Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа | 2 мин | Фронтальная форма работы. - Здравствуйте ребята,садитесь. Меня зовут Динара Булатовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что – то новое. Проверьте порядок на рабочем месте и садитесь. | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. | Р:взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. |
Актуализация знаний и мотивация Словесный: подводящий диалог, формулирование обобщения. | 4 мин | Фронтальная форма работы. - Ребята, как вы думаете для чего нужны слова? - Сегодня мы продолжим работу по изучению «Секретов речи». Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, шутим, поем. - Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно. - Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваш словарный запас пополняется двумя-тремя, а то и пятью-шестью новыми словами. - Из нашего прошлого занятия мы вспоминали, что есть две лексические группы слов. Какие это группы? (Синонимы, антонимы). - Давайте вспомним, какие слова называются синонимами? - Приведите еще примеры синонимов? - Какие слова называются антонимами? - Приведите еще примеры антонимов? - Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы? | Высказывают свое мнение. Повторяют знания о синонимах и антонимах. - Близкие по значению - Противоположные по значению. - Для того чтобы речь была красивой и выразительной. | Р: понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи. |
Постановка учебной задачи Словес.: подводящий диалог, беседа. Практический: работа с тетрадью. | 3 мин | - Откройте тетради, запишите число и классная работа. Словарная работа: Орех, мороз, овес, ноябрь, спасибо, молоко, быстро. Выпиши: Из первого слова - первую букву, Из второго слова - первую букву, Из третьего слова - первую букву, Из четвертого слова - первую букву, Из пятого слова - ударную букву, Из шестого слова - первую букву. Из седьмого слова - вторую букву. Какое название имеет новая группа слов? ОМОНОМЫ - Какая тема нашего урока? - Какие цели мы поставим? | Работают в тетради. «Что такое омонимы» | Р: принятие заданной цели; взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. К: высказывание своей точки зрения и попытка ее обосновать, приводя аргументы; принятие правильной точки зрения, готовность изменить свою точку зрения. П: формулирование темы и целей деятельности; выстраивание - достижения цели. |
Открытие нового знания Словесный:беседа V.Первичное закрепление Практический: работа с тетрадью | | - Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. В греческом языке это слово имеет значение "одинаковое имя". А мы называем их ОМОНИМЫ. - Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Вот и сегодня мы посмотрим на ОМОНИМЫ с разных сторон. И узнаем много интересного о них. - Прочитайте стихотворение Гольдберга из упражнения 75. Рассмотрите рисунки. - Знаете ли вы значение слова коса? - Откуда можно узнать эти сведенья? Что означает слово коса в первом предложении? - Назовите омонимы в стихотворении Гольдберга ( коса-коса-коса) - Какой можно сделать вывод об ОМОНИМАХ. Одинаково звучат и пишутся - Давайте познакомимся с правилом на стр. 45, которое расскажет нам, что такое ОМОНИМЫ. Динамическая пауза: Побежим мы по дорожке Раз, два, три! И похлопаем в ладоши Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три! - Посмотрите на доску. Перед вами 10 слов. Выпишите себе в тетрадь, только ОМОНИМЫ. - Какие оценки вы бы хотели получить за свои работы? - Вот вам и подсказка, какое количество омонимов здесь спряталось. (Лист, девочка, мир, гитара, пол, парта, очки, береза, лук, пицца). - Переверните учебник на стр. 46. Что важного вы там видите? - Проведите словарную работу со словом ПОНЕДЕЛЬНИК. Написание, каких букв нам нужно запомнить? - Давайте выполним упражнение 77 на стр. учебника 46. - Какие ОМОНИМЫ встретили в предложении? - Что еще необычного увидели в упражнении? - Что означает цифра в конце предложения? - Что делать, если забыл значение цифры 4? Где можно найти помощь? - Выпишите себе в тетрадь, только предложения с цифрой 4. Каждое предложение с новой строки. -Найдите и подчеркните основу предложения. (Один ученик у доски) | Выполняют задание | К: высказывание своей точки зрения и попытка ее обосновать, приводя аргументы; принятие правильной точки зрения, готовность изменить свою точку зрения. Р: понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: Выполнение теста | 2 мин | Индивидуальная форма работы. - Сейчас вам нужно будет выполнить небольшой тест. Я раздам вам карточки с заданием. - Кто выполнил тест сядьте ровно, для того чтобы я видела вашу готовность. Синонимы – это слова: а) противоположные по лексическому значению; б) близкие по лексическому значению; в) одинаковые по звучанию или написанию, но разные по лексическому значению. Омонимы – это слова: а) противоположные по лексическому значению; б) близкие по лексическому значению; в) одинаковые по звучанию или написанию, но разные по лексическому значению. 3. Антонимы – это слова: а) противоположные по лексическому значению; б) близкие по лексическому значению; в) одинаковые по звучанию или написанию, но разные по лексическому значению. 4. Запиши антонимы: широкий - _____________________ грустный - _____________________ холод - ________________________ враг - _________________________ высоко - _______________________ Запиши синонимы: смелый - _______________________ пёс - ___________________________ доктор - ________________________ радостный - _____________________ метель - ________________________ Подчеркни омонимы: Уж наступил вечер. Уж питается лягушками. Сложный код. Пушистый кот. | Выполняют задание | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: обобщение учителя | 1 мин | Индивидуальная форма работы. Продолжите предложения: - Мне понравилось… - Я бы хотел… - Я испытывал трудности… - Я научился. | Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание. | Р: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |