СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое приставка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что такое приставка»

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





Технологическая карта по русскому языку

на тему: «Что такое приставка?»

проведённого в 3 классе

студенткой 41 «А» группы

специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах





Дата проведения:

Методист: Карелина Ю.Л./_________/









г. Орел, 2024 г.



УМК Школа России

Класс: 3

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема: «Что такое приставка?».

Цель: познакомить с приставкой как значимой частью слова и формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова.

Задачи образовательные:

  • сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

  • находить приставку среди других частей слова;

  • образовывать новые слова с помощью приставки;

Развивающие:

  • развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;

  • развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;

  • развитие культуры речи и эмоций учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, интерес к учебе, родному языку.

Планируемы результаты:

Предметные УУД:

  • на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;

  • научится находить приставку среди других частей слова;

  • образовывать новые слова с помощью приставки;



Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • контролировать и оценивать свою деятельность;

  • принимать и сохранять учебную задачу, формулировать тему и цели урока, осуществлять контроль деятельности партнеров, планировать собственную деятельность;

  • осознавать возникшие трудности и искать способы их преодоления;

  • адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассника.


Познавательные:

  • развивать наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление у обучающихся; 

  • поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений;

  • развивать умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы;

  • формирование двигательных умений, умение решать задачи разными способами.


Коммуникативные:

  • развивать умение слушать и слышать учителя;

  • развивать умение использовать речь для регуляции своих действий;

  • развивать умение формулировать собственное мнение;

  • развивать умение понимать задаваемые вопросы;

  • развивать умение выражать и обосновывать свою точку зрения;

  • развивать умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Оборудование: учебник «Русский язык», карточки с заданиями, презентация.







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

(1 мин)

-Здравствуйте ребята.

Проверим вашу готовность к уроку, на ваших партах должен лежать учебник русского языка, тетрадь и пенал.

-Вспомним, что мы ученики, посмотрите на слайд и сядьте правильно.

-Сегодня на уроке вы поднимитесь на новую ступеньку знаний и откроете для себя что-то новое. Для этого будьте внимательны и активны.

-Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

(Разбор орфограмм)

Приветствуют учителя.



Проверяют рабочее место, настраиваются на работу.




Подписывают число, классная работа.

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: актуализация знаний

(3 мин)

-На ваших партах лежат карточки с заданиями, выполните их самостоятельно, на это задание у вас есть 2 минуты.

— Запишите однокоренные слова группами, выделите в них корень.

Бег, бегать, беговая; кормушка, кормовой, кормить; озеленить, зе­лёный, зелень; загадочный, загадывать, загадка.

(Проверка. Три ученика записывают слова на доске.)


Выполняют самостоятельно задание на карточках.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

(3 мин)

Игра «Да – нет». Отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».

- Слово состоит из предложений? – Нет

- Окончание – это изменяемая часть слова? – Да

- Корень – это главная часть слова? - Да

- Суффикс находится за корнем? – Да

- Суффикс – это часть речи? – Нет

- Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да        

- В слове котёнок суффикс –ок-? – Нет

- Может ли слово быть без корня? – Нет

- Окончание служит для образования новых слов? – Нет

- У родственных слов одинаковый корень? – Да

- Мы выучили все части слова? – Нет

-Назовите, все изученные части слова (корень, окончание).

-Обратите внимание на слайд.

— Спишите. Выделите в словах корень. Полёт, перелёт, вылет, отлёт.

- К какой части речи относятся эти слова? (Глагол)

— Назовите окончание в словах. (Нулевое окончание.)

—Что можно сказать об этих словах? (Это однокоренные слова.)

— Объясните лексическое значение каждого слова.

— Чем отличаются слова? (Они содержат неизвестную нам часть слова)

— Как вы думаете, для чего служит эта часть слова?

Играют в игру.




Отвечают на вопросы учителя.







Записывают слова в тетрадь.





