Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация»
Урок русского языка в 5 классе
- Что изучает раздел языкознания
«Синтаксис и пунктуация»?
- С какими понятиями вы познакомились при изучении раздела?
Терминологический диктант
- Словосоч..тание,
- гра..атическая основа,
- вт..рост..пенные члены предл..жения,
- п..будительное , пов..ствовательное, в..просительное,
- воскл..цательное,
- опр..деление, доп..лнение, обст..ятельство,
- одн..родные члены предл..жения,
- об..бщающее слово,
- обр..щение.
Перевал второстепенных членов
Сказуемое
Подлежащее
Большие Синтаксические
горы
Оз. Знаков препинания
Остров Синтаксис
Таможня
Указ. Кто живёт здесь? Грамотеи! Правильно писать умеем. Наш послушайте указ: Если грамотно сейчас Спишите с доски слова Да порядок наведёте В знаках препинания, Вас пропустим мы тогда – Получайте знания!
- Спишите предложения и расставьте недостающие знаки препинания.
- 1. Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь.
- 2. Белка камушки грызёт мечет золото и в груды загребает изумруды.
- 3. Пристают к заставе гости князь Гвидон зовёт их в гости.
- 4.Чем вы гости торг ведёте?
- 5. Корабельщики в ответ Мы объехали весь свет.
- 1. Дверь тихонько заскрипела , и в светлицу входит царь.
- 2. Белка камушки грызёт , мечет золото и в груды загребает изумруды.
- 3. Пристают к заставе гости , князь Гвидон зовёт их в гости.
- 4.Чем вы , гости , торг ведёте?
- 5. Корабельщики в ответ : « Мы объехали весь свет » .
Ляжет палочкой
На строчку-
Проходите
Выйдет на дорожку-
Всем
по мосточку.
Подставит ножку!
Знаки препинания
Всегда подслушать
Норовят то,
Что другие
Говорят…
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
Вечно думая Над смыслом, Изогнулся Коромыслом.
Загораживает
Путь,
Предлагает
Отдохнуть.
Выписать из предложения все словосочетания, одно из них разобрать .
1 вариант.
По утрам лужицы покрываются очень хрупким ледком.
2 вариант.
Ветер легко срывает одинокие листочки с деревьев.
Синтаксический разбор предложения с использованием цифрового кода.
1-подлежащее, 2-сказуемое, 3-дополнение 4- определение, 5-обстоятельство
- Белая туча постепенно заволакивала далёкий горизонт.
- Над городом долго стоял сплошной туман.
- Ветерок шелестит листьями и подгоняет цветные кораблики по пруду.
Из данных предложений выпишите их основы, укажите, чем выражены главные члены.
- Вышла на край леса старая волчица.
- Гранит – прочный камень.
- Хороши летом глазастые ромашки!
- Весеннее небо ясное и чистое.
- Трое лисят грелись на солнышке.
Определите предложения по цели высказывания. Расставьте знаки препинания.
1) Что же ты моя старушка приумолкла у окна
2) Спой мне колыбельную песню мамочка.
3) Два дня мы были в перестрелке.
Составьте предложение и выполните его синтаксический разбор.
- Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение, согласовать его с существительными листьями .
- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение.
- Добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской.
- Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр.
- Из предложения Эх дороги пыль да туман взять существительное, которое является обращением.
- Добавить союз и продолжить предложение однородным членом.
Укажите предложения, соответствующие схеме: [ ] , и [ ].
- Старушоночка сказала поклонилась и пропала.
- Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице.
- Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
- Закатилися глаза и она под образа головой на лавку пала.
К простым предложениям первого столбика подберите подходящее продолжение из второго столбика и составьте сложные предложения.
- Скоро сказка сказывается.
- Просыпается купец.
- Войско у царя Гороха большое.
- Старичок пустился разыскивать зайцев.
И воеводы у него отличные.
Но зайцы рассыпались по лесу, как горох.
Да не скоро дело делается.
