СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое однозначные и многозначные слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что такое однозначные и многозначные слова»


Разработка учебного занятия:

«Что такое однозначные и многозначные слова?»


Автор: Захарова Дарья Андреевна,

учитель начальных классов



Кувандык, 2021


Технологическая карта по русскому языку на тему:

«Что такое однозначные и многозначные слова?»

Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, II класс


Цель: формирование представления о «однозначных» и «многозначных» словах.

Задачи: -познакомить учащихся с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова; - развивать навык сравнения значения слова в словаре и тексте; - выяснить причины появления у слов нескольких значений; - учить пользоваться толковыми словарями; - воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи и письма.

Планируемые результаты: предметные (сформировать представление об однозначных и многозначных словах, научиться различать эти слова в речи, развить умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.упражняться в отработке действий работы со словарем; уметь различать слова разных тематических групп); метапредметные(ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; строить речевое высказывание в устной форме; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать информацию); личностные (формировать положительное отношение к учебе; определять общие правила поведения; формировать умения работы в парах, в группах).

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, «Словарь русского языка» (автор С.И. Ожегов), «Толковый словарь русского языка» (автор С.И.Ожегов)

Ход урока.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный

Этап




- Ровно встали, подтянулись.  Тихо сели. Настроились на работу.

- Открываем тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

- Запишите в тетрадях число и вид работы.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.


Личностные УУД: (проявлять интерес к новым знаниям)

II. Актуализация опорных знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности

Начинаем урок, как обычно, с минутки чистописания.

Чистописание: Уч Чу

Сегодня мы будем писать буквы, которые ежедневно встречаются в школе. Как вы думаете, что это за буквы?

При написании строчных У и Ч обращается внимание на написание наклонной линии с закруглением, у у – закругление влево, а у ч – закругление вправо.

Назовите и запишите школьные слова с этими буквами: урок, учитель, ученик, умение, ученица, ученье, чтение, чистописание, четыре, чисто.

Работа с пословицами: Ученье – лучшее богатство. Уменье всегда найдёт применение.

Словарная работа.

- Отгадайте загадки, напишите отгадки.

1.Как сажа черна,

Как сметана бела,

Люблю всем в лесу

Рассказать где была. (сорока)


2.Птичка-невеличка

Хочет сделать шажок

Получается прыжок. (воробей)


3.Трели, песни разлились

Среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твоё пенье

Голосистый ….(соловей)


4.Очень умная птица

Не сова и не синица,

Она песен не поёт,

А советы раздаёт.(ворона)


5.Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь.

Солнце, море или пляж

Что же это?... (карандаш)

(Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш.)


- Проверим написание словарных слов.

-Найдите среди этих слов лишние и объясните почему? ( карандаш)



1. Постановка проблемного  вопроса.  

- Очень расстроился карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные слова.

Из первого - кисть, ключ, корень. Из второго – пирог, портфель, терем. Опять задумался карандаш, в какой домик ему постучать? Почему слова не живут вместе?

А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?

(Выслушиваются версии)

Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.

— Прочитайте слова: Ромашка, ключ, берёза, норка, арбуз, лисички.

— Соотнесите слова с картинками.

На доске предметные картинки: цветок ромашка, ключ гаечный, ключ от замка, ключ — родник, дерево берёза, ягода арбуз, лисички — звери, лисички — грибы.

- Почему вы смогли подобрать к одному слову по две картинки?

-Что вы можете сказать о значении этих слов. Эти слова могут называть несколько предметов.

- Так о чём мы будем говорить на уроке?

-  Чему мы будем учиться на уроке?






Чистописание. Прописывают в тетради элементы букв Уч, Чу.



























Записывают пословицу.





Записывают отгадки.

















































Проверяют написание словарных слов.

































Отвечают на вопрос учителя.













Читают слова.









-Некоторые слова имеют несколько значений.





-Да, могут.

-На уроке мы будем говорить о однозначных и многозначных словах.

-Познакомимся с многозначными и однозначными словами, научимся определять лексическое значение многозначных слов.


Личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.


познавательные УУД:

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

умение обобщать; анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать.


регулятивные УУД:

учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

III. Изучение нового материала

Работа по учебнику. Упр. № 58, с. 47

- Прочитайте задание про себя.

- Прочитайте задание вслух.

- Что нужно сделать в этом упражнении?

- Что изображено в верхнем ряду?

- Что объединяет все эти рисунки?

- Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать?

Такое слово называется многозначным, у него два и более лексических значения.

- Почему, словом иглы названы все эти предметы?

- Что изображено в нижнем ряду?

- Что объединяет все эти рисунки?

