СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Орфография. Орфографические нормы русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Орфография – раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей. Изучаемые понятия: орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы.

Своя орфография есть в каждом из современных языков, и это не удивительно, ведь иначе люди так и не смогли бы прийти к общему мнению, как правильно писать то или иное слово, перестали бы верно понимать написанное другим человеком определение. Вот что такое орфография и почему она чрезвычайно важна для порядка и для понимания языка.

Изучение норм русского литературного языка необходимо каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам. 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Орфография. Орфографические нормы русского языка"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,

социально-экономических дисциплин


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

комбинированного занятия

для преподавателя




Дисциплина: Русский язык и литература



Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка

Тема 2.6 Орфография. Орфографические нормы русского и литературного языка


Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовый уровень обучения)


Курс I

















2016 г.


Одобрена Цикловой комиссией общих гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и математических дисциплин


Протокол № _____


от_____________2016 г.


Председатель__________________






Разработчик: преподаватель русского языка Хританкова Н.Ю.













Оглавление

Методический лист 4

Мотивация изучения темы 4

Список использованных источников 4

Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык» 5

Примерная хронокарта занятия 6

План самостоятельной работы студентов 8

Приложение 1 9

Приложение 2 10

Приложение 3 11

Эталоны ответов 12

Критерии оценки 14





Методический лист

Вид занятия: комбинированный.

Уровень усвоения информации: первый (узнавание) + второй (воспроизведение).

Учебные цели: формировать понятия о нормах русского, родного литературного языка и умения применять знания о них в речевой практике; формировать умение устранять ошибки и недочеты в своей устной речи, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Воспитательные цели: способствовать формированию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма нормы современного русского литературного языка.

Развивающие цели: развивать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать и развивать практическое творческое мышление, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней.

Методы обучения – репродуктивный.

Время занятия: 90 минут.


Мотивация изучения темы

Орфография – раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей. Изучаемые понятия: орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы.

Своя орфография есть в каждом из современных языков, и это не удивительно, ведь иначе люди так и не смогли бы прийти к общему мнению, как правильно писать то или иное слово, перестали бы верно понимать написанное другим человеком определение. Вот что такое орфография и почему она чрезвычайно важна для порядка и для понимания языка.

Изучение норм русского литературного языка необходимо каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам.


Список использованных источников


  1. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших
    классах [Текст]/ - М.: Просвещение, 2008. - 286с.

  2. СловоТоп / Что такое орфография? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.slovotop.ru/7/orfografiya.html

  3. Refdb.ru / Орфографические нормы и типы орфографических норм [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://refdb.ru/look/2531454.html

Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 2.

Нормы современного русского литературного языка

87


Тема 2.6. Орфография. Орфографические нормы русского и литературного языка

Содержание учебного материала

2

Правописание гласных. Правописание согласных. Употребление букв Ъ и Ь. Правописаний окончаний разных частей речи. Правописание суффиксов разных частей речи. Правописание частиц «не» и «ни». Н и НН в словах разных частей речи. Правописание сложных слов. Правописание наречий. Правописание предлогов и союзов. Соблюдение в практике письма орфографических норм русского литературного языка.


1, 2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебником, выполнение упражнений [3, с.86, упр.111];

- работа с конспектом лекции.

1




Примерная хронокарта занятия

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

1

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

Организационный этап

1

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради

Мотивационный этап

1

Развитие интереса к новой теме

Объясняет студентам важность изучения данной темы

Слушают, задают вопросы

Методическая разработка занятия

Цели занятия

1

Установка приоритетов при изучении темы

Озвучивает цели занятия

Слушают, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка занятия

Проверка домашнего задания

10

Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала данной темы по школьной программе

Проверяет готовность студентов к занятию

Отвечают на вопросы преподавателя, проверяют д.з., показывают презентацию

Приложение 1 (Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. с.96, упр.128)

Изложение исходной информации

10

Способствовать формированию знаний и умений по теме, понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней

Излагает новый материал

Слушают, читают материал в учебнике, записывают

Методическая разработка занятия

Выполнение заданий для закрепления знаний

25

Закрепление знаний, формирование способности анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными

Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Выполняют задания, проверяют, вносят коррективы

Приложение 2

Конечный контроль новых знаний

35

Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях

Инструктирует и проводит контроль

Выполняют задания

Приложение 3

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

2

Формирование и закрепление знаний

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения

Записывают задание

- работа с учебником [3, с.86, упр.111]

Подведение итогов

5

Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе

Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении

Журнал группы


Блок информации

Орфография (от греч. orthos прямой, правильный и grapho пишу) - прикладной раздел языкознания, определяющий способы передачи слов на письме с помощью буквенных и небуквенных (дефисов, пробелов, черточек) графических символов, а также устанавливающий орфографические правила. Орфография состоит из нескольких разделов:

  • написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

  • слитное, раздельное и дефисное написания;

  • употребление прописных и строчных букв;

  • правила переноса;

  • правила графических сокращений слов.

