СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что такое приставка? Как найти в слове приставку" конспект урока 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка соответствует ФГОС

Просмотр содержимого документа
«"Что такое приставка? Как найти в слове приставку" конспект урока 3 класс»









Урок русского языка в 3 В классе

«Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»

(«Школа России»)





Подготовила:

Панекина Татьяна Александровна



2018 – 2019 учебный год








Учитель:Панекина Татьяна Александровна , учитель начальных классов МОУ «СОШ «Свердловский ЦО»

КЛАСС: 3

ПРОГРАММА «Школа России»

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: русский язык

ТЕМА УРОКА: «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»

ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова - приставкой.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Предметные:

  • создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;

  • обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:


  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2014.

  • презентация к уроку;

  • мультимедийная установка;

  • карточки для групповой и индивидуальной работы .



МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;

научится находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки.

Метапредметные:

  • познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

  • регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;

Личностные:

  • ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.






















Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

I. . Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;


Слайд 1


-Прозвенел и смолк звонок.

Он позвал нас на урок!

Девочки тихонько сели,

Мальчики тихонько сели,

На меня все посмотрели.


- Проверим готовность к уроку!


Давайте поприветствуем друг друга

- Привет сосед, улыбнись мне в ответ, я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбки сегодня дарил!






Улыбаются друг другу.

Внутренне организуются, мобилизуются на работу.



личностные

действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом;

коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


II.Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности.

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.


1)Минутка чистописания:

- Откройте тетради, пропустите 2 строчки и запишите: Слайд 2

27 октября.

Классная работа.

-Сегодня у нас на уроке присутствует всем вам известный гость, отгадайте, как его зовут?

Слайд 3

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?


- Буратино забыл, как писать букву Б, давайте ему напомним, возьмите в руки ручку и пропишите в воздухе заглавную и строчную буквы б.

- Охарактеризуйте звук б

Слайд 4

- А теперь пропишите буквы в тетради.





- Какие словарные слова мы изучили на букву б?


- Составьте предложение с одним из словарных слов.


2) Работа с пословицей:

Слайд 5

Маленькое дело лучше большого безделья.

- Объясните смысл пословицы.

3) Актуализация знаний:

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.


- Как вы думаете – может ли быть слово без корня?


-Что такое окончание?








- Как найти окончание?

- Смоделируйте на доске те части слова, которые мы уже изучили.



Записывают в тетради число





















- согл., звонкий , парный(д)








Быстро, берёза



Составляют предложение.




Объясняют смысл пословицы.









-Нет.



-Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

- Чтобы найти окончание надо изменить форму слова.



На доске из магнитов моделируют части слова.

Давать характеристику звуков, понимать и объяснять смысл пословицы.

Обобщать ранее изученный материал о составе слова.

регулятивные

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию


познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания


коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной форме


III. Постановка учебной задачи.

Цель:

– организовать формулировку темы, цели урока.

- Выпишите слово «безделья»- разберите его по составу






- Достаточно ли тех знаний, что мы имеем?












- О чём же мы будем говорить на уроке? Слайд 6

- Тема нашего урока «Что такое приставка?», и мы с вами ответим на главный вопрос урока:

-что такое приставка?

- место приставки в слове;

- для чего служит приставка.


Один ученик у доски.

Разбирают слово по составу в соответствии с алгоритмом.


Приходят к выводу, что им недостаточно знаний для решения данного задания.





Формулируют тему урока.

получат первоначальные знания о приставке;

познакомятся с местоположением приставки

регулятивные

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

познавательные

На основе анализа объектов делать выводы.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания и способов действия)


Цели:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.


Слайд 7

Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них, дружок, сейчас

Начнём наш разговор.

Все достоинства обсудим

И похвалим от души,

Как использовать их будем,

Сам скорее расскажи!


Исследовательская работа слайд 8


1) Фронтальная работа.

На доске:

Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит

-Докажите, что данные слова являются однокоренными. Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов. Слайды 9-10

- Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово?

- Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня?

- Как называется эта часть слова?


2) Работа по учебнику

Стр. 84 Правило

Стр. 85Таблица приставок, которые всегда пишутся одинаково.



















Высказывают предложения

-пере,-под, -в,-вы,

-об,-у













- Перед корнем


-Приставка.



Читают правила на с. 84-85




научатся находить приставку среди других частей слова;

выяснят значение приставок

Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Работать в группе (коммуникативные УУД).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).




