СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что изучают синтаксис и пунктуация

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что изучают синтаксис и пунктуация»



Урок русского языка в 5классе.

Тема урока. Что изучает синтаксис и пунктуация.

Цели урока.

1.Дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации, как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.

2.Развить у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе.

3.Воспитать у учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы.

УУД

Предметные: знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Знать, чем отличается слово от предложения. Иметь представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения. Научиться использовать знания о синтаксисе и пунктуации при работе с текстом.

Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксических единиц.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.

Метод: проблемно-диалогический.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности

(включение в учебную деятельность)

Девиз урока:

«Учись, смекай, активным будь! 
И к знаниям откроешь путь!»

Включаются в учебную деятельность.

Урок начнем с проговаривания скороговорки (которая необходима нам для развития нашей речи):

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

– Вы начать урок готовы?

– Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Коллективно читают девиз урока и  проговаривают скороговорку.

– А поможет в этом нам хорошее настроение!

Обучающиеся получают эмоциональный настрой.

2.

Открытие нового знания. Создание проблемной ситуации.

Итак, ребята,  перед нами слова, которые необходимо прочитать:



И, достался, меткий, язык, во, могучий, поистине, русский, самый, владение, волшебный, нам, любовь, к, языку, своей, невозможна, без, стране, своему, любви.

Чтение слов на доске вслух.

Как вы думаете, для чего нам нужны сегодня эти слова? Есть ли смысл в том, что здесь записано?

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Можно разделить эти слова на группы по частям речи:

1 группа – ГЛАГОЛЫ: достался;

2 группа – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: язык, владение, любовь, языку, стране, любви;

3 группа – МЕСТОИМЕНИЯ: самый, нам, своей, своему;

4 группа – ПРЕДЛОГИ: во, к, без;

5 группа – СОЮЗЫ: и;

6 группа – НАРЕЧИЯ: поистине;

7 группа – ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: меткий, могучий, волшебный, русский, невозможна.

Можно разделить эти слова на две группы:

1 группа – служебные части речи:

Во, к, без, и.

2 группа – самостоятельные части речи:

Достался, язык, владение, любовь, языку, стране, любви, самый, нам, своей, своему, поистине, меткий, могучий, волшебный, русский, невозможна.




А какую работу еще можно проделать с этими словами?

Перед нами зашифрован текст. Что необходимо сделать, чтобы составить тест из слов? (Необходимо соединить друг с другом данные слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке.)

И вот что получилось.

Нам достался во владение самый меткий могучий и поистине волшебный русский язык любовь к своей стране невозможна без любви к своему языку




Можно составить предложения из данных слов.

Что-то затрудняет чтение текста?

Чего же в нем недостает?

Не хватает знаков препинания.

Нам достался во владение самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Любовь к своей стране невозможна без любви к своему языку.


Обучающиеся читают текст с интонацией, соблюдая знаки препинания.

Что же помогло связать слова в предложении? И почему это предложения, а в целом текст?

Итак, как же составляется предложение?

Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется? («Синтаксис».)

Записываем опорные слова.




Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется… «пунктуация».

Физкульминутка

Предложение, т.к. несет информацию, слова связаны по смыслу и грамматически.
Что сделали, чтобы получилось предложение? (соединили по смыслу, изменили форму слова).




Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация, смысл.

Знакомство с понятием «Синтаксис» и «Пунктуация».

Обучающиеся записывают в тетрадь термины и их значение:

Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, типы предложений и  их строения.

Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»).

Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.

Запомните! Изучая синтаксис, вы узнаете, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, т.е. по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.

 

Какие знаки препинания вы знаете?

Перечисляют знаки препинания, которые они знают.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

. – точка
? – вопросительный знак
! – восклицательный знак
… – многоточие
, – запятая
; – точка с запятой
: – двоеточие
- – тире
( ) – скобки двойные (круглые)
« » – кавычки двойные

4.

Развитие учебно-языковых умений.

Графический диктант.

Я читаю стихотворение С. Маршака «Знаки препинания», ваша задача записать только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении:

 

С. Маршак 

Знаки препинания (отрывок)

У последней ТОЧКИ
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал Чудак
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:
– Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились ЗАПЯТЫЕ,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало ДВОЕТОЧИЕ,
Прикатило МНОГОТОЧИЕ,
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые:
– Мы – особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки
Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ:
– Если нет над вами точки
Запятая-знак пустой!

Двоеточие, мигая, закричало:
- Нет, постой, я важней, чем запятая или точка с запятой,
Потому что я в два раза больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.
Но сказало многоточие, еле глазками ворочая:
- если вам угодно знать, я важней, чем прочие,
Там, где нечего сказать, ставят многоточие…
Вопросительный знак удивился:
- То есть как?
Восклицательный знак возмутился:
- То есть как!
И сказала Точка, Точка- одиночка:
- Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас.

