СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что нужно знать о дислексии?

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дислексия (словесная слепота) — врожденное нарушение овладения навыками чтения и письма, имеющее нейрологическое происхождение...

Просмотр содержимого документа
«Что нужно знать о дислексии?»

Консультация для родителей

Что нужно знать о дислексии

Учитель-логопед:

Орленко Н.А.

Дислексия (словесная слепота) — врожденное нарушение овладения навыками чтения и письма, имеющее нейрологическое происхождение. Дисграфия — это трудности в овладении навыком письма, которые проявляются в стойких, повторяющихся ошибках при письме. Причём эти ошибки не связаны с изучением правил орфографии. Дислексию подразделяют на врождённую и приобретённую. Под приобретённой понимают дислексию, появляющуюся в результате поражений мозга. Наиболее распространена врождённая дислексия, возникающая при развитии мозга. Причины появления дислексии изучены еще не до конца, но уже сейчас достоверно известно, что к возникновению этого заболевания приводят мутации неких генов, которые вызывают нарушения нейронных функций в коре головного мозга. Зона в задней части левой средней височной извилины функционально менее активна, чем у нормальных людей.

В большинстве европейских стран под понятием «дислексия» объединяются все нарушения и отклонения от нормы в развитии и обучении детей: сюда входят проблемы с овладением чтением, письмом и арифметикой, общей грамотностью, а также нарушения моторики и внимания. В России все эти понятия рассматриваются отдельно и имеют свои названия. Но, как правило, основными будут дислексия и дисграфия, которые идут почти всегда в паре, а проблемы со счетом и грамотностью и синдром дефицита внимания будут уже следствием этой проблемы. Ситуация осложняется тем, что на ранних этапах сложно понять, есть ли у ребенка дислексия, или это просто обычная для его возраста неуспеваемость. Вместе с тем такие дети с самого начала сталкиваются со значительными трудностями. Одноклассники их травят, родители ругают и наказывают за лень, учителя регулярно ставят плохие отметки. При этом сам ребенок постоянно чувствует свою особенность и свое отличие от других детей, у него уходит масса времени на выполнение задания, с которыми другие справляются легко. Число детей, рождающихся с отклонениями, растет в геометрической прогрессии.

В зависимости от механизма нарушения выделяют следующие виды дислексии : Фонематическая. Она связана с трудностями восприятия звуков речи на слух. Ребенок смешивает похожие звуки, читает побуквенно. Дети с этим видом дислексии – это дети с нарушениями звукопроизношения в дошкольном возрасте, либо прогнорированными, либо недостаточно скорригированными. «Коска, вместо кошка, вук, вместо лук, квоздь, вместо гвоздь». Оптическая. Ребенок путает схожие по написанию буквы, иначе расположенные в пространстве. Дети с оптической дислексией, обычно имеют в анамнезе нарушенный моторный план развития. Очень часто это не ползавшие дети, дети, ограничиваемые в нормальных движениях. Ходунки, манеж, диван, планшет - вот друзья этого вида дислексии. Не разобрался со своим телом и пространством вокруг него - не разберётся с буквой и пространством листа бумаги. Такие дети путают при чтении Ш и Щ, Щ и Ц, З и В, И и Н, и т. п. Семантическая (механическое чтение). Ребенок читает, но не понимает смысл прочитанного текста. Это дети с расстройством внимания, с задержкой психического развития. Мнестическая. Трудности запоминания звука и его буквенного обозначения. Это также дети с нарушениями памяти, внимания, задержкой психического развития. Аграмматическая. Наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Этот вид дислексии, становится заметен, когда ребенок уже неплохо читает. Он хорошо запомнил буквы, владеет навыком слияния букв в слоги, и слогов в слово. Ребенок читает бегло, но при этом в процессе выдает конструкции вроде «пять стулов», «моя шкаф», «у кошков», «интересное книга» и т.д, нисколько этим не смущаясь. Не до конца усвоена лексико-грамматическая система языка, ребенок, не усомнившись, именно так и скажет,так же и прочитает. Тактильная. Характерна для слепых детей, овладевающих азбукой Брайля. Наблюдаются смешения тактильно сходных букв, букв с зеркальным изображением точек, букв, отличающихся только одной точкой и т.д .

Диагноз дислексии раньше семи лет не ставится, потому что сензитивный период для овладения чтением, то время, когда психика ребенка в совершенстве становится готова овладеть этим процессом - как раз 6-7 лет. Ребенок может начать читать раньше, и может испытывать проблемы с чтением - но дислексией до 6-7 лет эти проблемы назвать нельзя, но можно подозревать, если у ребенка есть моторная неловкость, расстройства внимания и фонематического слуха.

Если вы заметили признаки дислексии у ребенка, нужна консультация специалиста.






Скачать

© 2019 244 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!