Что такое “Добро и зло”?
Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Задачи:
• формировать в сознании детей понятие «доброта»;
• раскрыть нравственное содержание добра;
• развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
• способствовать развитию учеников мотивации к совершению добрых поступков;
• развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
• воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
• Создание условий для социализации личности учащихся, через работу в группах
1.Вводная часть
Организационный момент:
-Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на уроке окружающего мира?
(О человеке и его внутреннем мире)
-А из чего складывается внутренний мир человека?
(чувства, эмоции, человеческие качества, характер)
- Посмотрите на слайды, (детям предлагается рассмотреть слайды с изображением героев известных сказок с добрым и явно выраженным злым выражением лица (5-6 портретов)
-Скажите, что можно сказать об этих героях?
(Одни-добрые, другие-злые)
-Предположите тему нашего занятия
(добро и зло)
-А какую учебную задачу мы поставим на уроке?
(разобраться, что такое добро и зло, каким лучше быть добрым или злым)
Вводная беседа:
Дети, что обычно побеждает в сказках? Что такое добро? А зло?
-Давайте попробуем разобраться, из чего складывается добро, и из чего зло.
- У вас на столах лежат карточки со словами, распределите их на две группы.
Нежность, зависть, предательство, забота ,внимание, месть, жадность, верность, дружба, ложь, радость, эгоизм, любовь, ненависть, трусость, лень, сострадание, ласка.
- Соблюдайте правила работы в группах.
- Проверьте себя.
- А каким человеком быть лучше добрым или злым? Почему?
А вам приходилось вчера или сегодня злиться? Почему?
Когда вы чем-то рассержены, что вы чувствуете? (злость, гнев, обиду) Что вам хочется сделать? Что можно сделать, чтобы изменить настроение? Чем можно заняться? Можно рассмешить себя, глядя в зеркало, побеседовать с другом, поиграть с котенком, послушать приятную спокойную музыку, принять душ. Давайте похлопаем в ладоши, потопаем ногами, нарисуем на лице улыбку.
- А как родители вам советуют?
Я предлагаю всем «выпустить из себя злого дракона»:
Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью».
Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Надуйте его, завяжите и отпустите. Представьте, как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним ваше плохое настроение, обиды и злость.
Что вы сейчас чувствуете?
-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.
Эмоциональная игра «Интервью»:
Один из учащихся, используя микрофон, подходит к другим детям, представляется журналистом и просит его ответить на вопрос:
Кого из своих знакомых вы можете назвать добрыми людьми? Почему?
Обобщение: Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.
- А в жизни как бывает?
А зло вообще необходимо?
А что мы можем сделать , чтобы добра было больше?
Упражнение-тренинг «Хорошо – плохо»
- Посмотрите, какое большое, яркое сердце нарисовано. Это наше сердце.
-А что нужно делать, чтобы это сердце, было таким ярким и никогда не меркло?
(Быть добрым, делать добрые поступки, любить и уважать друг друга, помогать друг другу)
- Пусть это сердце будет копилкой добрых дел. Вы сейчас будете подходить и опускать свои бумажные сердечки с добрыми поступками в сердце, а со злыми – в корзину.
- Какое красивое стало наше сердце, засияло разными красками, пусть оно всегда остается таким. Будьте добрыми, ребята!
Рефлексия:
Какой этап занятия показался вам самым интересным?
В какой момент вы испытывали душевный подъем, вдохновение?
Что вы для себя извлекли из этого занятия?
Оцените свою работу на этом занятии.
Ребята, а вы помните как начинался сегодня наш урок?
Возьмитесь снова за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.
Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела.
Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви.
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Правила поведения на уроке и на перемене.
1.Учитель. Идут гурьбою
Школьники
С портфелями в руках,
Нетронуты тетрадки,
Чисто в дневниках.
Они к звонку торопятся
И весело галдят…
2.Рассказ учителя.
Итак, прозвенел звонок на первый урок, но какие перед этим вы должны совершить действия?
(Прийти в школу заранее, если опоздал по уважительной причине, то надо спросить у учителя разрешение войти в класс. Поздороваться с учителем, называя его по имени и отчеству, а затем- с ребятами.)
Проведем практическое занятие. Я вошла в класс.
Учитель. В школе изучают не только таблицу умножения, объясняют, почему день сменяет ночь. Для того чтобы это знать и запомнить, надо освоить самый важный предмет-поведение.
Ученик.
УРОК ПОВЕДЕНИЯ.
Не дождутся утра промокашки,
Снится новым учебникам класс,
Дорогие друзья первоклашки!
В добрый час!
Мы потом хоть что угодно
Сочиним и перемножим,
Будем старше и будем умней,
Но чтоб стать человеком хорошим,
Поведенье всего важней.
Не нужны нам подлизы и плаксы,
Не нужны драчуны и лгуны.
Как на форме чернильные кляксы-
Не нужны, не нужны, не нужны
Пусть ты ловко решаешь задачи,
И в грамматике тоже хорош.
Ничего это в школе не значит,
Если ты себя плохо ведешь.
Учитель. Итак, звонок на урок. Начнем разговор с вызова к доске.(Проигрывается ситуация.)
Учитель. Когда вы отвечаете у доски, тоже соблюдайте правила:
• Смотреть в потолок незачем, там ничего не написано.
• Не строить гримасы и пожимать плечами.
• Выньте руки из карманов.
Чтение детьми стихов о правилах поведения в школе.
Ты думал: школа не вокзал
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать,
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.
Много пыли на дороге,
Много грязи на пути,
Вытирайте чище ноги
Перед тем, как в класс войти.
Как пришел ты на урок.
На язык повесь замок,
Далеко не прячь ключи,
Там, где надо , не молчи.
Учитель спросит- надо встать.
Когда он сесть позволит- сядь,
Ответить хочешь-не шуми,
А только руку подними.
Учитель читает стихотворение С. Маршака «Что случилось нынче в школе?»
Беседа :
- Почему дети в классе расшумелись?
- Что ученики делали, чтобы прекратить шум?
- Почему их попытки оказались бесполезными?
-Согласны ли вы с советом Угомона?
Чтение стих. Б.Заходера «Перемена» . Беседа:
-Никто себя, случайно, не узнал в этом герое?
- Правильно ли Вова выходит на перемену?
- Для чего нужна перемена в школе?
-Составьте примерные правила поведения в школе на перемене.