Согласны ли вы с мнением Точки?
Можно ли обойтись одним знаком препинания? Почему? Можно ли вообще обойтись без знаков препинания?







Работа с учебником. Упр.385

Обучающиеся слушают стихотворение С. Маршака, выписывают знаки препинания, о которых идет речь в стихотворении. Ученик работает у доски.


















































(От знаков препинания зависит смысл текста. Неправильная постановка знака или его пропуск могут привести к ошибочному восприятию смысла написанного.)







Устная работа.

– Сколько вы записали знаков препинания?

– А их 10. Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их.



Из истории знаков препинания.

7 знаков препинания.

«…»    -       (    )



Короткие сообщения учащихся.

Работа с текстом.

Запишите текст, раскрывая скобки и устанавливая нужные связи слов.



Докажите, что все слова в предложении связаны грамматически и по смыслу.




Писатель И.С.Соколов – Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов² о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной.

Что помогло писателю хорошо знать природу?

Обучающиеся списывают текст, раскрывая скобки и устанавливая нужные связи слов.



Учащиеся находят грамматическую основу предложения, задают вопросы к второстепенным членам предложения.

Работа у доски.

 

Два обучающихся читают текс, объясняя свой выбор, остальные – проверяют.

Работа со связным текстом.

Всю ночь мшары дышали л…карственным зап…хом мокрого мха, к…ры, черных коряг. К утру дождь пр…шел. Мы св…рнули п…латку, взв…лили на себя рюкза- ки и пошли. Мшары заросли брусникой, мхом. Н..га т…нула в з…леных, серых мхах по самое колено.

(Мшары- огромные болота в Мещерском крае.)

О чем этот текст? Какова его основная мысль? Найдите ключевые слова.

Обратите внимание на знаки препинания.

Сколько предложений в тексте?

Какой знак помогает нам понять, что предложение закончено?

Какие еще знаки конца предложения вы знаете?

Читают тест, отвечают на вопросы.

Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы.

Списывают текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы.

Два обучающихся читают текс, объясняя свой выбор, остальные – проверяют.

5.

Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?

Что изучает пунктуация?

Что показалось трудным на уроке? Что легким?

Вспомним уроки риторики и ответим на вопрос: «Какие два основных правила слушания мы соблюдали сегодня на уроке?»

А сейчас немного поиграем.

Записывается первая буква слова- ответа:
• часть речи, обозначающая предмет;
• падеж, отвечающий на вопрос кто?;
• неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?;
• название падежа, который отвечает на вопрос кем?;
• слова, противоположные по значению;
• часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов;
• морфема, стоящая между корнем и окончанием;
• самый распространенный союз;
• звук, который мы слышим на конце слова груз. (Синтаксис.)

Обучающиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы.

6.

Домашнее задание.

По аналогии придумайте задания, чтобы разгадать слово «пунктуация».

Написать сочинение-миниатюру о разделах науки о языке  «Синтаксис» и «Пунктуация».

Открывают дневники, записывают домашнее задание.













Примечание. Сообщение подготовленных учеников «Из истории знаков препинания».
Интересно, когда появились знаки препинания?
Знаки препинания появились в конце 15 века и сформировались к концу 18 века.
• Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV в. текст писался вообще без промежутков между словами или делился на небольшие отрезки.

• Раньше всех была введена точка с 80-х годов XV в. Точка всегда ставится в конце предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом в бумагу. Оказывается, глаголы ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова.

• К концу 1 четверти XVI в. появилась запятая. Запятая служит для разделения или выделения слов, групп слов и простых предложений в составе сложного. Есть такое выражение: «вот тут-то и запятая». Здесь слово запятая употребляется в значении затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препятствие – исторически однокоренные слова.

• Появившаяся после них точка с запятой, вначале употреблялось и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

• Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатаньем. В книгах 1 половины XVI в.уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.

• В «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли «вместным» знаком.

• К концу XVIII в. стали известны тире, кавычки, многоточие. Тире или «черту» первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, назвал этот знак молчанкой.

• Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли «полуточием», восклицательный знак – «удивительным», кавычки – «пресекательным» или «отменительным знаком», а перенос – «единительным».

В течение долгих трех веков формировалась наша система знаков препинания, подбиралось точное название знаку, определялись правила постановки каждого знака. Так появилась наука пунктуация.

Синтаксис и пунктуация, как настоящие друзья, идут по стране Знаний, крепко держась за руки, и никогда не бросают друг друга.

Знаки препинания несут большую смысловую нагрузку. В истории известен такой
Известный писатель Виктор Гюго был человеком серьезным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей новой книги он захотел узнать, как идет распродажа. В. Гюго послал издателю записку, в которой вверху стоял один только знак – «?» .
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал –«!»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!