А солнце уже взошло выше дерева стоячего.
Тест по теме «Синтаксис и пунктуация»
1. Что изучает синтаксис?
1. Что изучает пунктуация?
А. Правила написания слов
А. Звуки речи
Б. Правила написания слов
Б. Систему знаков препинания и правила их постановки
В. Словосочетания и предложения
В. Словосочетания
2 . Знаки препинания в конце предложения называются…
2. Два и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, это:
А. знаками разделения
А. словосочетание
Б. знаками завершения
Б. предложение
В. просто слова
В. Знаками выделения
3. Слово в словосочетании, к которому задается вопрос, называется…
2. Два и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, это:
А. словосочетание
А. главным
Б. зависимым
Б. предложение
4. К группе предложений по цели высказывания относятся:
В. просто слова
А. повествовательные, побудительные и вопросительные предложения
3. Слово в словосочетании, от которого задается вопрос, называется…
Б. восклицательные и невосклицательные предложения
А. главным
В. распространенные и нераспространенные предложения
Б. Зависимым
4.Грамматическая основа предложения - это…
А. главные члены предложения
Б. второстепенные члены предложения
В. словосочетания
5. К группе предложений по интонационной (эмоциональной) окраске относятся:
А. повествовательные, побудительные и вопросительные предложения
Б. восклицательные и невосклицательные предложения
В. распространенные и нераспространенные предложения
6. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние т и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? , называется…
А. Дополнение Б. Подлежащее
В. сказуемое
7. Какой знак препинания ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в И. п. ?
А. Запятая Б. Тире В. Двоеточие
5. К группе предложений по наличию второстепенных членов относятся:
А. повествовательные, побудительные и вопросительные предложения
Б. восклицательные и невосклицательные предложения
В. распространенные и нераспространенные предложения
6. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ (КАКОЙ) ПРЕДМЕТ? ЧТО ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? КТО ТАКОЙ?, называется…
А. Дополнение Б. Подлежащее
В. Сказуемое
7. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, называется…
А. Обстоятельство Б. определение
В. Дополнение
8. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета, называется…
8. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? КАК? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и обозначают место, время, способ действия, называется…
А. Обстоятельство Б. Определение
А. Обстоятельство Б. определение
В. дополнение
В. дополнение
9.Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения?
9.Если однородные члены предложения не соединены союзами или соединены союзами а, но , то между ними…
- А. главные члены предложения
- Б. второстепенные члены предложения
- В. однородные члены предложения
- А. запятая ставится
- Б. запятая не ставится
- В. ставится двоеточие
10. Если при однородных членах предложения есть обобщающее слово, то какой знак ставится после него перед однородными членами предложения?
10.Если однородные члены предложения соединены союзом и, то между ними…
- А. Запятая Б. Двоеточие В. Тире
- А. запятая ставится
- Б. запятая не ставится
- В. ставится двоеточие
11. Какими знаками препинания на письме выделяется обращение?
11. . Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью, называется…
А. вводное слово Б. Обращение
А. Запятыми Б. Двоеточием
В. Тире.
В. Имя
12.Если предложение содержит две или несколько грамматических основ, то такое предложение называется…
12.Если предложение содержит одну грамматическую основу, то такое предложение называется…
А. Простым Б. сложным
А. Простым Б. Сложным
В. с однородными членами предложения
В. с однородными членами предложения
13. Чем сопровождается прямая речь?
13.Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются…
А. словами автора Б. репликой
А. обращением Б. прямой речью
В. интонацией
В. диалогом
14.Если слова автора стоят перед прямой речью, какой знак ставится после слов автора?
14.Если слова автора стоят после прямой речи, какой знак ставится перед словами автора?
А. тире Б. двоеточие В. Запятая
А. Тире Б. двоеточие В. Запятая
15. Слова каждого лица при диалоге - это…
15. Разговор двух или нескольких лиц - это…
А. прямая речь
А. Реплика Б. слова автора
В. прямая речь
Б. диалог
В. монолог