1.Дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации, как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.
2.Развить у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе.
3.Воспитать у учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | Девиз урока: «Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!» | Включаются в учебную деятельность. |
Урок начнем с проговаривания скороговорки (которая необходима нам для развития нашей речи): Три дроворуба на трех дворах дрова рубят. – Вы начать урок готовы? – Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! | Коллективно читают девиз урока и проговаривают скороговорку. |
– А поможет в этом нам хорошее настроение! | Обучающиеся получают эмоциональный настрой. |
2. | Открытие нового знания. Создание проблемной ситуации. | Итак, ребята, перед нами слова, которые необходимо прочитать: И, достался, меткий, язык, во, могучий, поистине, русский, самый, владение, волшебный, нам, любовь, к, языку, своей, невозможна, без, стране, своему, любви. | Чтение слов на доске вслух. |
Как вы думаете, для чего нам нужны сегодня эти слова? Есть ли смысл в том, что здесь записано? | Обучающиеся предлагают свои варианты ответов. Можно разделить эти слова на группы по частям речи: 1 группа – ГЛАГОЛЫ: достался; 2 группа – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: язык, владение, любовь, языку, стране, любви; 3 группа – МЕСТОИМЕНИЯ: самый, нам, своей, своему; 4 группа – ПРЕДЛОГИ: во, к, без; 5 группа – СОЮЗЫ: и; 6 группа – НАРЕЧИЯ: поистине; 7 группа – ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: меткий, могучий, волшебный, русский, невозможна. Можно разделить эти слова на две группы: 1 группа – служебные части речи: Во, к, без, и. 2 группа – самостоятельные части речи: Достался, язык, владение, любовь, языку, стране, любви, самый, нам, своей, своему, поистине, меткий, могучий, волшебный, русский, невозможна. |
А какую работу еще можно проделать с этими словами? Перед нами зашифрован текст. Что необходимо сделать, чтобы составить тест из слов? (Необходимо соединить друг с другом данные слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке.) И вот что получилось. Нам достался во владение самый меткий могучий и поистине волшебный русский язык любовь к своей стране невозможна без любви к своему языку | Можно составить предложения из данных слов. |
Что-то затрудняет чтение текста? Чего же в нем недостает? | Не хватает знаков препинания. |
Нам достался во владение самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Любовь к своей стране невозможна без любви к своему языку. | Обучающиеся читают текст с интонацией, соблюдая знаки препинания. |
Что же помогло связать слова в предложении? И почему это предложения, а в целом текст? Итак, как же составляется предложение? Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется? («Синтаксис».) Записываем опорные слова. Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется… «пунктуация». Физкульминутка | Предложение, т.к. несет информацию, слова связаны по смыслу и грамматически. Что сделали, чтобы получилось предложение? (соединили по смыслу, изменили форму слова). Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация, смысл. |
Знакомство с понятием «Синтаксис» и «Пунктуация». | Обучающиеся записывают в тетрадь термины и их значение: Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок») Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, типы предложений и их строения. Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»). Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки. |
Запомните! Изучая синтаксис, вы узнаете, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, т.е. по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация. | |
Какие знаки препинания вы знаете? | Перечисляют знаки препинания, которые они знают. |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ . – точка ? – вопросительный знак ! – восклицательный знак … – многоточие , – запятая ; – точка с запятой : – двоеточие - – тире ( ) – скобки двойные (круглые) « » – кавычки двойные | |
4. | Развитие учебно-языковых умений. | Графический диктант. Я читаю стихотворение С. Маршака «Знаки препинания», ваша задача записать только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении: | |
С. Маршак Знаки препинания (отрывок) У последней ТОЧКИ На последней строчке Собралась компания Знаков препинания Прибежал Чудак ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: – Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: – Кто? Кого? Откуда? Как? Явились ЗАПЯТЫЕ, Девицы завитые, Живут они в диктовке На каждой остановке. Прискакало ДВОЕТОЧИЕ, Прикатило МНОГОТОЧИЕ, И прочие, И прочие, И прочие… Заявили запятые: – Мы – особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. Отозвалась с той же строчки Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ: – Если нет над вами точки Запятая-знак пустой! Двоеточие, мигая, закричало: - Нет, постой, я важней, чем запятая или точка с запятой, Потому что я в два раза больше точки одноглазой, В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу. Но сказало многоточие, еле глазками ворочая: - если вам угодно знать, я важней, чем прочие, Там, где нечего сказать, ставят многоточие… Вопросительный знак удивился: - То есть как? Восклицательный знак возмутился: - То есть как! И сказала Точка, Точка- одиночка: - Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас. Согласны ли вы с мнением Точки? Можно ли обойтись одним знаком препинания? Почему? Можно ли вообще обойтись без знаков препинания? Работа с учебником. Упр.385 | Обучающиеся слушают стихотворение С. Маршака, выписывают знаки препинания, о которых идет речь в стихотворении. Ученик работает у доски. (От знаков препинания зависит смысл текста. Неправильная постановка знака или его пропуск могут привести к ошибочному восприятию смысла написанного.) Устная работа. |
– Сколько вы записали знаков препинания? – А их 10. Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их. Из истории знаков препинания. | 7 знаков препинания. «…» - ( ) Короткие сообщения учащихся. |
Работа с текстом. Запишите текст, раскрывая скобки и устанавливая нужные связи слов. Докажите, что все слова в предложении связаны грамматически и по смыслу. Писатель И.С.Соколов – Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов² о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной. Что помогло писателю хорошо знать природу? | Обучающиеся списывают текст, раскрывая скобки и устанавливая нужные связи слов. Учащиеся находят грамматическую основу предложения, задают вопросы к второстепенным членам предложения. Работа у доски. |
| Два обучающихся читают текс, объясняя свой выбор, остальные – проверяют. |
Работа со связным текстом. Всю ночь мшары дышали л…карственным зап…хом мокрого мха, к…ры, черных коряг. К утру дождь пр…шел. Мы св…рнули п…латку, взв…лили на себя рюкза- ки и пошли. Мшары заросли брусникой, мхом. Н..га т…нула в з…леных, серых мхах по самое колено. (Мшары- огромные болота в Мещерском крае.) О чем этот текст? Какова его основная мысль? Найдите ключевые слова. Обратите внимание на знаки препинания. Сколько предложений в тексте? Какой знак помогает нам понять, что предложение закончено? Какие еще знаки конца предложения вы знаете? | Читают тест, отвечают на вопросы. |
Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы. | Списывают текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы. Два обучающихся читают текс, объясняя свой выбор, остальные – проверяют. |
5. | Рефлексия. | Что нового вы узнали на уроке? Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение? Что изучает пунктуация? Что показалось трудным на уроке? Что легким? Вспомним уроки риторики и ответим на вопрос: «Какие два основных правила слушания мы соблюдали сегодня на уроке?» А сейчас немного поиграем. Записывается первая буква слова- ответа: • часть речи, обозначающая предмет; • падеж, отвечающий на вопрос кто?; • неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?; • название падежа, который отвечает на вопрос кем?; • слова, противоположные по значению; • часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов; • морфема, стоящая между корнем и окончанием; • самый распространенный союз; • звук, который мы слышим на конце слова груз. (Синтаксис.) | Обучающиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы. |
6. | Домашнее задание. | По аналогии придумайте задания, чтобы разгадать слово «пунктуация». Написать сочинение-миниатюру о разделах науки о языке «Синтаксис» и «Пунктуация». | Открывают дневники, записывают домашнее задание. |