5 КЛАСС – 1 ЧЕТВЕРТЬ
Урок 1
ТЕМА: «Что роднить музыку с литературой»
Цель: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные и литературные произведения.
Музыкальный материал: С.Рахманинов «Вокализ», Р.Паулс «Журавлик»
Оборудование: компьютер, презентация, музыкальный и литературный материал.
ХОД УРОКА
Орг. момент
Слово учителя.
Ребята, сегодня тема нашего урока – «Что роднит музыку с литературой»
Нам с вами предстоит рассмотреть связь двух видов искусства - музыки и литературы.
На протяжении четырёх лет мы тесно знакомились с жанром, который включает в себя эту связь. Назовите, о чём я говорю.
ДЕТИ.
Это «песня».
УЧИТЕЛЬ.
Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы.
Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов?
ДЕТИ.
В песне останется одна мелодия.
УЧИТЕЛЬ.
Эту мелодию мы можем с вами исполнить?
ДЕТИ.
Да, сможем. Голосом.
УЧИТЕЛЬ.
Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ».
СЛУШАНИЕ ВОКАЛИЗА.
УЧИТЕЛЬ.
Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий,
романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.
А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?
ДЕТИ.
Останется один только текст, т. е. – стихотворение.
УЧИТЕЛЬ.
Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».
УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ВСЛУХ БАСНЮ
Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта*, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы*;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".
УЧИТЕЛЬ.
Назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.
(Дети называют слова: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок.)
УЧИТЕЛЬ.
А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.
Мы с вами убедились, что связь музыки с литературой важна. Она дарит нам истинное наслаждение, когда мы или слушаем, или исполняем песни, романсы и т.д.
Вот и сейчас я вам предоставляю возможность насладиться песней композитора Раймонда Паулса, которая называется «Журавлик».
ИТОГ.
Сегодня на примере музыкальных и литературных произведений мы убедились, что связь двух видов искусства музыки и литературы очень важна.
УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ДО СВИДАНИЯ.
3