Фонематический принцип русской орфографии

Орфография опирается на определённые принципы: фонематический, фонетический, традиционный и дифференцировочный.

Фонематический принцип заключается в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным. При фонетическом принципе орфографии на письме обозначается не фонема, а звук. Фонетическому принципу в русском языке подчиняется например, написание приставок, оканчивающихся на [з]. Они пишутся то с буквой с, то с буквой з в зависимости от качества следующего согласного: разбить – расколоть. Суть дифференцировочного принципа состоит в том, чтобы орфографически различать то, что не различается фонетически. При этом буквы ассоциируются непосредственно со смыслом: поджёг (гл.) – поджог (сущ.). Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека).

В русской орфографической системе основным, ведущим принципом является фонематический. Именно на нём строятся основные орфографические правила, другие же принципы используются частично.

Слитное, раздельное и дефисное написание

регулируется традиционным принципом с учетом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределенных местоимений с предлогами (не с кем) и некоторых наречий (в обнимку), части слов – слитно или через дефис (ср.: по моему мнению и по-моему).

Употребление прописных и строчных букв

регулируется лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.

Правила переноса слов

с одной строки на другую: при переносе учитывается, прежде всего, слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збить. Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са.


План самостоятельной работы студентов


Название этапа

Описание этапа

Цель

Время

Выполнение заданий для закрепления текущих теоретических и практических знаний

1. Выполнение заданий. Приложение № 2


Систематизация, закрепление материала, формирование умений, привитие аккуратности. Выработка умения использовать знания норм в своей речи

25

Конечный контроль

Выполнение заданий для конечного контроля. Приложение № 3

Выяснение степени достижения цели занятия

30

Отчет

Студенты отчитываются о проделанной работе, доказывают свою точку зрения

Выработка умения аргументирование отстаивать свою точку зрения

5



Приложение 1

Проверка домашнего задания





Приложение 2

Задания для закрепления знаний

Упражнение 103. Спишите. Объясните (устно), на чём основано раздельное или слитное написание слов.

Укрыться от дождя под (на)вес, ценить (на)вес золота; умчаться (в)даль, всматриваться (в)даль степи; продвигать­ся (в)глубь пустыни, отойти (в)глубь; вернуться домой (во)время, заболеть (во)время каникул; войти (в)плотную массу облаков, подойти (в)плотную к берегу; насыпать ко­фе (в)ручную мельницу, обрабатывать детали (в)ручную.



Упражнение 109. Спишите. Объясните (устно) написание ь.

1) Приближалась довол(?)но скуч(?)ная пора, стоял ноябр(?) уж у двора. (П.) 2) Нян(?)ка Вар(?)ка, девоч(?)ка лет тринадцати, качает колыбел(?). (Ч.) 3) Он век свой нян(?)чится с малыми ребятами. (Даль) 4) Дожд(?) шёл по­рывами, переходя то в ливен(?), то в изморос(?). (Аре.) 5) Измороз(?) — похожий на иней снегообразный осадок. (Т. С.) 6) Смеются гос(?)ти, и брен(?)чат стаканы. (Л.) 7) В награду любого воз(?)мёшь ты коня. (П.) 8) На столе лежала карта Волги, вся исчер(?)ченная синими и красны­ми знач(?)ками. (Верш.) 9) Тут самая мален(?)кая лачуж­ка украшена хитрейшей рез(?)бою. (Пришв.) 10) Не отка­жите мне в моей прос(?)бе. (П.) 11) Она села за письмен­ный столик. (П.) 12) На следующий ден(?) я видел Зинаиду только мел(?)ком. (Т.) 13) Гон(?)щики приняли старт ран(?)ним утром. (Газ.) 14) Я раболепства не терплю, не л(?)сти, не унижайся! (Н.)





Приложение 3

Задания для конечного контроля новых знаний

Упражнение 189. Спишите. Объясните правописание.

1) (Девяно)столетний юбилей, новое (лет..)счисление, праз(?)ное (врем..)пр..провождение, неожиданное (с)(ум..)сшествие, (с)(ум..)сшедшая скорость. 2) Отсутствовать (пол)года, скосить (пол)луга, исходить (пол )Р..сии, об..ехать (пол)Европы, отстать на (пол)очка, отработать (пол)смены, встать (пол)третьего, перерыв в (пол)одиннадцатого, (пол)ложки мёду, купить (полу)кеды, сделать (по­лу)оборот, отрезать (пол)лимона, выйти в (полу)финал.



