Внеклассное занятие
воспитателя Казанской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната№7
Федорова Г.Г.
Что такое ответственность?
Задача: На основе анализа знакомых литературных произведений способствовать формированию у детей положительных черт характера. Чувства ответственности за свои поступки.
Оборудование: Пословицы, написанные на доске; рисунок большого сердца для каждой группы.
Ход классного часа
Актуализация знаний
(На доске записаны пословицы: «Задним умом дело не поправишь», « После дела за советом не ходят»
-Как вы понимаете смысл пословиц?
-Как же избежать ошибок в жизни?
-Что хуже: бездействие или ошибка?
(дети отвечают на поставленные вопросы)
Беседа об ошибках
- Какие в жизни могут быть ошибки? (поправимые и непоправимые)
- Назовите жизненные примеры поправимых ошибок . (двойка за самостоятельную работу, опоздание в музыкальную школу, разбитый стакан, потеря кошелька и т.д.)
- Как можно исправить данные ошибки? (дети отвечают)
- Не зря говорят: « На ошибках учатся». А что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? ( Ошибки, приведшие к потери здоровья, смерть и т.д.)
- О какой ошибке вам трудно будет вспоминать и говорить
- Почему?
-Что вы понимаете под словом «Ответственность»
(дети отвечают)
Рассказ воспитателя
Ответственность - это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, т.к. человек в обществе обладает множеством прав и обязанностей.
Из словаря С.И. Ожегова: Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.
В сказке Антуана де Сент -Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит прекрасные слова: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу»
Человек должен отвечать даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей , вылетело- не поймаешь».
Сказочное путешествие
Нужно уметь предвидеть ошибки и избегать их. Говорят, дипломат сначала 2 раза подумает, прежде чем ничего не скажет. Поэтому все необходимо продумывать на несколько шагов вперед, чтобы потом не пожалеть о содеянном. А теперь вспомним сказки:
- Какая черта характера Красной шапочки привела к трагическому событию в сказке? (болтливость)
-Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)
-Из-за чего заяц лишился лубяной избушки? (из-за доверчивости)
- Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (из-за непослушания)
- Из-за чего Стрекоза из басни И.А.Крылова осталась без тепла и крова? (из-за легкомысленности)
- Из-за чего Буратино из сказки А.Н. Толстого остался без золотых монет?
( из-за глупости)
Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость. Жадность, болтливость могут привести к непоправимым последствиям.
Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно относиться к происходящему.
- Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки? (дети отвечают)
- Как вы понимаете смысл пословицы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»? (дети отвечают)
Физкультминутка
Игра «Не ошибись»
Педагог называет любое запрещенное движение, н-р руки в стороны. Затем выполняет любые упражнения, а дети за ним повторяют. Запрещенное движение выполнять нельзя.
Рассуждение
Кто когда – либо признавал свои ошибки? Какие это были ошибки? Трудно ли вам было это сделать? Какие чувства вы испытывали? (Дети высказывают свое мнение)
Признать ошибку потрудитесь
И перед другом извинитесь.
От этого авторитет
Ваш вовсе не сойдет на нет.
(Ф. Гинзбург)
Вывод: Ошибки бывают полезные, если вы на них учитесь.
Вы должны сами отвечать за свои ошибки.
Вы всегда можете пробовать, главное действовать.
У вас всегда есть выход из ситуации.
У вас есть выбор.
Работа в группах
Вос-ль. Обсудите высказывание Антуана де Сент-Экзюпери:
«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность»
(обсуждение в группах, выступление каждой группы)
Закончите высказывание
Я сорвал розу, и она завяла.
Я поймал бабочку, и она умерла у меня на ладони.
И тогда я понял… (все живое требует ответственного отношения)
Игра «Сокровища сердца»
Дети делятся на группы. Каждой группе выделяется рисунок большого сердца. В которое следует вписать все качества человека, которые делают его добрым, ответственным, волевым.
Подведение итогов
Постарайтесь воспитывать в себе такое качество. Как ответственность, и тогда в вашей жизни будет меньше проблем. Также ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью.