I. Организационный Этап | - Ровно встали, подтянулись. Тихо сели. Настроились на работу. - Открываем тетради и проговариваем стихотворение — Помощник: Я тетрадь свою открою и наклонно положу, Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу, Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь! - Запишите в тетрадях число и вид работы. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку. | Личностные УУД: (проявлять интерес к новым знаниям) |
II. Актуализация опорных знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности | Начинаем урок, как обычно, с минутки чистописания. Чистописание: Уч Чу Сегодня мы будем писать буквы, которые ежедневно встречаются в школе. Как вы думаете, что это за буквы? При написании строчных У и Ч обращается внимание на написание наклонной линии с закруглением, у у – закругление влево, а у ч – закругление вправо. Назовите и запишите школьные слова с этими буквами: урок, учитель, ученик, умение, ученица, ученье, чтение, чистописание, четыре, чисто. Работа с пословицами: Ученье – лучшее богатство. Уменье всегда найдёт применение. Словарная работа. - Отгадайте загадки, напишите отгадки. 1.Как сажа черна, Как сметана бела, Люблю всем в лесу Рассказать где была. (сорока) 2.Птичка-невеличка Хочет сделать шажок Получается прыжок. (воробей) 3.Трели, песни разлились Среди листьев и ветвей. Как прекрасно твоё пенье Голосистый ….(соловей) 4.Очень умная птица Не сова и не синица, Она песен не поёт, А советы раздаёт.(ворона) 5.Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь. Солнце, море или пляж Что же это?... (карандаш) (Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш.) - Проверим написание словарных слов. -Найдите среди этих слов лишние и объясните почему? ( карандаш) 1. Постановка проблемного вопроса. - Очень расстроился карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные слова. Из первого - кисть, ключ, корень. Из второго – пирог, портфель, терем. Опять задумался карандаш, в какой домик ему постучать? Почему слова не живут вместе? А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос? (Выслушиваются версии) Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке. — Прочитайте слова: Ромашка, ключ, берёза, норка, арбуз, лисички. — Соотнесите слова с картинками. На доске предметные картинки: цветок ромашка, ключ гаечный, ключ от замка, ключ — родник, дерево берёза, ягода арбуз, лисички — звери, лисички — грибы. - Почему вы смогли подобрать к одному слову по две картинки? -Что вы можете сказать о значении этих слов. Эти слова могут называть несколько предметов. - Так о чём мы будем говорить на уроке? - Чему мы будем учиться на уроке? | Чистописание. Прописывают в тетради элементы букв Уч, Чу. Записывают пословицу. Записывают отгадки. Проверяют написание словарных слов. Отвечают на вопрос учителя. Читают слова. -Некоторые слова имеют несколько значений. -Да, могут. -На уроке мы будем говорить о однозначных и многозначных словах. -Познакомимся с многозначными и однозначными словами, научимся определять лексическое значение многозначных слов. | Личностные УУД: • формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. познавательные УУД: • понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; • умение обобщать; анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать. регулятивные УУД: • учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
III. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Упр. № 58, с. 47 - Прочитайте задание про себя. - Прочитайте задание вслух. - Что нужно сделать в этом упражнении? - Что изображено в верхнем ряду? - Что объединяет все эти рисунки? - Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать? Такое слово называется многозначным, у него два и более лексических значения. - Почему, словом иглы названы все эти предметы? - Что изображено в нижнем ряду? - Что объединяет все эти рисунки? - Если у слова шляпка несколько значений, то, как его можно назвать? - Почему, словом шляпа названы все эти предметы? - Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски) - Подчеркни главные члены в этом предложении (Мама купила красивую шляпку). | Читают -Иглы и шляпки. -Потому что у этого слова несколько значений. -Потому что у этого слова несколько значений. Один ученик записывает предложение на доске ,а остальные в тетрадях. Читают. -Однозначные слова имеют одно значение, многозначные –два и более. Звезда:1.Небесное тело;2.Человек, прославившейся в какой-либо сфере деятельности;3. Геометрическая фигура Язык :1. Орган в полости рта;2. Система словесного выражения мыслей. Иглы:1. Инструмент из твёрдого материала, широко применяемый для шитья;2. Заостренные выросты тела многих животных. Произносят слова: дорога, автострада, тропка, выси. Один учебник читает стихотворение. Читают. Два ученика записывают на доске предложения. Остальные в тетрадях. | регулятивные УУД: • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. познавательные УУД: • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. |
V. Первичное закрепление нового материала | Работа по учебнику. С. 48, упр. 59. Работа со схемой. Обсуждение: какие значения есть у слов звезда, хвост, язык? Что означают однозначные слова ландыш, берёза, звезда, язык, иглы? Составление (устно) предложения с любым многозначным словом. Словарная работа: Разгадайте шараду: Начало – нота, Потом оленя украшенье. А вместе – место оживлённого движенья. (Дорога) - Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву О. -Как мы называем дорогу ласково? (дороженька) - Как называется знак, который стоит на дороге. (Дорожный) - Во всех словах пишется буква О, написание этих слов нужно запомнить. - Прочитайте слово как мы его произносим, а потом как пишем: дорога, дорожка, дороженька. Выделение не проверяемую гласную букву о в первом слоге. Запишите предложение: Мы ехали по железной дороге. - Назовите главные члены предложения. Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое. - Прочитайте второстепенные члены предложения. Что означает словосочетание железная дорога? | Работают со схемой в учебнике. Разгадывают шараду, записывают словарное слово в словарик. Записывают предложение, подчёркивают грамматическую основу предложения. Отвечают на вопрос учителя. | познавательные УУД: • умение находить и выделять необходимую информацию; • умение делать предположения и обосновывать их; • выбор критериев для обоснования своего суждения. коммуникативные УУД: • умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; • умение слушать и понимать речь других; • учитывать разные мнения. |
VI. Работа над пройденным материалом | Работа по учебнику. С. 49, упр. 61. Выделение многозначных слов в предложениях, объяснение их значений по толковому словарю (учебник, с. 138-139). Запись пары предложений по выбору. Выделение грамматической основы в каждом из выписанных предложений. — Подумайте, о ком или о чём можно сказать, используя в речи одно из данных слов. Составьте предложение с любым словом. Золотой, идёт, плывёт, молния, язык, играет. Запись слов по их лексическому значению: 1) лиственное дерево с белой корой (берёза), 2) первый месяц осени (сентябрь), 3) слово-приветствие при встрече (здравствуйте), 4) слово, близкое по значению слову скоро (быстро), 5) небольшие плоды кустарников и трав (ягоды), 6) инструмент для копания земли с длинной ручкой и широким концом (лопата). | Выделяют многозначные слова в предложениях, объясняют их значение по толковому словарю (учебник, с. 138-139). Один ученик у доски записывает пары предложений по выбору. Выделение грамматической основы в каждом из выписанных предложений. | Личностные (не бояться допускать ошибки); метапредметные (анализировать задания по теме урока); предметные (уметь применять полученные знания на практике) |
VIII. Подведение итогов урока | — Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются? Где можно уточнить, какое слово однозначное, а какое — многозначное? - Для чего нам нужны многозначные слова? (Многозначные слова нужны для точности и красоты речи.) - Сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу. Рефлексия «Дерево знаний». - На доске плакат с деревом. У вас на партах лежат листики. Зеленый листик – отлично запомнил. Желтый листик – хорошо запомнил. Красный листик – пока не запомнил, но на следующем уроке запомню. | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги урока. | Метапредметные (участвовать в оценке и обсуждении результата деятельности) |