V. Первичное закрепление во внешней речи


Цели:

– организовать применение нового знания;

– организовать выполнение самостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку,



1)Фронтальный опрос


- Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?


- Для чего она служит?


- Как нужно действовать, чтобы правильно написать приставку?


2)Работа по карточке № 1 (Устно)

- Ребята, вспомните, что такое антонимы. Сейчас я буду называть глагол с приставкой, а вы подбираете антоним к этому слову.

Ушёл – пришёл.

Отбежал-подбежал.

Открыл-закрыл.

Принёс-унёс.

Вошёл-вышел.

Залез-слез.

Заклеил-отклеил.

Взял-отдал.

Развязать – завязать.

Вбежать – выбежать.

Внести – вынести.

Развернуть – завернуть.

Вползти - выползти.







-Приставка.




-Для образования новых слов.

-Подобрать однокоренные слова с приставками.



Формулируют правило «Что такое антонимы?»





Составляют антонимы



Находить приставку в слове, понимать значение приставок, уметь работать со схемами.




регулятивные

Проговаривать последовательность действий на уроке, находить и исправлять ошибки самостоятельно

коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других , умение работать в паре

личностные

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Физминутка

Цель: здоровьесбережение


Видеогимнастика


Выполняют действия в соответствии с видеогимнастикой



VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Цели:

– Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

– организовать самопроверку;



1)Работа в паре


Гимнастика для глаз


2)Работа в группах

Вспомним правила работы в группе

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!»


Группа – это значит вместе,

Группа – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.


Группа нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.


А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.


В своей группе нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.



Карточки № 2




Выполняют работу в паре, как закончили - взялись за руки



Самопроверка.




Проговаривают в стихотворной форме правила работы в группе






















Выполняют работу в паре, как закончили - взялись за руки

Самопроверка.

Уметь правильно выбирать приставки, понимать значение приставок, писать слитно со словами.

коммуникативные

формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

познавательные

строить речевое высказывание в устной форме

регулятивные

принимать и сохранять учебную задачу

VII. Включение в систему знания и повторение

Цели:

– Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;

- организовать выполнение самостоятельной работы;



1) фронтальная работа

- Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы хлопаете в ладошки. Если покажу слово, в котором нет приставки, вы сидите тихо.

делать, сделать,

вез, отвез, вывез, занес, нес, принес, мороз, заморозил.


2) самостоятельная работа

(работа в р/т с. 45 упр. 110)















Выполняют задание в рабочей тетради

Уметь выделять приставки в словах.

познавательные

строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

коммуникативные

аргументировать свою позицию;

регулятивные

преобразовать практическую задачу в познавательную;

личностные

ученик получает возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.


VIII. Итог урока


Тест

1. Приставка – это:

а) главная часть слова

б) значимая часть слова


2. Приставка стоит:

а) перед корнем

б) после корня

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении

б) для образования новых слов

4. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова

б) неизменяемая часть слов


5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова


6. В каком слове есть приставка:

а) записка

б) замок


Ответы детей.


Знать, что такое приставка, её нахождение в составе слова, для чего она служит и её значение

коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной форме


IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

– Закончите предложения:

• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…






- Выберите, пожалуйста, тот смайлик, который покажет, как вы поняли новую тему.

Проводят анализ своей собственной учебной деятельности







Показывают смайлики, обосновывают свой ответ.



Регулятивные

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

X. Домашнее задание

Цель:

– организовать выполнение д/з.

Правила с. 84-85 упр.156

(Вставить приставки в слова, списать словосочетания и выделить приставки)


Слушают пояснения учителя, записывают в дневник.


коммуникативные

Слушать и понимать речь других



Приложение

Карточки для групповой работы




Задание для 1 группы

…бежал за угол

…бежал из дома

…бежал первым

…бежал через дорогу

…бежал от края

Подсказка:

За - вы - при - пере - от - про -



Задание для 2 группы

…читал маме

…читал вслух

…читал снова

…читал в журнале

…читал до конца

Подсказка:

За - про - пере - вы - до -


Задание для 3 группы

...писал письмо

… писал рассказ

…писал в тетрадь

…писал красиво

…писал из словаря

Подсказка:

На - до - за - пере - вы -

Карточки для работы в паре



Вставьте подходящие по смыслу приставки:

…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!