Задание 1.Спишите. Объясните написание суффиксов существительных и прилагательных.

Канад…кий, шотланд…кий, аббат…кий, алюмини…вый, натри…вый, коричн…вый, гречн…вый, кокетл…вый, навязч…вый, участл…вый, ворчл…вый, лягуш…чий, кош…чий, угл…ватый, крючк…ватый, син…ватый, угр…ватый, гагар…нский, мытищ…нский, халат…к, колокольч…к, луков…чка, жиж…ца (жижа), тем…чко, стрем…чко, плем…чко, голов…нька, шуб…нька, кис…нька, дев…нька, переклад…нка, виноград…нка, монаш…нка, француж…нка, черкеш…нка, зим…шка, доход…шко, завод…шко, амбар…ще, болот…ще, переводч…к, советч…к, пулеметч…к, застройщ…к, бомбардировщ…к, прожорл…вый, плох…нький, калмы…кий, декабр…ский; томит…льный; том…к Блока; толщ…на доски; обжорл…вый; обломовщ…на; обманщ…к; оборонит…льный; обор…чка на платье; ткан…вый, тонич…ский стих; огурч…к; однотомн…к; одуванч…к; ожерель…це; опричн…на; оглушит…льный; огароч…к; елец …кий (г. Елец).


Задание 2. Спишите. Объясните написание частиц НЕ и НИ.

Мужчина н… полный; н…согласный с требованиями учителя; семья была н… богатая, а бедная; путь был н…лёгкий, но прямой; день н… пасмурный и н… ясный; н…сколько н… интересное задание; человек он н…приветливый; он н… рад этому; он н… должен делать это; я чувствую себя н…дурно; я читаю н…много; совершенно н…радостный день; мне н…легко; он поступает н… по-дружески; он поступил н… красиво; он был отнюдь н… дурак; это был далеко н… успех; н…пригодный н… для чего; во что бы то н… стало; она н… могла …е увидеть это; это была н…лепость; н… то н… сё; он был н… в силах это сделать; н… в чём н… повинный юноша; н…льзя не… восхищаться; н… тихо, н… громко течёт рассказ; н… подходит н… то н… другое; как н… в чём н… бывало; он н… жив н… мёртв; н… больше н… меньше; н… много н… мало; н…тронутые морозом деревья; н… в коем случае; они н…примиримы.



Эталоны ответов Приложение 2

Приложение 3

Задание 1.Спишите. Объясните написание суффиксов существительных и прилагательных.

Канадский, шотландский, аббатский, алюминиевый, натриевый, коричневый, гречневый, кокетливый, навязчивый, участливый, ворчливый, лягушичий, кошичий, угловатый, крючковатый, синеватый, угреватый, гагаринский, мытищинский, халатик, колокольчик, луковичка, жижица (жижа), темечко, стремечко, племечко, головонька, шубонька, кисонька, девонька, перекладинка, виноградинка, монашенка, француженка, черкешенка, зимушка, доходишко, заводишко, амбарище, болотище, переводчик, советчик, пулеметчик, застройщик, бомбардировщик, прожорливый, плохонький, калмыцкий, декабрьский; томительный; томик Блока; толщина доски; обжорливый; обломовщина; обманщик; оборонительный; оборочка на платье; тканевый, тонический стих; огурчик; однотомник; одуванчик; ожерельице; опричнина; оглушительный; огарочек; елецкий (г. Елец).


Задание 2. Спишите. Объясните написание частиц НЕ и НИ.

Мужчина неполный; не согласный с требованиями учителя; семья была не богатая, а бедная; путь был нелёгкий, но прямой; день не пасмурный и не ясный; нисколько не интересное задание; человек он неприветливый; он не рад этому; он не должен делать это; я чувствую себя недурно; я читаю немного; совершенно не радостный день; мне нелегко; он поступает не по-дружески; он поступил некрасиво; он был отнюдь не дурак; это был далеко не успех; не пригодный ни для чего; во что бы то ни стало; она не могла не увидеть это; это была нелепость; ни то ни сё; он был ни в силах это сделать; ни в чём не повинный юноша; нельзя не восхищаться; ни тихо, ни громко течёт рассказ; не подходит ни то ни другое; как ни в чём не бывало; он ни жив ни мёртв; ни больше ни меньше; ни много ни мало; не тронутые морозом деревья; ни в коем случае; они непримиримы.


Критерии оценки

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.



Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении заданий, учитываются при выведении оценки.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за работу, в которой допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за работу, в которой допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя