письме.

Просмотр содержимого документа
«Что изучает фонетика.»

Что изучает фонетика

Что изучает фонетика

Понятие о фонетике Звучащая речь ,звуковые единицы языка изучаются в особом разделе языкознания, который называется фонетикой. Есть звуки ,которые помогают различать значения слов. Таких звуков в русском языке 42 (6 гласных и 36 согласных). Вот их и изучает фонетика.

Понятие о фонетике

  • Звучащая речь ,звуковые единицы языка изучаются в особом разделе языкознания, который называется фонетикой.
  • Есть звуки ,которые помогают различать значения слов. Таких звуков в русском языке 42 (6 гласных и 36 согласных). Вот их и изучает фонетика.
 Фонетика звуки слоги гласные согласные закрытые открытые безударные мягкие твёрдые ударные звонкие глухие

Фонетика

звуки

слоги

гласные

согласные

закрытые

открытые

безударные

мягкие

твёрдые

ударные

звонкие

глухие

Характеристика звуков Всегда звонкие (сонорные):  [л], [м], [н], [р], [й’] Всегда глухие : [х], [ц], [ч’], [щ’] Всегда твёрдые : [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие : [ч’], [щ’], [й’]

Характеристика звуков

  • Всегда звонкие (сонорные):

[л], [м], [н], [р], [й’]

  • Всегда глухие : [х], [ц], [ч’], [щ’]
  • Всегда твёрдые : [ж], [ш], [ц]
  • Всегда мягкие : [ч’], [щ’], [й’]
Фонетический разбор слова Яблоко -6 букв, 7 звуков -[й’аблака] Я [й’]-согласный, звонкий (сонорный), мягкий  [а]  гласный, ударный б  [б]  согласный, звонкий парный, твёрдый л  [л]  согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый о  [а]  гласный, безударный  к  [к]  согласный, глухой парный, твёрдый о  [а]  гласный, безударный

Фонетический разбор слова

  • Яблоко -6 букв, 7 звуков -[й’аблака]
  • Я [й’]-согласный, звонкий (сонорный), мягкий

[а] гласный, ударный

  • б [б] согласный, звонкий парный, твёрдый
  • л [л] согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый
  • о [а] гласный, безударный
  • к [к] согласный, глухой парный, твёрдый
  • о [а] гласный, безударный
Звуки гласные и согласные 1. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке. Какие слова получились?  Лён, лей , люк, ток , шёл , шей. 2.Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?  Вол - вёл, плоты – плоды, супы – зубы

Звуки гласные и согласные

1. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке. Какие слова получились?

Лён, лей , люк, ток , шёл , шей.

2.Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол - вёл, плоты – плоды, супы – зубы

1.Прочитайте вслух стихотворение С.Я.Маршака. Сколько раз вы произнесете звук [о]? А сколько в этом стихотворении букв о? Почему такая разница? Дорого вовремя время, Времени много и мало. Долгое время – не время, Если оно миновало. 2.Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука. Галерея, оазис, фойе, филиал, статуя, фиалка, союз, сауна, лауреат, баюшки-баю, майолика.

1.Прочитайте вслух стихотворение С.Я.Маршака. Сколько раз вы произнесете звук [о]? А сколько в этом стихотворении букв о? Почему такая разница?

Дорого вовремя время,

Времени много и мало.

Долгое время – не время,

Если оно миновало.

2.Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Галерея, оазис, фойе, филиал, статуя, фиалка, союз, сауна, лауреат, баюшки-баю, майолика.

Понятно ли о чём идёт речь в предложениях? На берегу реки мы увидели зелёный лу[г]. По дороге домой я увидел пру[т]. Он открыл было ро[т], чтобы сказать: «Я знаю, что ро[т] Пасленов отличается многообразием».

Понятно ли о чём идёт речь в предложениях?

  • На берегу реки мы увидели зелёный лу[г].
  • По дороге домой я увидел пру[т].
  • Он открыл было ро[т], чтобы сказать: «Я знаю, что ро[т] Пасленов отличается многообразием».
Запишите звуки, с помощью которых можно словесно изобразить: шум леса ________________________ , полет шмеля_____________________ . Введите звуки в слова, а слова в предложения таким образом, чтобы сохранить характерное в данных случаях звучание.
  • Запишите звуки, с помощью которых можно словесно изобразить:

шум леса ________________________ ,

полет шмеля_____________________ .

  • Введите звуки в слова, а слова в предложения таким образом, чтобы сохранить характерное в данных случаях звучание.
Проверь себя Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? На какие две группы делятся звуки речи? Какие органы речи участвуют в образовании звуков? В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков? Каких звуков больше: гласных или согласных?

Проверь себя

  • Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
  • На какие две группы делятся звуки речи?
  • Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
  • В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
  • Каких звуков больше: гласных или согласных?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя