СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что может быть семьи дороже?!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур").

Цели и задачи мероприятия:

  • Показать значение семьи в жизни каждого гражданина.
  • Помочь выяснить, как традиционные религии относятся к семье.
  • Довести до сознания детей, что семья - это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека, что сплоченность семьи - это есть фундамент благополучия.
  • Воспитание любви и уважения каждым человеком к своей семье,  доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.
  • Формирование у детей стремления помогать семье во всем.
  • Пробудить в ребенке чувство ответственности и заботы за семью.
  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Что может быть семьи дороже?!»

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

С. СУАДАГ В С. НОГКАУ







«ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СЕМЬИ ДОРОЖЕ?!»

(Сценарий внеклассного мероприятия по курсу «ОРКСЭ» модуль «Основы мировых религиозных культур» )

Для учащихся 4 класса







Разработала:

Басиева Альбина Константиновна,

учитель истории и обществознания,

преподаватель курса ОРКСЭ








2015год

Цели и задачи мероприятия:



  • Показать значение семьи в жизни каждого гражданина.

  • Помочь выяснить, как традиционные религии относятся к семье.

  • Довести до сознания детей, что семья - это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека, что сплоченность семьи - это есть фундамент благополучия.

  • Воспитание любви и уважения каждым человеком к своей семье, доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

  • Формирование у детей стремления помогать семье во всем.

  • Пробудить в ребенке чувство ответственности и заботы за семью.

  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся.






Оформление:


  • Газета-кластер из рисунков и сочинений учащихся на тему «Моя семья»

  • Презентация «Что может быть семьи дороже?!»













Песня «Дом»

  1. Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака,
    Шёл человек, была дорога нелегка, да нелегка.
    И человек мечтал о том, что он построит где-то дом.
    И поселится счастье в нем, в доме одном, в доме одном.

И человек мечтал о том, чтобы построить где-то дом
И поселится счастье в нем, в доме одном.

  1. Часто, бывало, он вставал, и неизменно напевал
    Песню любимую свою, ту, что пою, ту, что пою.
    Дом, как известно всем давно, это не стены и окно
    Даже и стулья за столом - это не дом, это не дом.

Дом, как известно всем давно, это не стены и окно
Даже и стулья за столом - это не дом.

  1. Дом - это там, куда готов ты возвращаться вновь и вновь,
    Радостным, добрым, нежным, злым, еле живым.
    Дом - это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут,
    Там, где забудешь о плохом - это твой дом, это твой дом.

Дом - это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут,
Там, где забудешь о плохом - это твой дом.

  1. За облаками в вышине там лучший дом тебе и мне,
    Дом приготовленный Отцом, чтобы жить в нём, чтобы жить в нём.
    Но чтоб в небесном доме жить, нужно в земных домах хранить
    Радость, тепло, уют и свет - божий завет, божий завет.

Но чтоб в небесном доме жить, нужно в земных домах хранить
Радость, тепло, уют и свет - Божий завет.

Ведущий: Целый год строили нарты большой дом. Хотелось им такой дом поставить, чтобы даже Сырдон похвалил его. И вот дом достроен, и Сослан пошел за Сырдоном и сказал ему:

- Собрались нарты и просят, чтобы пришел ты и посмотрел новый наш дом.

- Что ж, я приду, посмотрю, - ответил Сырдон.

И спросили они Сырдона:

- Скажи, по сердцу ли тебе наш новый дом? Не находишь ли ты в нем какого изъяна?

Осмотрел Сырдон весь дом, в каждый угол заглянул и после этого сказал:

- Хорош-то он хорош... - и, не докончив своей речи, ушел из дома.

Догнал его Сослан и спрашивает:

- Куда ты торопишься, Сырдон, ведь ты ничего нам не сказал?

- А что мне сказать вам?

- Почему ты сказал: «хорош-то он хорош...»? - спросил Сослан.

- Потому я сказал так, что дом хоть и хорош, но в середине пусто, - и, не добавив ничего больше, ушел Сырдон.

…Стали раздумывать нарты, что могли значить эти слова Сырдона. И первым догадался Сослан.

- Ведь у нас в доме над очагом еще цепь не висит, значит дом поистине пустой в середине, - сказал он.

Тогда сковали нарты тяжелую надочажную цепь, и когда она была готова, приладили её, как полагается, в середине дома над очагом.

Ведущий: У осетин особое место в доме занимали очаг и надочажная цепь. В доме, где висела цепь, запрещалась всякая ругань, сквернословие.

Прикасаться к надочажной цепи разрешалось лишь старшему в доме при произнесении напутствия в дальний путь, при обхождении очажного огня свадебной свитой.

