СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Что изучает фонетика?". 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся открыли для себя, сколько обозначено в русском языке фонем и доказали, что всех звуков  не пересчитать.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Что изучает фонетика?". 5 класс.»

Урок русского языка  Что такое …?  Отгадайте загадку? Его не видно, в руки не взять,  но зато слышно.

Урок русского языка Что такое …? Отгадайте загадку?

  • Его не видно, в руки не взять,

но зато слышно.

Какое значение звука рассматривается с точки зрения науки о языке (лингвистики) ? Значение звука 1) Муз. Наименьший структурный элемент, обладающий определённой высотой, громкостью, длительностью, тембром 2) Воспринимаемое органами слуха ощущение, которое вызывается определёнными колебательными движениями частиц окружающей среды (звуки голоса, звуки выстрела)  3) Отдельный простой элемент произносимого слова,  звучайщей речи 4) Колебательное движение материальных частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн.

Какое значение звука рассматривается с точки зрения науки о языке (лингвистики) ?

Значение звука

1) Муз. Наименьший структурный элемент, обладающий определённой высотой, громкостью, длительностью, тембром

2) Воспринимаемое органами слуха ощущение, которое вызывается определёнными колебательными движениями частиц окружающей среды (звуки голоса, звуки выстрела)

3) Отдельный простой элемент произносимого слова,

звучайщей речи

4) Колебательное движение материальных частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн.

 В каком разделе языкознания будет рассматриваться звук как элемент звучащей речи? Графика Орфоэпия Фонетика Морфология Синтаксис Пунктуация Лексика Фразеология Морфемика

В каком разделе языкознания будет рассматриваться звук как элемент звучащей речи?

  • Графика
  • Орфоэпия
  • Фонетика
  • Морфология
  • Синтаксис
  • Пунктуация
  • Лексика
  • Фразеология
  • Морфемика
Что же изучает фонетика? А Б В Г Е Ё Ж З … ? Придумайте высказывание о буквах в прямом или в переносном значении.  Как изобразили буквы?

Что же изучает фонетика?

  • А Б В Г Е Ё Ж З … ?
  • Придумайте высказывание о буквах в прямом или в переносном значении.

Как изобразили буквы?

«Буквы построили в ряд» «Буквы изобразили по росту»  «Буквы все в строю»  Для фонем придумали алфавит, перечень букв,  обозначающих звуки. А, Б, В, Г, Д, … … . … 33 буквы

«Буквы построили в ряд» «Буквы изобразили по росту» «Буквы все в строю» Для фонем придумали алфавит, перечень букв, обозначающих звуки.

А, Б, В, Г, Д, …

… .

… 33 буквы

Фонетика  Раздел языкознания,  изучающий звуковой строй языка (звуковой состав языка) называется фонетикой.

Фонетика

Раздел языкознания,

изучающий звуковой строй языка

(звуковой состав языка)

называется фонетикой.

Звуки помогают различить слова по смыслу Закричал охотник: Ой? Двери гонятся за мной! Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке! Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом

Звуки помогают различить слова по смыслу

  • Закричал охотник: Ой?
  • Двери гонятся за мной!
  • Посмотрите-ка, ребятки,
  • Раки выросли на грядке!
  • Тает снег. Течет ручей.
  • На ветвях полно врачей.
  • Старый дедушка Пахом
  • На козе скакал верхом
Меняем один звук , а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. р аки – м аки ко з е -ко н е

Меняем один звук , а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу.

р аки – м аки

ко з е -ко н е

Небылица На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами

Небылица

  • На пожелтевшую траву
  • Роняет лев свою листву.
  • Мама с бочками пошла
  • По дороге вдоль села.
  • Синеет море перед нами,
  • Летают майки над волнами
Ученый лингвист  Иван Александрович  Бодуэн де Куртенэ Звуки-смыслоразличители . Фонема. Название Красивое имя Термин Определение

Ученый лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ

  • Звуки-смыслоразличители . Фонема.
  • Название
  • Красивое имя
  • Термин
  • Определение
Позиции фонем.  Сколько букв? Сколько звуков? Гласные звуки Согласные глухие звуки Согласные звонкие звуки Всегда мягкие звуки Всегда твердые звуки Шипящие звуки

Позиции фонем. Сколько букв? Сколько звуков?

  • Гласные звуки
  • Согласные глухие звуки
  • Согласные звонкие звуки
  • Всегда мягкие звуки
  • Всегда твердые звуки
  • Шипящие звуки
Какие определим позиции гласных фонем, если гласных букв – 10 (6) [а] вода, … змея [йа] [o] полка, … ружьё [йо]  [у] брошюра, … южный [ йу] [э] дело, … ехать [йэ ] [и] удивляться едва [йи] [ы] жить, …

Какие определим позиции гласных фонем, если гласных букв – 10 (6)

  • [а] вода, … змея [йа]
  • [o] полка, … ружьё [йо]

[у] брошюра, … южный [ йу]

  • [э] дело, … ехать [йэ ]
  • [и] удивляться едва [йи]
  • [ы] жить, …
Какие определим позиции согласных фонем ? Согласные глухие [ к, п, с, т, ш, ф, х, ц, щ.ч ] Согласные звонкие [б, в, г, д, л, м, н, р, й ] Всегда мягкие [ ч, щ, й] Всегда твердые [ ж, / но в словах вожжи, дрожжи – наблюдается мягкий [ж ] /, ш, ц ] Шипящие [ ш, ж, ч, щ ]  Сколько же вместе гласных и согласных фонем? - 42 ? 45? или 47? посчитайте, учитывая все позиции: по глухости и звонкости, по мягкости и твердости, только мягкий звонкий, только глухой твердый, только шипящий мягкий и т.д.

