СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что роднит музыку с литературой"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень простой и интересный урок! Где тесно прослеживается связь музыки с литературой.

Просмотр содержимого документа
«"Что роднит музыку с литературой"»


5 КЛАСС – 1 ЧЕТВЕРТЬ

Урок 1


ТЕМА: «Что роднить музыку с литературой»


Цель: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные и литературные произведения.


Музыкальный материал: С.Рахманинов «Вокализ», Р.Паулс «Журавлик»


Оборудование: компьютер, презентация, музыкальный и литературный материал.


ХОД УРОКА


  1. Орг. момент

  2. Слово учителя.

Ребята, сегодня тема нашего урока – «Что роднит музыку с литературой»

Нам с вами предстоит рассмотреть связь двух видов искусства - музыки и литературы.

На протяжении четырёх лет мы тесно знакомились с жанром, который включает в себя эту связь. Назовите, о чём я говорю.

ДЕТИ.

Это «песня».

УЧИТЕЛЬ.

Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы.

Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов?

ДЕТИ.

В песне останется одна мелодия.

УЧИТЕЛЬ.

Эту мелодию мы можем с вами исполнить?

ДЕТИ.

Да, сможем. Голосом.

УЧИТЕЛЬ.

Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ».


СЛУШАНИЕ ВОКАЛИЗА.


УЧИТЕЛЬ.

Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий,



романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.


А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?

ДЕТИ.

Останется один только текст, т. е. – стихотворение.

УЧИТЕЛЬ.

Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».


УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ВСЛУХ БАСНЮ


Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта*, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы*;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;




Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".

УЧИТЕЛЬ.

Назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.


(Дети называют слова: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок.)


УЧИТЕЛЬ.

А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.

Мы с вами убедились, что связь музыки с литературой важна. Она дарит нам истинное наслаждение, когда мы или слушаем, или исполняем песни, романсы и т.д.

Вот и сейчас я вам предоставляю возможность насладиться песней композитора Раймонда Паулса, которая называется «Журавлик».


ИТОГ.

Сегодня на примере музыкальных и литературных произведений мы убедились, что связь двух видов искусства музыки и литературы очень важна.


УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ДО СВИДАНИЯ.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!