Над очагом и цепью давали клятву, с ним прощалась девушка, выходя замуж, вокруг очага обводили молодую, приобщая её к новой семье.

Человек, приблизившийся к очагу и прикоснувшийся к надочажной цепи, становился близким семье, если даже до этого был его врагом. А украсть или выбросить очажную цепь считалось большим оскорблением для всего рода, и влекло за собой кровную месть.

Звучит песня «Къонайы хъарм»:

( – Нана, дæ конд арт цы хъарм вæййы?
– Мæ гыццыл хур, уый æрмæст арты хъарм нæу. Уый къонайы хъарм у, къонайы…)

1. Мæ фарсмæ ма ’рбад, мæ хур,
кæстæр дæ
Æмæ дæ зæрдыл иу хъуыддаг лæууæд –
Фыдæй йæ фырт куы нæ цæуа хуыздæрмæ,
Кæнынц уæд адæм сомбон фыдвæд.

Дæхи удау дæ фыдыбæсæ хъахъхъæн,
Рæстæй Хуыцауыл бафæдзæхс дæхи.
Нæй атæхæн æнæ базыртæй маргъæн,
Æнæрхъуыды лæг фесафы йæхи.

2. Зæхх – мад у, зæгъгæ, баззади ныхасæн,
Æмæ йæ мадау сбуц кæнын фæраз.
Æгас бæстæ, æгас дуне ис уарзæн,
Ды мын зæрдæйæ райгуырæн зæхх уарз.

Фыдыбæстæ у иунæг хæзна, уарз æй,
Йæ сæрвæлтау мын ма фæтæрс зынтæй.
Цы зæххыл цæуынц хорз хистæртæ разæй,
Уым кæстæртæн дæр æгуыдзæг уæвæн нæй.

(У алчидæр йæ буц мадæн фæлмæн хур
Æмæ дæ царды макæй зæрдæ сæтт.
Искæй зæрдæ куы асæттай, мæ хъæбул,
Дæхи зæрдæ дæр афаз уыдзæн уæд.)

Æгас бæстæ, æгас дуне ис уарзæн,
Ды мын зæрдæйæ райгуырæн зæхх уарз!
Æгас бæстæ, æгас дуне ис уарзæн,
Ды мын зæрдæйæ райгуырæн зæхх уарз!


Ведущий: В очаге непрерывно горел огонь. Неугасимый огонь означал непрерывность рода, целостность семьи. Жизнь прекращалась в семье, если в ней умирал последний представитель мужского пола: очаг потухал (огонь заливали водой) а цепь снималась.
Создателем и покровителем цепи считался небесный Сафа. Поэтому он был покровителем вообще очага, семьи и её благополучия.

Чтец: Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

Ученик: А что такое семья?



Ученик: А семья – это дом,

Это двое и третий,

И, быть может, четвёртый,

И пятый потом.

Это тёплые строки

В желанном конверте,

Если машет разлука

Печальным крылом.

Ученик: А семья – это свет,

Что незримо и щедро

Озаряет всю жизнь

И сопутствует нам.

Это – творчество,

Где ни последних, ни первых,

Где и радость, и горе –

Всегда пополам.

Ученик: А семья – это всё.

Без неё холодеет

Одинокая мысль,

Одинокая жизнь.

Ничего не бывает

На свете роднее,

Ничего, как ни думай

И как ни храбрись...

Ведущий: В 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН был учрежден праздник, который отмечается ежегодно 15 мая - Международный день семьи. Ученик: Семья была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.

Ученик: Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.

Ученик: С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности.

Песенка о семье.

Ведущий: А с 2008 года ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности.

Ведущий: Символом праздника и семьи считается ромашка. Её лепестки означают членов семьи. Сердцевина цветка – это семейные ценности, на которых она основывается. Если сердцевину повредить, то лепестки распадутся, а семья погибнет.

Ученик: «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ»».

Ведущий: Инициатива празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России — ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.

Ведущий: Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

Чтец: Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года.

Ученик-христианин: Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже – Церковью. Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания.

Ученик: В Евангелии Царство Божие часто сравнивается с брачным пиром, т. е. со свадьбой. Говорят, Иисус Христос своё первое чудо совершил в городке Кане, куда пришел в гости на свадьбу, сделав так, чтобы люди продолжали веселиться и не чувствовали ни в чем недостатка.

Ученик-христианин: Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети, ведь христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, - человека, и тем более члена своей семьи.

Чтец: Каждый, кто живёт в семье,

Счастлив, радостен вдвойне.

Все к тебе придут на помощь,

Обогреют и спасут.

Любят, помнят, верят, знают…

На руках тебя несут!

Связаны канатом крепким,

Спаяны одной судьбой.

