PROBLEM-BASED LEARNING (PBL)
Проблемно-ориентированное обучение (PBL) — это метод обучения, в котором сложные проблемы реального мира используются в качестве средства содействия усвоению учащимися концепций и принципов, а не прямого представления фактов и концепций. В дополнение к содержанию курса PBL может способствовать развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков и навыков решать проблемы. Это также может предоставить возможности для работы в группах, поиска и оценки исследовательских материалов, а также обучения на протяжении всей жизни (Duch et al, 2001).
ПОО может быть включено в любую учебную ситуацию. В самом строгом определении PBL этот подход используется в течение всего семестра в качестве основного метода обучения. Однако более широкие определения и варианты использования варьируются от включения PBL в лабораторные занятия и занятия по дизайну до его использования просто для начала отдельного обсуждения. PBL также можно использовать для создания элементов оценки. Основная нить, связывающая эти различные варианты использования, — это практическая проблема.
Любую предметную область можно адаптировать к PBL, проявив немного творческого подхода. Хотя основные проблемы будут различаться в зависимости от дисциплины, есть некоторые характеристики задач PBL, общие для большинства дисциплин (Duch, Groh and Allen, 2001):
Проблема должна мотивировать учащихся к более глубокому пониманию концепций.
Проблема должна требовать от учащихся принятия обоснованных решений и их защиты.
Проблема должна включать цели содержания таким образом, чтобы связать ее с предыдущими курсами/знаниями.
При использовании группового проекта задача должна иметь определенный уровень сложности, чтобы учащиеся могли работать вместе для ее решения.
При использовании многоэтапного проекта начальные этапы проблемы должны быть открытыми и увлекательными, для вовлечения учащихся в проблему.
Проблемы могут быть заимствованы из разных источников: газет, журналов, журналов, книг, учебников и телевидения/фильмов. Некоторые из них имеют такую форму, что их можно использовать без особого редактирования; однако другие необходимо адаптировать, чтобы их можно было использовать. Следующие рекомендации из книги «Сила проблемного обучения» (Duch et al, 2001) написаны для создания задач ПОО для класса, ориентированного на этот метод; однако общие идеи можно применить и в более простом использовании ПОО:
Выберите центральную идею, концепцию или принцип, которые всегда преподаются в данном курсе, а затем подумайте о типичной задаче, задании или домашнем задании в конце главы, которое обычно поручают студентам, чтобы помочь им усвоить эту концепцию. Перечислите цели обучения, которых должны достичь учащиеся, решая проблему.
Подумайте о реальном контексте рассматриваемой концепции. Разработайте повествовательный аспект проблемы, возникающей в конце главы, или исследуйте реальный случай, который можно адаптировать, добавив мотивации учащимся к решению проблемы. Более сложные проблемы заставят учащихся выйти за рамки для их решения. Посмотрите журналы, газеты и статьи, чтобы найти идеи по поводу сюжетной линии. Некоторые специалисты ПОО общаются с профессионалами в этой области в поисках идей о реалистичном применении преподаваемой концепции.
Проблему необходимо вводить поэтапно, чтобы учащиеся могли выявить проблемы обучения, которые побудят их к исследованию целевых концепций. Ниже приведены некоторые вопросы, которые могут помочь в этом процессе:
Как будет выглядеть первая страница (или этап)? Какие открытые вопросы можно задавать? Какие проблемы обучения будут выявлены?
Как будет структурирована проблема?
Как долго будет сохраняться проблема? Сколько часов занятий потребуется для завершения?
Будет ли учащимся предоставлена информация на последующих страницах (или этапах) по мере решения проблемы?
Какие ресурсы понадобятся студентам?
Какой конечный продукт получат учащиеся после решения задачи?
Напишите руководство для учителя с подробным описанием учебных планов по использованию задачи в курсе. Если курс рассчитан на средний или большой класс, может потребоваться сочетание мини-лекций, дискуссий всем классом и работы в малых группах с регулярным отчетом. В руководстве для учителя могут быть указаны планы или варианты циклического перемещения по страницам задачи, чередуя различные способы обучения.
Последним шагом является определение ключевых ресурсов для студентов. Студентам необходимо научиться находить и использовать учебные ресурсы самостоятельно, но может быть полезно, если преподаватель укажет несколько хороших источников, с которых можно начать. Многие студенты захотят ограничить свои исследования Интернетом, поэтому важно направить их также в библиотеку.
Метод распределения задачи ПОО подпадает под три тесно связанных метода обучения: тематические исследования, ролевые игры и моделирование. Тематические исследования предоставляются студентам в письменной форме. В ролевых играх учащиеся импровизируют сцены на основе данных описаний персонажей. Сегодня моделирование часто включает в себя компьютерные программы. Независимо от того, какой метод используется, суть метода остается той же: реальная проблема.
Литература
Дач Б.Дж., Гро С.Э. и Аллен Д.Э. (ред.). (2001). Сила проблемного обучения . Стерлинг, Вирджиния: Стилус.
Граша, А.Ф. (1996). Преподавание со стилем: практическое руководство по улучшению обучения путем понимания стилей преподавания и обучения. Питтсбург: Издательство Alliance.