«Право и ответственность»
Классный час, 4 класс
Тема: Что такое ответственность?
Цель: формировать у детей умение анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Оборудование: словарь Ожегова, рассказ Н.Н.Носова «Карасик», карточки для работы в парах, в группах.
Ход занятия.
1.Организационный момент
2. Постановка цели классного часа
- Мы живём в обществе не одни.
- Хотим мы или не хотим, но нам ежедневно приходится общаться с теми, кто нас окружает. В свою очередь окружающие тоже вынуждены общаться с нами. Часто от взрослых вы слышите: «Будь более ответственным!» Как вы понимаете эти слова?
- О чем пойдет разговор на нашем классном часе?
3. Работа по теме классного часа
Поиск определения «ответственность» в словарях и обсуждение.
- Расскажите о случае, когда вы поступали ответственно с вашей точки зрения. Какие чувства вы испытывали?
- Расскажите о случае, когда вы поступали безответственно с вашей точки зрения. Какие чувства вы испытывали в этой ситуации?
Работа в парах
Распределить поступки на 2 группы.
- Свалить вину на других
- Наводить порядок
- Вначале закончить работу, а потом играть
- Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная
- Оставляете вещи в беспорядке, чтобы за вами убрали другие
- Сначала делаете, а потом думаете
- Сначала думаете, потом делаете
Проверка.
- С заданием справились, значит, отнеслись к работе ответственно.
4. Беседа
- Ответственность проявляется в самых различных ситуациях. Вся жизнь человека состоит из больших и малых событий. Некоторые из этих событий оказывают решающее влияние на его судьбу, другие проходят почти бесследно. Какие, по-вашему, поступки следует отнести к непоправимым, а последствия каких действий можно исправить?
Обучающиеся называют непоправимые и поправимые житейские поступки, которые записываются на доске в две колонки. (Убийство, казнь, предательство, неверное лечение, донос, подлог, клевета, несправедливое наказание, неоказание помощи, приучение к наркотикам, алкоголю, табаку и др.; опоздание, шалость, порча вещи, потеря чего-либо, ложь, воровство, подделка, непослушание…)
- Многие житейские ошибочные действия и их последствия можно исправить. Большинство ошибочных действий можно объяснить и оправдать, но вспоминать и говорить о нем неприятно. Почему же на вопрос можно ответить легко, а за поступок трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?
Обучающиеся говорят о чувстве стыда, страхе перед наказанием, боязни унижения, опасении, что люди не смогут понять провинившегося. В качестве примера читаем и анализируем рассказ Н.Н.Носова «Карасик».
- Неприятные последствия тех или иных поступков нередко можно предвидеть. А какие черты характера приводят к непоправимым поступкам.
Обучающиеся называют излишнюю доверчивость, легкомыслие, беззаботность, безответственность, страх…
Работа в группах
А) Каждая группа учащихся получает карточку с заданием, выполнение которого предполагает коллективное обсуждение и поиск ответа:
Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания)
Что заставило царя в сказке «Конек-горбунок» прыгнуть в кипящий котел? (Зависть к красоте и молодости Ивана)
Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке «Красная шапочка»? (Болтливость)
Что погубило раджу, героя мультфильма «Золотая антилопа»? (Жадность, жажда наживы)
Б) Из разрезанных карточек собрать пословицу «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Обсуждение пословицы
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Возможно ли избежать ошибок в жизни?
- Что хуже безделье или ошибка?
- Всегда ли человека, совершившего ошибку, нужно осуждать? Нет ли случаев, когда такой человек достоин уважения? (Например, Буратино. Он по глупости поверил Базилио и Алисе, но не от жадности, а потому что хотел купить папе Карло куртку).
- Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки? (Признание ошибки требует мужества, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, они достойны уважения).
5. Рефлексия:
- Все ли было понятно на классном часе?
- Что нового и полезного для себя узнали?
Для подготовки классного часа были использованы источники:
Бирюкова Т.В. Классный час «Что значит быть ответственным?» http://nklassitumch.ucoz.ru/load/vneklassnaja_rabota/klassnyj_chas_quot_chto_znachit_byt_otvetstvennym_quot_4_klass/2-1-0-23
Степанова Татьяна Васильевна Классный час «Ответственность» http://www.zavuch.info/methodlib/276/108957/