Актуализация знаний. Цель: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Включение в деловой ритм. После прочтения закрывает слова. -Кто больше записал слов? -Кто запомнил порядок? | Подготовка к работе. Дети читают хором вслух. Ученики должны записать столько слов, сколько запомнят. Отвечают на вопросы. | Словарная работа. Игра «Кто больше запомнит». На доске записаны восемь слов: Карандаши, снежинка, мыши, дыши, кошка, ужи, дружит, лужи. | Записать по памяти. Фронтальная проверка | Самостоятельная. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. Цель: Формируется понятие «опасное место» и почему оно так называется. Цель: дать понятие слову «орфограмма» Вопросы на понимание и углубление материала. Цель: Выявить как дети поняли материал. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. – Какое слово лишнее в этом ряду слов? Почему? – Какое есть опасное место в словах? – Что же такое опасное место? Почему оно так называется? – Есть особое слово для такого опасного места – орфограмма. – Это и будет темой сегодняшнего урока (вспомните название раздела). – Сформулируйте цель и задачи урока. – Что мы сейчас делали? – Поставьте ударение. – Найдите и подчеркните места в словах, где возможно выбрать разные буквы для обозначения звука (или другие буквы вместо тех, которые записаны). – Произнесите эти слова. Что вы слышите в этом месте? – Сделайте вывод на основе наблюдений: что мы слышим и какие буквы могли бы выбрать в этом месте, если бы написание нам было неизвестно. Но мы выбираем какую-то одну букву – букву и, а не ы. Почему? – Сделайте 2-й вывод: что помогает выбрать букву в слове? Значит, не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу, выбирая только один вариант, который будет правильным. Это и есть орфограмма. В переводе с греческого языка орфо – это «правильно». То есть орфограмма – это правильное написание. – Прочитайте определение орфограммы в учебнике и сравните с выводами, которые вы сделали при наблюдении над словами, записанными на доске. – Как определить, что перед вами орфограмма? – Как она подчёркивается? – Что вы так уже подчёркивали? – С сегодняшнего урока мы будем использовать другое слово для названия опасного места – орфограмма. – А что подчёркивается двумя чертами? | Кошка. Высказывают свое мнение. Буква после ш Здесь можно ошибиться в написании. 1. Определить, что такое орфограмма. 2. Научиться находить орфограмму в словах. 3. Узнать, какие есть виды орфограмм. 4. Учиться писать слова с орфограммами. Планировали свою деятельность. Произносят слова. Высказывают свое мнение. Оформляют свои мысли в устной форме. Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные. Есть такое правило. Правило нам указывает, какую букву нужно выбрать в слове. На слух не можем сказать, какую букву писать. Опасное место. То, что объясняет написание, помогает применить правило. | слова, написанные на доске: Пружина, живёт, уши, пушистый. | Проблемная ситуация. Диалог. Обсуждение. Прогнозирование. Работа у доски. Комментированное письмо. Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Фронтальная. Коллективное планирование учебной деятельности. Побуждающий диалог. |
Знакомство с правописанием буквы и в буквосочетаниях жи-ши как с орфограммой. Цель: вырабатывается алгоритм рассуждения по поиску орфограммы. | Спишите и найдите орфограммы. – А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? – Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши. – Прочитайте статью из толкового словаря, расположенную после упр. 164. Что узнали нового? | Выполняют задание – Здесь есть орфограмма-буква безударного гласного о (моржи), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать, а или о; буква ударного гласного и, так как слышим другой звук [ы], буква может быть ы, а не и; жили (аналогично с предыдущим примером); дальше орфограмма-пробел, так как слышим одно слово ([вмори]), можно написать слитно; последняя орфограмма – буква гласного е (в море), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать: е или и. Моржи и жили – буква ж, после ж пишется буква и. Есть ещё одно понятие – орфография, у этого слова два значения: сами правила и раздел науки о языке | Запись на доске Моржи жили в море. | Самостоятельная работа в тетради. Наблюдение. Работа по учебнику. Чтение про себя. | Групповая. |
Развитие умений – применение знания. Цель: развивается умение образовывать слова по образцу и писать слова с орфограммой-буквой и после букв шипящих [ж, ш]. | Прочитай слово и образуй другое по образцу. Устанавливает осознаность | Решают типовое задание с проговариванием алгоритма вслух. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку | Упражнение 165 Тема 13 задание 1 в рабочей тетради | Работа у доски. Работа в тетради. Взаимопроверка. | Фронтальная. Самостоятельная. Работа в паре. |
Рефлексия деятельности (итог). Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности. | – Вспомните, какие были цель и задачи урока? Выполнили ли мы их? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | «светофор» Откройте упражнение 148 «Дидактического материала» это домашнее задание, как вы думаете, справитесь вы с ним? | Подведение итога по вопросам учителя. | Совместная деятельность учителя и детей. |