- Если у слова шляпка несколько значений, то, как его можно назвать?

- Почему, словом шляпа названы все эти предметы?

- Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)

- Подчеркни главные члены в этом предложении (Мама купила красивую шляпку).






Читают









-Иглы и шляпки.

-Потому что у этого слова несколько значений.



-Потому что у этого слова несколько значений.



Один ученик записывает предложение на доске ,а остальные в тетрадях.

























Читают.

-Однозначные слова имеют одно значение, многозначные –два и более.

Звезда:1.Небесное тело;2.Человек, прославившейся в какой-либо сфере деятельности;3. Геометрическая фигура

Язык :1. Орган в полости рта;2. Система словесного выражения мыслей.

Иглы:1. Инструмент из твёрдого материала, широко применяемый для шитья;2. Заостренные выросты тела многих животных.





Произносят слова: дорога, автострада, тропка, выси.



Один учебник читает стихотворение.

Читают.



Два ученика записывают на доске предложения. Остальные в тетрадях.


регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.


познавательные УУД:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.


IV. Физкультминутка


На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!


Выполняют упражнение.


V. Первичное закрепление нового материала


Работа по учебнику. С. 48, упр. 59.

Работа со схемой.

Обсуждение: какие значения есть у слов звезда, хвост, язык? Что означают однозначные слова ландыш, берёза, звезда, язык, иглы? Составление (устно) предложения с любым многозначным словом.




Словарная работа:

Разгадайте шараду:

Начало – нота,

Потом оленя украшенье.

А вместе – место оживлённого движенья. (Дорога)


- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву О.

-Как мы называем дорогу ласково?  (дороженька)

- Как называется знак, который стоит на дороге. (Дорожный)

- Во всех  словах пишется буква О, написание этих слов нужно запомнить.

- Прочитайте слово как мы его произносим, а потом как пишем: дорога, дорожка, дороженька. Выделение не проверяемую гласную букву  о в первом слоге.

Запишите предложение: Мы ехали по железной дороге.

- Назовите главные члены предложения. Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.

- Прочитайте второстепенные члены предложения.

Что означает словосочетание железная дорога?



Работают со схемой в учебнике.























































Разгадывают шараду, записывают словарное слово в словарик.



























Записывают предложение, подчёркивают грамматическую основу предложения.







Отвечают на вопрос учителя.

познавательные УУД: 

умение находить и выделять необходимую информацию;

умение делать предположения и обосновывать их;

выбор критериев для обоснования своего суждения.

коммуникативные УУД: 

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; • умение слушать и понимать речь других;

учитывать разные мнения.


VI. Работа над пройденным материалом

Работа по учебнику. С. 49, упр. 61.

Выделение многозначных слов в предложениях, объяснение их значений по толковому словарю (учебник, с. 138-139). Запись пары предложений по выбору. Выделение грамматической основы в каждом из выписанных предложений.

— Подумайте, о ком или о чём можно сказать, используя в речи одно из данных слов. Составьте предложение с любым словом.

Золотой, идёт, плывёт, молния, язык, играет.

Запись слов по их лексическому значению:

1) лиственное дерево с белой корой (берёза),

2) первый месяц осени (сентябрь),

3) слово-приветствие при встрече (здравствуйте),

4) слово, близкое по значению слову скоро (быстро),

5) небольшие плоды кустарников и трав (ягоды),

6) инструмент для копания земли с длинной ручкой и широким концом (лопата).


Выделяют многозначные слова в предложениях, объясняют их значение по толковому словарю (учебник, с. 138-139).



Один ученик у доски записывает пары предложений по выбору.



Выделение грамматической основы в каждом из выписанных предложений.


Личностные (не бояться допускать ошибки); метапредметные (анализировать задания по теме урока);

предметные

(уметь применять полученные знания на практике)

VII. Домашнее задание

1.Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь

2. Учебник упражнение 60, страница 48

Открывают дневники, записывают домашнее задание.


VIII. Подведение итогов урока

— Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются?

Где можно уточнить, какое слово однозначное, а какое — многозначное?

- Для чего нам нужны многозначные слова? (Многозначные слова нужны для точности и красоты речи.)

- Сейчас я хочу, чтобы вы

оценили свою работу.

Рефлексия «Дерево знаний».

- На доске плакат с деревом. У вас на партах лежат листики.

Зеленый листик – отлично запомнил.

Желтый листик – хорошо запомнил.

Красный листик – пока не запомнил, но на следующем уроке запомню.

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итоги урока.

Метапредметные (участвовать в оценке и обсуждении результата деятельности)



Использованная литература


  1.  Русский язык. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 47 – 49.

  2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 54 – 55.

  3. Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.is