Тот канат – любовь зовётся –

Крепко держит нас с тобой.

Чтец: В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них?

– У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

Ученик-иудей: В иудаизме брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё первым людям - Адаму и Еве. Бездетность, в свою очередь, считалась огромным наказанием, равносильным смерти.

Ученик-мусульманин: Ислам рассматривает брак как обязанность, а многочисленное потомство как знак Божьего благоволения. Согласно исламу, женатый мужчина имеет предпочтение перед набожным мусульманином, живущим вне брака.

Чтец: У каждого на свете

Должны быть папа с мамой -

У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых.

У каждого на свете

Должны быть братья, сёстры…

Чтоб жизнь была весёлой

И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:

Детишек, птиц, зверья,

Должны быть те, кто дорог -

Родимая семья!

Ученик: В жизни ребёнка важную роль играют и мать, и отец. Он воспринимает всё, что могут дать оба родителя. Ещё библейские Десять заповедей предписывали человеку почитать своих отца и мать, поэтому во всех религиях, восходящих к библейскому преданию, огромное значение придаётся почитанию родителей, уважительному к ним отношению.

Чтец: Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...

Чтец: Закрой глаза, представь уют,

представь то место,

где всегда поймут,

где нету зла и нет печали,

где по тебе всегда скучают.

Ты скажешь – нет такого места…

Нет, есть -

         родительское сердце!!!

Ученик- мусульманин: Пророк Мухаммад любил повторять, что «рай находится под ногами наших матерей». Эти его слова хорошо отражают отношение всех мусульман к своим родителям.

Чтец: Папа жалуется: 

– Что-то 

Утомляюсь от работы… 

Мама тоже: 

– Устаю, 

На ногах едва стою… 

Я беру у папы веник – 

Я ведь тоже не бездельник, 

После ужина посуду 

Сам помою, не забуду, – 

Папу с мамой берегу, 

Я же сильный, 

Я смогу!

Ученик: В буддизме все верующие делятся на тех, кто принадлежит к монашеской общине, сангхе, и тех, кто находится вне её. Но все считают, что брак должен заключаться не только для счастья двоих. Семья – это ответственность и забота – о детях, о родителях, о монахах. Поэтому материнская любовь, которая окружает всех теплом и заботой, воспринимается в буддизме как идеал человеческих взаимоотношений.

Чтец: Семья дает поддержку нам,

С ней все по силам, по зубам,

Все по плечу и по судьбе –

Семья – святой поклон тебе!

Чтец:Семья дает поддержку нам,

С ней все по силам, по зубам,

Все по плечу и по судьбе –

Семья – святой поклон тебе!



Ученик: В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ - родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Любят тебя без особых причин:

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож:

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Ученик: Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом!

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле?!



Все участники по очереди:

  • Семья – это счастье, любовь и удача, 

  • Семья – это летом поездки на дачу. 

  • Семья – это праздник, семейные даты, 

  • Подарки, покупки, приятные траты. 

  • Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 

  • Мечты о хорошем, волнение и трепет. 

  • Семья – это труд, друг о друге забота, 

  • Семья – это много домашней работы. 

  • Семья – это важно! 

  • Семья – это сложно! 

  • Но счастливо жить одному невозможно! 

  • Всегда будьте вместе, любовь берегите, 

  • Обиды и ссоры подальше гоните, 

  • Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 

  • Какая хорошая Ваша семья!

Песня « Гимн Семьи»

1. Хрустальным голосом капели

Звенит ребячий смех чудесный,

И мать сидит у колыбели,

Дитя лаская тихой песней.

 И дом, молитвой освященный,

Стоит открытый всем ветрам,

И учит бабушка внучонка

Словам: «отчизна», «мама», «храм».

Друг друга храните во все времена,

Живите в ладу и гармонии.

И пусть будет жизнь ваша освящена

Любовью Петра и Февронии.

2. Семья – любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья – опора государства,

Страны моей, моей России.

Семья – источник изначальный,

Небесным ангелам хранимый.

И грусть, и радость, и печали – 

Одни на всех, неразделимы.

Друг друга храните во все времена,

Живите в ладу и гармонии.

И пусть будет жизнь ваша освящена

Любовью Петра и Февронии.

3. Пусть повторятся в поколеньях

Благословенной жизни дни.

Храни, Господь, очаг семейный,

Любовь любимых охрани.

Друг друга храните во все времена,

Живите в ладу и гармонии.

И пусть будет жизнь ваша освящена

Любовью Петра и Февронии.

Друг друга храните во все времена,

Живите в ладу и гармонии.

И пусть будет жизнь ваша освящена

Любовью Петра и Февронии.