Отвечают на вопросы учителя

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка учебных задач урока

(1 мин)

-Тема сегодняшнего урока: «Что такое приставка?»

-Какую цель мы поставим перед собой? (Узнать всё о приставке и научится образовывать с помощью неё слова)

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов с новым значением. Именно приставки придают особую выразительность глаголам. Указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявле­ния, порой придают словам разговорную окраску.

Формулируют тему и цель урока.



Знакомятся с понятием приставка.

5. Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового

способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей

затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

(10 мин)

-Откройте учебник на стр. 84, обратите внимание на упр.153

— Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова. Сравните их.

— Чем похожи все слова? (Корнем.)

— Сравните их лексическое значение. Что можно сказать? (Лексическое значение слов разное.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют приставки.)


— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое приставка? Для чего она служит? Как выделяют приставку?

— Приведите примеры слов с приставками.

— Выучите правило дома.

-Отлично, теперь немного отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А сейчас мы с вами, дети
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

Выполняют упражнение учебника.







Читают правило и пересказывают его.

Выполняют задание в учебнике.

Выполняют физкультминутку

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: зафиксировать во внешней речи полученные выводы и знания

(5мин)

Упр. 154 (с. 85).

— Прочитайте.

— Как пишутся приставки? (Всегда одинаково.)

— Найдите приставки, которые пишутся с буквой о. Прогово­рите их.

— Найдите приставки, которые пишутся с буквой а. Прого­ворите их.

— Найдите приставки, которые пишутся с буквой е. Прогово­рите их.

— В тетрадях подпишите номер упражнения и выполните письменное задание к упражнению, один ученик у доски.

- Прочитайте сведения о языке на с. 86.



Выполняют задание.



7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: проверка умения применять полученные знания в других предметных областях

(4 мин)

Упр. 156 (с. 86).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)




Выполняют задание самостоятельно.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: повторение и закрепление пройденного материала

(1-2 мин)

- Отгадайте загадки, устно выделите в словах приставки.

Не спорю — не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберёзовик.)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - серёжки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я — ... (подосиновик).





Отгадывают загадки.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

(1-2 мин)

буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что вы стоите перед домом.

Я вам говорю: в-! Что вы делаете? (Входим в дом.)

— А если я скажу: у- (уходим от дома), об- (обходим дом), от-(отходим от дома)?

- Какой же вывод можно сделать из игры? (У каждой при­ставки своё значение.)

— Что такое приставка?

- Как найти приставку в слове?

— Для чего служат приставки? Как пишутся приставки?

— Оцените свою работу на уроке, с помощью лестницы успеха (на слайде)

Домашнее задание

Составить и записать два предложения, употребив в них гла­голы с приставками.





Подводят итог урока.





































Раздатка

Запишите однокоренные слова группами, выделите в них корень.

Загадывать, озеленить, бег, кормушка, бегать, кормить, зе­лёный, загадка, зелень, кормовой, загадочный, беговая.


Запишите однокоренные слова группами, выделите в них корень.

Загадывать, озеленить, бег, кормушка, бегать, кормить, зе­лёный, загадка, зелень, кормовой, загадочный, беговая.


Запишите однокоренные слова группами, выделите в них корень.

Загадывать, озеленить, бег, кормушка, бегать, кормить, зе­лёный, загадка, зелень, кормовой, загадочный, беговая.


Запишите однокоренные слова группами, выделите в них корень.

Загадывать, озеленить, бег, кормушка, бегать, кормить, зе­лёный, загадка, зелень, кормовой, загадочный, беговая.


Запишите однокоренные слова группами, выделите в них корень.

Загадывать, озеленить, бег, кормушка, бегать, кормить, зе­лёный, загадка, зелень, кормовой, загадочный, беговая.


Запишите однокоренные слова группами, выделите в них корень.

Загадывать, озеленить, бег, кормушка, бегать, кормить, зе­лёный, загадка, зелень, кормовой, загадочный, беговая.