Какие определим позиции согласных фонем ?

  • Согласные глухие [ к, п, с, т, ш, ф, х, ц, щ.ч ]
  • Согласные звонкие [б, в, г, д, л, м, н, р, й ]
  • Всегда мягкие [ ч, щ, й]
  • Всегда твердые [ ж, / но в словах вожжи, дрожжи – наблюдается мягкий [ж ] /, ш, ц ]
  • Шипящие [ ш, ж, ч, щ ]

Сколько же вместе гласных и согласных фонем? - 42 ? 45? или 47? посчитайте, учитывая все позиции: по глухости и звонкости, по мягкости и твердости, только мягкий звонкий, только глухой твердый, только шипящий мягкий и т.д.

Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Как погрузиться в этот мир и разобраться в нем? Можно ли сосчитать все звуки? Минутка отдыха. Послушаем птиц!

Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих.

Как погрузиться в этот мир и разобраться в нем?

Можно ли сосчитать все звуки?

Минутка отдыха. Послушаем птиц!

Птица волчок Голос – резкое «Ке-ке-ке»

Птица волчок

Голос – резкое «Ке-ке-ке»

Лебедь-кликун  Голос – звонкий трубный крик «гонго-го… гонго-го»

Лебедь-кликун

Голос – звонкий трубный крик

«гонго-го… гонго-го»

Полевой лунь Голос – высокое «ги-ги-ги» или протяжное, дребезжащее «пи-ээррь»

Полевой лунь

Голос – высокое «ги-ги-ги» или протяжное, дребезжащее «пи-ээррь»

Водяной пастушок Голос – сильное, визгливое и повторяющееся «уить-уить-уить » или резкое «тильк»

Водяной пастушок

Голос – сильное, визгливое и повторяющееся «уить-уить-уить » или резкое «тильк»

Золотистая ржанка Заунывный громкий свист «тююю…тююю»

Золотистая ржанка

Заунывный громкий свист «тююю…тююю»

Чибис Голос крикливый – «чьи-вы, чьи-вы»

Чибис

Голос крикливый –

«чьи-вы, чьи-вы»

Черныш Голос – очень звонкая трель «ти-ти-ти-тиви-тивии»

Черныш

Голос – очень звонкая трель

«ти-ти-ти-тиви-тивии»

Щеголь Голос свистовой крик «тю-ви-виу, тик-тик-тик, тю-ви-виу»

Щеголь

Голос свистовой крик

«тю-ви-виу, тик-тик-тик,

тю-ви-виу»

Серебристая чайка Голос - в полете хохочущие  «ха-га-га» или напоминающее мяуканье «кьаау-кьаау»

Серебристая чайка

Голос - в полете хохочущие

«ха-га-га» или напоминающее мяуканье «кьаау-кьаау»

Моёвка Голос - звонкий крик «китти-вей… китти-вей» или «йа-йа-йа»

Моёвка

Голос - звонкий крик «китти-вей… китти-вей» или «йа-йа-йа»

Вальдшнеп Издаёт далеко слышные звуки «тсиик-тсиик-тсиик», «хорк-хорк-хорк»

Вальдшнеп

Издаёт далеко слышные звуки

«тсиик-тсиик-тсиик»,

«хорк-хорк-хорк»

Городская ласточка Голос – громкое «тиррчт-тиррчт»

Городская ласточка

Голос – громкое «тиррчт-тиррчт»

Береговая ласточка Голос – негромкое «чирр-чирр»

Береговая ласточка

Голос – негромкое «чирр-чирр»

Деревенская ласточка Голос - звонкое «тви-вит» и щебетанье

Деревенская ласточка

Голос - звонкое «тви-вит» и щебетанье

Свиристель Голос – нежное «свирири-свирири»

Свиристель

Голос – нежное

«свирири-свирири»

Певчий дрозд Голос – резкое «циии» и звучная песня

Певчий дрозд

Голос – резкое «циии»

и звучная песня

Зяблик Голос – звонкая песня «пиньк-пиньк» и громкая трель «фью-фью-фью-ля-ля-ля-ди-ди-ди-ви-чиу»

Зяблик

Голос – звонкая песня «пиньк-пиньк» и громкая трель «фью-фью-фью-ля-ля-ля-ди-ди-ди-ви-чиу»

Литература 1. Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц. Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1988.

Литература

1. Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц. Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1988.

На территории нашей страны обитают более 700 видов птиц А сколько можно предположить звуков , которые они издают?!

На территории нашей страны обитают более 700 видов птиц

А сколько можно предположить звуков , которые они издают?!

Языкознание Ученый лингвист  Иван Александрович  Бодуэн де Куртенэ Звуки-смыслоразличители . Фонема. Название Красивое имя Термин Определение

Языкознание

  • Ученый лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ
  • Звуки-смыслоразличители . Фонема.
  • Название
  • Красивое имя
  • Термин
  • Определение